Файл: Особенности семейного воспитания (Семья как социальный институт).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве возрастных особенностей внимания у младших школьников можно выделить относительную слабость произвольного внимания, также недостаточная его устойчивость. Ученики первого и частично второго класса, учитывая их возрастные особенности, еще не способны к длительному сосредоточению на работе, тем более, если она является неинтересной для них и однообразной, по этой причине их внимание очень легко отвлечь. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в период младшего школьного возраста являются весьма ограниченными.

Намного лучше у детей младшего школьного возраста развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое и интересное само привлекает внимание школьников, педагогу в этому случае даже не нужно прилагать усилия. Школьники могут не отметить для себя наиболее важные, существенные моменты в предлагаемом материале, но при этом заметить и запомнить более несущественные только по той причине, что они привлекают их своими яркими деталями. Перед родителями, занимающимися воспитанием младших школьников, а также перед педагогом, который работает с ними стоит очень сложная задача - строго продумывать специальную работу, направленную на организацию внимания младших школьников. Известно, что процесс обучения и воспитания так или иначе оказывает влияние на процесс развития произвольного внимания, повышение его устойчивости и сосредоточенности. По ходу того как происходит расширение круга интересов ребенка, происходит его обучение систематическому учебному труду, а особенности его внимания- как непроизвольного, так и произвольного очень быстро развиваются. Организация процесса обучения лишь на основе непроизвольного внимания неверная. Качественный образовательный процесс предполагает способность к использованию непроизвольного внимания и всяческое содействие развитию произвольного [13, 210].

Развитие ведущих характеристик памяти в младшем школьном возрасте также происходит под влиянием родительского воспитания и педагогического обучения. В данном возрасте увеличивается значение словесно-логического, смыслового запоминания и происходит развитие возможности сознательного управления собственной памятью и регулирования её проявлений. По причине относительного преобладания деятельности первой сигнальной системы у детей младшего школьного возраста более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Другими словами, они лучше и быстрее запоминают, а также сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания и объяснения. Дети младшего школьного возраста склонны к механическому запоминанию без понимания смысловых связей запоминаемого материала.


Основным направлением развития воображения в период младшего школьного возраста является улучшение воссоздающего воображения. Оно находится в тесной взаимосвязи с представлением того, что было воспринято ранее, или созданием образов в соответствии с имеющимся описанием, схемой, рисунком и т. п. Воображение такого типа совершенствуется за счёт наиболее правильного и четкого отражения действительности. Также происходит развитие творческого воображения, которое связано с перестроением и переработкой прошлых впечатлений, преобразованием их в новые сочетания и комбинации. Под влиянием процессов воспитания и обучения происходит поэтапный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности [21, 101].

Что касается мышления, оно начинает отражать важнейшие свойства и характеристики предметов и явлений, что предоставляет возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить простейшие умозаключения. Таким образом, у младшего школьника с течением времени происходит формирование элементарных научных понятий. Аналитико-синтетическая деятельность на начальных этапах младшего школьного возраста является упрощенной, потому как находится, главным образом, на этапе наглядно-действенного анализа, который основывается на непосредственном восприятии предметов [25, 402].

Младший школьный возраст – это период довольно продуктивного формирования личности. Его важнейшими характеристиками являются качественно новые отношения со взрослыми и сверстниками, а также включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это оказывает влияние на формирование и закрепление новой системы отношений к окружающим людям, коллективу, к процессу обучения и связанным с ними обязанностями, на процессы, связанные с формированием характера, воли, расширением сферы интересов, развивает способности. В младшем школьном возрасте закладывается основа нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников также включает некоторые особенности. В первую очередь их можно назвать импульсивными – они склонны к тому, чтобы действовать незамедлительно под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не обращая внимание не все существующие обстоятельства, по случайным поводам. В качестве причины выступает потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.


Особенностью младшего школьного возраста является и общая недостаточность воли: у младшего школьника ещё нет большого опыта продолжительной борьбы за поставленную цель, отсутствует опыт преодоления трудностей и препятствий. Он легко может опустить руки в случае неудачи, потерять веру в собственные силы и возможности. Часто можно увидеть капризность и упрямство у младших школьников. Как правило, это связано в первую очередь с недостатками семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство являются своего рода формой протеста младшего школьника против тех серьезных требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо. Младшие школьники крайне эмоциональны. Повышенная эмоциональность связана с тем, что психическая деятельность детей младшего школьного возраста, как правило, окрашена эмоциями. Всё, что дети видят, все, о чём они думают, делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Также младшие школьники не умеют сдерживать собственные чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении счастья, печали, злости, страха, удовольствия или неудовольствия. И, наконец, эмоциональность находит свое выражение в их существенной эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Особенности младшего школьного возраста создают множество возможностей для воспитания отношений в коллективе. За несколько лет младший школьник в условиях правильного воспитания накапливает важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Можно с уверенностью сказать, что перечисленные особенности детей младшего школьного возраста необходимо учитывать в процессе построения семейных отношений и формирования стратегии семейного воспитания. Именно воспитание в семье может стать необходимой базой для будущей успешной деятельности в условиях начального школьного обучения [44, 90].


Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи особенностей семейного воспитания и уровня социально-психологической адаптации

2.1 Этапы и организация исследования

Итак, в предыдущей главе мы представили теоретический анализ проблемы исследования условий успешного семейного воспитания младших школьников.

На данном этапе представляется целесообразным проведения исследования взаимосвязи между особенностями семейного воспитания и становлением личности и успешной социально-психологической адаптации младшего школьника.

База исследования: Исследование проводилось на базе начальной общеобразовательной школы.

Выборка исследования: В исследовании принимало участие 15 детей младшего школьного возраста, проживающие в полных семьях. Также, в исследовании приняли участие представители родителей данных детей, в общем количестве 15 человек.

Еще Л.С. Выготский определил, что дети при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняются и труднее подлежат воспитательному процессу.

Он также определил, что у ребенка 7 лет появляется такая структура переживаний, когда он начинает понимать, что значит “я радуюсь”, “я огорчен”, “я сердит”, “я добрый”, другими словами, он начинает ориентироваться в собственных переживаниях.

В таком возрасте возникает обобщение единовременного опыта общения, которое связано, прежде всего, с отношением значимых взрослых. От качества подобного опыта зависит и специфика переживаемого каждым ребенком кризиса семи лет. Также Л.С. Выготский утверждал, что в случаях, когда взрослый не достаточно внимания уделяет ребенку, а также его интересам и переживаниям, в младшем школьном возрасте зачастую имеет место формирование негативной Я-концепции у детей [15, 205].

Е.Е. Кравцова в своих исследованиях показала роль семьи на каждом из этапов детского онтогенеза. По ее мнению, семья оказывает влияние на развитие смысловой сферой ребенка, тогда как образовательные учреждения создают условия для понимания культурного назначения предметов и явлений. Л.С. Выготским утверждал, что семья в том числе и создает условия для обучения в образовательных учреждениях. Таким образом, семья и образовательное учреждение выполняют отличающиеся друг от друга функции по отношению к воспитанию ребенка, но при этом совместными усилиями способствуют целостному восприятию мира. Это значит, что и то и другой социальный институт совместно обеспечивают полноценное психическое и личностное развитие ребенка [1, 92].


На этапе младшего школьного возраста влияние семейного воспитания на ребенка отличается по большей части по уровню реализации функции осмысления окружающего мира. Именно по этой причине у ребенка могут наблюдаться затруднения в межличностной коммуникации, а также в социально-психологической адаптации.

Гипотеза исследования: эффективность семейного воспитания младших школьников предопределяется следующими педагогическими условиями:

- формирование оптимальной для воспитания семейной атмосферы;

- присутствие родительского авторитета;

- правильный режим дня;

- приобщения и развитие у ребенка любви к чтению и к труду;

- единство требований, которые предъявляются всеми членами семьи к детям, а также единство подобных требований к детям со стороны семьи и образовательного учреждения;

- использование качественных и проверенных источников информации о правильном воспитании детей младшего школьного возраста (качественная литература по вопросам воспитания, консультации специалистов, телевизионные программы по проблемам воспитания и т.п.)

- организация целенаправленного обучения родителей по воспитанию детей, и реализация образа образовательного сопровождения родителей в разных форматах.

Цель исследования: изучение взаимосвязи между особенностями семейного воспитания и уровнем социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать литературу по проблеме семьи и семейного воспитания;

- охарактеризовать семью как социальный институт и педагогические условия семейного воспитания;

- раскрыть сущность понятия «ответственное родительство» и его роль в воспитании детей младшего школьного возраста;

- осуществить опробацию экспериментальной программы «школа ответственного родительства»;

- сформулировать научно-обоснованные рекомендации родителям и педагогам.

Методы:

- анализ теоретических источников по заданной проблеме;

- наблюдение;

- опрос;

- методика «Оценка уровня социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда в адаптации Т.В. Снегиревой.

- тест-опросник родительского отношения (ОРО), разработанный А.Я. Варгой и В.В. Столиным;

Методика «Оценка уровня социально-психологической адаптации» предназначена для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.

Данная методика позволяет оценить то, насколько адекватно школьник переживает и осознает в критические моменты особенности своей личности и своих состояний, потому как от качества подобного отражения зависит успешность усвоения им новых требований и адаптации к ним. Методика представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 1.