Файл: Особенности управления региональным рынком труда (Анализ состояния рынка труда в г. Тамбов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом необходимо помнить, что чем больше выгод получают работодатели от данного партнерства, тем больше возможностей у государства при влиянии на рынок труда.

Рисунок 7. Социальная эффективность стратегического партнерства

Социальная эффективность от стратегического партнерства государства, работодателей и системы профессионального образования будет определяться:

  1. степенью адаптивности и гибкости образовательных учреждений к потребностям рынка труда и приведения учебных планов в соответствие востребованным работодателями компетенциям;
  2. уровнем устойчивости управления профессиональным образованием через введение обязательных стажировок, заказов на научные исследования и др.

Среди социальных последствий внедрения предложенной модели можно выделить следующие:

  1. быстрая адаптация выпускников к началу профессиональной карьеры;
  2. обеспеченность работодателей квалифицированными работниками;
  3. решение научных и прикладных проблем работодателей; повышение качества профессиональной подготовки выпускников и их конкурентоспособности на рынке труда.

К мероприятиям, которые должны осуществляться субъектами партнерства относятся:

  1. осуществление мониторинга спроса и предложения на рабочую силу на территориальном (районном) рынке труда; обеспечение доступности информации о состоянии рынка труда;
  2. проведение «ярмарок вакансий» учебных и рабочих мест (выездных, специализированных) для различных категорий граждан;
  3. проведение отбора образовательных учреждений Тамбовской области по размещению заказов на оказание образовательных услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан;
  4. проведение мониторинга закрепляемости на рабочих местах (трудоустройства) безработных граждан после окончания профессионального обучения;
  5. проведение работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и формированию квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Тамбовского района.

Положительным социальным результатом, которого можно добиться при реализации указанных и др. мероприятий, можно считать:

  1. перераспределение рабочей силы с учетом сложившейся потребности в кадрах;
  2. организацию профессиональной подготовки по профессиям, востребованным на рынке труда;
  3. приобщение к труду подростков и закрепление на первых рабочих местах выпускников профессиональных учреждений, а также социальной интеграции инвалидов.

При реализации предложенной модели необходимо учесть следующее: по информации городского центра занятости населения перечень профессий (специальностей), по которому предполагается оказание государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, составляет 25 наименований. В будущем, в процессе мониторинга рынка рабочей силы, число профессий (специальностей) может быть, как увеличено, так и сокращено.

Кроме того, особое внимание следует уделять созданию новых качественных рабочих мест, преимущественно, в рамках инвестиционных (инновационных) проектов, реализуемых в Тамбовском районе. Акцент желательно сделать на создание высокопроизводительных и достойно оплачиваемых рабочих мест.

Наибольшее количество новых рабочих мест необходимо создавать именно в сфере промышленного комплекса, а также потребительского рынка, платных услуг муниципального района; среднегодовое число вновь созданных рабочих мест должно оставаться на уровне 300-500 человек. Это вполне реальные, просчитываемые параметры.

Попробуем провести оценку экономической эффективности предложенной модели стратегического партнерства для работодателей.

Как было выявлено в п.2.1 профессионально-образовательные учреждения г Тамбова выпускают специалистов именно по профессиям, которые востребованы на рынке труда.

Число вновь создаваемых рабочих мест (как было сказано выше) в ближайшие годы будет оставаться на уровне 300-500 человек.

Исходя из приведенной статистики п. 2.1, на 01.01.2018, в банк данных вакансий Центра занятости населения города Тамбова заявлено 1661 вакантное рабочее место, из них: для рабочих - 73,0%, служащих - 27,0%.

Спрогнозируем увеличение поступлений в региональный бюджет и внебюджетные фонды, исходя из предположения о том, что 400 человек, охвачены предлагаемой моделью стратегического партнерства, а, следовательно, получают работу в соответствии с контрактными целевыми договорами сразу после окончания учебы.

Принимаем среднемесячную заработную плату в размере 30 тыс. руб.

Начисленная заработная плата всех работников за год составит:

400 чел. х 30000 руб/чел. х 12 мес. = 144 млн. руб.

Это естественные затраты предприятия из ФОТ, которые уже заложены в себестоимости и не повлекут повышения цен.

Величина НДФЛ (не учитываем стандартные вычеты на детей) составит:

144 млн. руб. х 0,13 = 18,72 млн. руб.

Сумма недополученных бюджетом поступлений по подоходному налогу составит 18,72 млн. руб.


Отчисления страховых взносов в пенсионных фонд, в фонд социального страхования, в фонд медицинского страхования составят:

144 млн. руб. х 0,3 = 43,2 млн. руб.

Таким образом, сумма в размере 43,2 млн. руб. - это недопоступления во внебюджетные фонды.

То есть суммарный объем потерь от невовлечения безработных на востребованные специальности в экономическую деятельность региона достигает 61,92 млн. руб.

Прямые безвозвратные социальные расходы только в виде минимального пособия по безработице исчисляются суммой 4,08 млн. руб. (850 руб. х 400 чел. х 12 мес.), не говоря уже о других статьях затрат Центра занятости.

Итого экономический эффект по прогнозным данным может составить 18,72 млн. руб. + 43,2 млн. руб. + 4,08 млн. руб. = 66 млн. руб.

При использовании разработанной модели временные затраты предприятия как на поиск кандидата, так и денежные затраты на его последующее обучение, можно не учитывать, так как заключенные целевые связанные договоры с учебными заведениями уже предусматривают наличие кандидата на вакантную должность (после успешной стажировки, учебных, преддипломных практик), гарантированное также и властью муниципалитета.

Экономической эффективностью в данном случае является то, что бюджет и внебюджетные фонды получают дополнительные поступления в виде налогов и сборов.

При этом работодатель получает специалиста востребованной квалификации.

Также, администрации Тамбова необходимо и в будущем осуществлять меры дополнительной поддержки выпускникам образовательных организаций, молодым специалистам в сфере образования путем компенсации выплат за коммунальные расходы, материальной поддержки молодым специалистам на улучшение жилищных условий и пр.

Имеющиеся прогнозы развития демографической ситуации в Тамбове показывают, что основным источником ее оптимизации является наряду с обеспечением снижения оттока рабочей силы (прежде всего квалифицированной) стимулирование трудовой миграции. Это требует разработки мероприятий, имеющих своей целью создание сбалансированной системы привлечения и удержания миграционного потока, отвечающего заданным характеристикам: квалификационным, образовательным, половозрастным, социокультурным.

В целях сокращения дефицита трудовых ресурсов, увеличения числа квалифицированных специалистов, оптимизации системы расселения, увеличения миграционного притока населения в городе в 2013 году была принята муниципальная программа Тамбова «Оказание содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом» на 2014-2020 годы. Программа направлена на объединение потенциала соотечественников, граждан бывшего СССР, проживающих за рубежом, с потребностями социально-экономического развития района.


Заключение

В работе выявлено, что современный рынок труда представляет собой многослойную структуру, в которую входят взаимосвязанные элементы (субъекты рынка, спрос и предложение на особенный товар, конъюнктура и др.), призванные выполнять различные функции.

На рынке труда переплетаются интересы работников и работодателей при установлении цены на рабочую силу, определении условий труда, а также со всей очевидностью проявляются социально-экономические явления, происходящие в обществе.

В сравнении с рынками труда более высших уровней, муниципальный рынок труда в большей степени реагирует на внутреннюю среду, а его особенность проявляется в том, что имея замкнутые границы, муниципальный рынок ориентирован на обеспечение отраслевых потребностей территории, ограниченного числа субъектов и сравнительной ограниченностью сферы приложения труда.

В исследуемый период на Российском рынке труда наблюдалась неоднородная динамика, в целом ситуацию удалось улучшить. Однако, региональные рынки труда характеризуются значительной дифференциацией.

После смены экономического курса и перехода к рыночной экономике формирование российского рынка труда происходило, условно говоря, в 2 этапа. Особое влияние на формирование рынка труда оказало новое законодательство: принятие Конституции РФ в 1993 году, Федерального закона «О занятости населения в РФ», Федерального закона «Об образовании» и Трудового Кодекса РФ.

В настоящее время с переходом к цифровой экономике рынку труда предъявляются повышенные требования, в частности в сфере профессионально-квалифицированных кадров.

Проведенный анализ Тамбова, показывает, что на рынке труда города Тамбова прослеживаются следующие негативные тенденции:

  • низкая конкурентоспособность женщин и молодежи без практического опыта работы;
  • рост числа высвобожденных работников в связи со структурными изменениями и модернизацией предприятий.

Существующий дисбаланс спроса и предложения на рынке труда в г. Тамбове объясняется на ряду с другими причинами, оттоком кадров из города и, конечно же, неэффективным взаимодействием с учебными заведениями, организациями и предприятиями города в области подготовки кадров для города.

В современных условиях на муниципальных рынках труда службы занятости стали важным инструментом в удовлетворении спроса на рабочую силу на рынке труда.

Существующий на рынке труда дисбаланс объясняется также оттоком кадров из города в мегаполисы в условиях большой разницы в доходах с одной стороны и, конечно же, неэффективным взаимодействием с учебными заведениями, организациями и предприятиями города в области подготовки кадров для города - с другой.


Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на рынок труда г. Тамбова, а также его возможностей позволяет обозначить основные сценарии формирования рынка труда и спроса на рабочую силу, переход к качественным преобразованиям.

В качестве базового предложен инновационный сценарий. При выборе инвестиционного сценария миссией органов местного самоуправления становится создание нормативных, организационных и институциональных условий для развития экономики знаний.

Наличие существующих проблем и новые задачи ставят на повестку дня развитие стратегического партнерства государства, работодателей и системы профессионального образования.

Эффективность предложенной в работе модели стратегического партнерства зависит от таких факторов, как: интеграция ресурсов субъектов партнерства с обязательным учетом их интересов и целей субъектов, а также всестороннего учета их возможностей.

Экономическая эффективность внедрения модели стратегического партнерства по прогнозным данным может составить 18,72 млн. руб. + 43,2 млн. руб. + 4,08 млн. руб. = 66 млн. руб. в год.

При этом работодатель получает специалиста востребованной квалификации.

Среди социальных последствий внедрения предложенной модели можно выделить следующие:

  • быстрая адаптация выпускников к началу профессиональной карьеры;
  • обеспеченность работодателей квалифицированными работниками;
  • решение научных и прикладных проблем работодателей; повышение качества профессиональной подготовки выпускников и их конкурентоспособности на рынке труда.

Список использованных источников

  1. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ//Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
  2. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 07.11.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru,
  3. Базыленко, Т. Ю. Роль государственной службы занятости в регулировании рынка труда на региональном уровне: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05/ Базыленко Татьяна Юрьевна. - М., 2013 -32с.
  4. Заборовский, З. Г. "Профессиональное образование и рынок труда" / З.Г. Заборовский, Шуклина. Е.А.. // Международный журнал экспериментального образования. - 2018. - №2-3. - С. 10- 30.
  5. Ивановская Л.С. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала. Учебно-практическое пособие. / Л.С. Ивановская, А.Я. Кибанов, Е.А. Митрофанова и др. Проспект, 2018 - 64 с.
  6. Илюхина, И.Б. Рынок труда [Текст]: учебное пособие /И.Б. Илюхина, Е.М. Самородова. - Орел: Издательство ОрелГИЭТ, 2018 - 115 с.
  7. Капелюшников, Р. И., Российский рынок труда: парадоксы посткризисного развития Р. И., Капелюшников, А. Ю. Ощепков // Вопросы экономики. - 2017.- № 7.- С. 66-92.
  8. Кашепов, А.В. Структура занятости населения по видам экономической деятельности / А.В. Кашепов //Вестник Российского нового университета. Экономика и управление. - М.- 2017.- № 2.- С.56-61
  9. Косарева, А.В. Политика занятости как институт обеспечения достойного /Достойный труд в современной России: теория и практика: коллективная монография / Л. В. Санкова, С.Г. Землянухина, Е. В. Янченко и др. / под ред. Л.В. Санковой. Саратов: КУБиК, 2014. - С. 149-156.
  10. Лях, П. П. Методика оценок эффективности мероприятий содействия занятости населения/ / П.П. Лях // Ученые заметки ТОГУ. - 2017.- № 4.- С.188-192.
  11. Основные показатели социально-экономического развития города Тамбова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://city.tambov.gov.ru/index.php?id=1050
  12. Отчет о результатах деятельности Главы города Тамбова и деятельности администрации города Тамбова за 2016-2018 годы [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://docs.pravo.ru
  13. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения. Доклад Центра трудовых исследований и Лаборатории исследований рынка труда (ЛИТР) НИУ ВЭШ/ Под ред. В. Гимпельсовна. - М., 2017. - 148 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://yandex.ru/search/?text=Российский рынок труда%3А тенденции%2С институты%2С
  14. Рофе, А.И. Экономика труда: учебник/А.И. Рофе. - М.КНОРУС, 2017. - 374 с.
  15. Рынок труда Российской Федерации в условиях действующих экономических санкций / Олейник Д.В. // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2017. - Том 7. - № 10А. - С. 135-147.
  16. Рынок труда: учебное пособие / Г. Г. Вукович, И. В. Гелета. — Ростов н/Д: Феникс, 2018. — 238 с.
  17. Рынок труда, занятость и заработная плата //Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. [Электронный ресурс] http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages
  18. Супрунов, А.К. Рынок труда в современной России / А.К. Супрунов. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2016. - № 2. - С. 10-15.
  19. Чумакова Е. А. Управление занятостью на муниципальном рынке труда: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Чумакова Екатерина Александровна; [Место защиты: Санкт-Петербургский государственный экономический университет]- Санкт-Петербург, 2015- 158 с.
  20. Экономика и социология труда: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 584 с.
  21. Экономика труда и социально-трудовые отношения: учеб - метод.пособие / Н. И. Есинова. - Х.: ХГУПТ, 2017. - 397 с.
  22. Экономика и социология труда. Теория и практика: учебник для бакалавров / Под ред. В.М. Масловой. - М.: Юрайт, 2017. -539 с.
  23. Экономика труда: теория и практика: учебник / И.М. Алиев, Н.А. Горелов, Л.О. Ильина. - М.: Юрайт, 2016. - 670 с.