Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (Классификация прав и свобод человека).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПОНЯТИЕ
1.1 История развития представлений о личных правах и свободах человека и гражданина
1.2 Понятие и признаки личных прав и свобод человека и гражданина
2. ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
2.1 Классификация прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
2.2 Содержание отдельных личных прав и свобод человека и гражданина
3. ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
3.1 Понятие, сущность, классификация гарантий прав и свобод человека и гражданина
3.2. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина
3.3 Специальные (юридические) гарантии прав и свобод человека и гражданина
ВВЕДЕНИЕ
Современная политическая жизнь России характеризуется формированием новой системы взаимоотношений между гражданином и государством. Основными функциями правового демократического государства являются обеспечение и защита личных прав и свобод человека и гражданина, его чести и достоинства, а также создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан. Изменение характера взаимоотношений между государством и гражданином, провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей требуют тщательного исследования основных прав и свобод человека и гражданина в условиях их реализации.
Объектом исследования являются правоотношения, характеризующие содержание регулирования и защиты личных прав и свобод граждан в Конституции и федеральных законах Российской Федерации.
Предметом исследования выступают международные акты, правовые нормы, регулирующие отношения в области личных прав человека, а также практика их применения.
Цель исследования заключается в актуализации проблем защиты личных прав в Российской Федерации и разработки предложений по совершенствованию ее законодательных основ.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- Раскрыть понятие и признаки личных прав и свобод человека и гражданина;
- Выявить место и роль личных прав и свобод человека и гражданина в правовой системе Российской Федерации;
- Рассмотреть содержание отдельных личных прав и свобод человека и гражданина;
- Раскрыть понятие и сущность гарантий прав и свобод человека и гражданина;
- Исследовать основные гарантии прав и свобод человека и гражданина;
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных учёных-юристов по исследуемым проблемам. Права и свободы человека и гражданина исследовались в работах дореволюционных ученых, в том числе А.Д. Градовского, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, И.А. Покровского, Б.Н. Чичерина.
В ходе работы были использованы труды видных отечественных теоретиков государства и права: С.С. Алексеева, Н.В. Витрука, Д.А.Керимова, А.В. Малько, М.Н.Марченко, Н.И.Матузова, B.C. Нерсесянца, Ю.А. Тихомирова, Т.Я. Хабриевой и др.
Исследованию гарантий прав и свобод человека и гражданина посвящены работы М.В. Баглая, О.Н. Барминой, Н. А. Бобровой, С.Н.Болдырева, С.М. Братуся, А.Н. Гайнетдинова, Е.В. Кошелева, А.Е.Юрицина, И.Ю. Лупенко, И.В. Ростовщикова, Ф.М. Рудинского, Е. Н.Хазова, В.Е. Чиркина и др.
Для решения поставленных задач в процессе отбора, классификации и анализа фактического материала в качестве методологической основы использовался системный анализ, а также методы исследования, принятые в правовой науке и отдельных ее отраслях - исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой.
Нормативно-правовую основу работы составляют основные международные акты о правах человека, Конституция Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой Кодекс, Уголовный Кодекс и другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ.
1. ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПОНЯТИЕ
1.1 История развития представлений о личных правах и свободах человека и гражданина
Прежде, чем приступить к исследованию права современного, необходимо обратиться к истории права, чтобы выяснить, как зарождалось понятие личных прав и свобод человека и гражданина.
Само понятие личных прав традиционно связывают с правом римским.
Гай писал: «Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам (объектам), или к искам».[1] Лица, т.е. люди, традиционно делились римскими юристами на свободных и рабов.
Однако уже в классический период римского права юриспруденция приходит к мысли, что подобное разделение - дело рук человеческих, а от природы все люди равны: «Рабство есть установление права народов, в силу которого лицо подчинено чужому владычеству вопреки природе».[2] Флорентин по поводу возможности защиты права человека пишет: «…так как природа установила между нами некое родство, следовательно, является преступлением, когда один человек строит козни другому».[3]
В связи с подобными взглядами римские юристы, помимо осознания естественного равенства всех людей в духе космополитизма стоической философии, разрабатывают и учение о т.н. «личных исках» - actiones in personam, противостоящих искам личным.[4] Гай указывает, что «…личным будет тот иск, который мы возбуждаем против того, кто ответствует или по договору, или из преступления».[5] Тем самым он вводит понятие «личный иск» применительно к посягательству на права самой личности, правда, прежде всего имущественные. Понятие личных прав в том виде, в котором оно знакомо нам, остаётся римскому праву неизвестным.
Что же до развития современной концепции личных прав, то она неразрывно связана с правами человека как таковыми. Зарождаться эта идея начинает, находя своё отражение в документах, в XIII в. в Англии.
Одним из первых документов, говорящих о личных правах, стала Magna Carta (действующая по сей день). В статье 39 она провозглашает, что «…ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны».[6] Несмотря на её откровенно феодальный характер, Хартия не только декларирует права свободных, но и устанавливает, как запрет их нарушения со стороны короны, так и правовые гарантии на случай несоблюдения положений Хартии. Этот документ впервые в истории Европы напрямую ограничивает государственную (монаршью) власть, полагая ей правовые границы.
Впрочем, идея личных прав, носителем которых является любой человек без ограничений (связанных со статусом и проч.) Хартии ещё чужда.
В Средневековой Европе также постепенно, но на основе христианского вероучения, появляются мысли о наличии у всех людей некоего объёма прав, дарованных им богом. В ходе Крестьянской войны в Германии восставшие в 1525 г. выдвигают знаменитые «Двенадцать статей», содержащие, в числе прочего, в статье 3 такое положение: «…до сих пор было в обычае считать нас «собственными» людьми [eugen leut], что жалости подобно, принимая во внимание, что Христос пролитием своей драгоценной крови освободил и искупил нас всех как пастуха, так и самого высокого, не исключая никого. Поэтому соответствует писанию, чтобы мы были и хотим быть свободными».[7] Это требование отражает новую для того времени мысль о личной свободе каждого человека; именно личная свобода ложится в основу личных прав и зачастую даже в наши дни может стоять выше права на жизнь. Впоследствии произойдёт развитие аналогичных положений в теории, а затем практической правовой жизни государств Европы. Однако крестьяне в своих статьях не ставили вопроса об обеспечении исполнения этих положений со стороны государства, указав лишь, что мнение их основано на Евангелии. Т.е. требования их были обеспечены лишь сакральными санкциями; механизмы защиты провозглашённых прав так и не сформировались.
В XVII в. мнение о необходимости гарантий определённых личных прав каждому человеку находит своё выражение в Билле о правах 1689 г., установившем ряд свобод для подданных и существенно ограничившем права монарха. В числе важных для нашего исследования нововведений стоит отметить предоставленное этим актом право на петиции, свободу слова и свободу от произвола властей. Указанные свободы признавались за каждым подданным и, хотя сам акт не предусматривает создания особенного механизма судебной защиты означенных прав, защищались королевскими судами как права, проистекающие из любого другого статута.[8]
1.2 Понятие и признаки личных прав и свобод человека и гражданина
Личные права (права человека в узком смысле) в любом демократическом государстве всегда занимают главенствующее положение, поскольку обеспечивают самое существование человека и его защиту от государственного произвола. В отсутствие личных прав существование человеческого существа невозможном. Среди личных прав на первом месте стоит важнейшее право, принадлежащее каждому человеку - право на жизнь. За ним следуют право на свободу и личную неприкосновенность, а также достаточно тесно связанное с ним право на честь и достоинство. В эту же группу включается право на гражданство, вытекающее из него право на равенство перед законом и судом. Конституция РФ гарантирует также свободу совести, свободу слова, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений и др. личные права.
Зашита этих прав может осуществляться по двум направлениям. Первое - это защита от правонарушений, т.е. нарушающих закон посягательствах на эти права со стороны других лиц. Второе - защита от неправомерных действий субъектов власти (государственной или местной).
В правовом государстве самым эффективным способом защиты прав, их восстановления, является судебная защита. Ввиду особой значимости личных прав именно этому способу защиты отдаётся предпочтение в правовом государстве.
Личные (гражданские) права и свободы открывают в Конституции Российской Федерации 1993 г.[9] главу о правах и свободах человека и гражданина. Они зафиксированы в ст.ст.20-28, 47-54 Конституции и конкретизируются в нормах уголовного, гражданского, семейного права и др.
В Конституции Российской Федерации выделены три принципиальных положения касательно прав человека, и, прежде всего, личных.
Первое. В соответствии со ст. 2, расположенной в главе I Конституции РФ «Основы конституционного строя» права и свободы человека являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанность государства. Таким образом, правам и свободам человека принадлежит особое место в правовой системе России. Их приоритет является одной из основ конституционного строя РФ, его нельзя отменить без смены самой Конституции.
Второе. Согласно ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, т.е. являются одним из основных направлений деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Третье. Конституцией Российской Федерации гарантируются общепризнанные права и свободы (хотя не уточняется, какие права под ними понимать), в ней нашло отражение большинство прав и свобод человека, закрепленных в международных актах. Тем не менее, разработка и реализация единой законодательной программы по правам человека крайне необходима.
Среди ученых существуют различные точки зрения относительно понятия и признаков личных прав и их конституционного закрепления. Так, Л. Воеводин дает следующее определение личных прав и свобод: это закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому человеку и гражданину свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения, созидать и пользоваться предоставленными ему социальными благами как в личных, так и в общественных интересах[10] А. Н. Головистикова под личными правами понимает совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к тому или иному государству.[11]
Ф. М. Рудинский так определяет эту категорию прав: «гражданские права человека - это группа прав, воплощающих его индивидуальную свободу. В отличие от других прав человека, в гражданских правах воплощаются интересы человека как индивидуальности, т.е. личности, обладающей неповторимыми и своеобразными особенностями. Они гарантируют возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в силу индивидуальной свободы. Их содержание определяется тем, что они призваны обеспечить такие существенные блага этой свободы, как неприкосновенность жизни, честь и личное достоинство, безопасность, блага частной и семейной жизни».[12] А. М. Диноршоев определяет личные права как совокупность естественных и неотчуждаемых основных прав, и свобод человека, закрепленных в Конституции и международных актах, принадлежащих человеку от рождения, не зависящих от его принадлежности к тому, или иному государству, подлежащих охране и защите со стороны государства и обеспеченных специальным набором правозащитных мер.[13]
Н. С. Бондарь давая характеристику личным правам, отмечает, что основное назначение личных прав и свобод состоит, во-первых, в том, что они гарантируют человеческую жизнь и обеспечивают защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; во-вторых, они индивидуализируют человека, обеспечивают ему гарантии личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; в-третьих, с помощью личных прав гарантируется личная свобода, а именно, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения.[14]