Файл: Адаптация ребенка к школе (Эмпирическое исследование школьной адаптации первоклассников к школе).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 249
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты адаптации первоклассника к обучению в школе
1.1. Понятие и сущность адаптации младшего школьника
1.2 Психолого-педагогические особенности первоклассников
Глава 2. Эмпирическое исследование школьной адаптации первоклассников к школе
2.1 Организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
2.2 Проведение педагогической работы в период адаптации первоклассников к школьной жизни
2.3 Повторное исследование адаптации к школе первоклассников
На доске «Культура поведения на переменах»
-Как себя надо вести в коридоре?
• спокойно ходить
• тихо разговаривать
• соблюдать чистоту
-Можно вывести правило:
«В школе можно делать всё, кроме того, чтобы не навредить себе и окружающим!»
-Как можно организовать свой отдых на перемене?
Работа в группах.
(Дети пишут на каточках, затем, когда общее обсуждение, учитель записывает на доске всё, что предложат дети).
• поиграть: в пазлы, настольные игры, шахматы, поучаствовать в организованных играх;
• помочь учителю: убрать класс, вымыть доску, раздать тетради, полить цветы, подровнять парты;
• сходить в библиотеку, почитать книгу;
• сходить в столовую;
• встретиться с друзьями.
-А сейчас, мы посмотрим, как вы можете общаться со своими друзьями на разные темы. Предлагаю вам поиграть в одну очень интересную игру, которая называется «Часы».
Игра «Часы».
(учащиеся рисуют макеты часов)
Детям предлагается выбрать макеты часов и поставить цифры на часах, а теперь найдите время 11, 12, 1. Вы должны назначить три встречи с разными людьми на это время. Например: «Маша, ты свободна в 11 часов?» «Да, свободна», тогда Маша ставит себе на циферблате начальную букву имени того человека, с кем назначена встреча. Тот человек соответственно букву «М». Итак, надо назначить ёщё две встречи. Все готовы. Когда я говорю: «Без пяти 11», вы ищите того человека, с кем у вас назначена встреча на это время. Тему для разговора задаю я. Всем понятно? Так же происходит и с двумя другими встречами.
Темы: О погоде. О последнем фильме, который смотрели. Об увлечениях.
-Поднимите руки, те, кому понравилось общаться с кем-либо из ваших одноклассников.
-Что тебе было интересно узнать? И на какую тему?
-При помощи этой игры, вы учились общаться друг с другом. Это говорит о том, что вы можете общаться со своими друзьями на разные темы.
Работа в группах.
(Детям раздаются карточки с текстом для обсуждения, предлагаются варианты, выносится решение).
В заключении предлагаю вам ситуации. Как вы поступите?
В коридоре я увидел, как бросили мусор.
В коридоре я увидел, как толкнули друга.
Плачет ученик первоклассник.
Учитель несёт стопку книг.
Ученик бежит «сломя голову».
-Спасибо за твоё решение.
Итог: Что было, если бы вы не соблюдали правила поведения на переменах?
А тебе надо соблюдать правила поведения? Для чего?
Ребята, проговорим, чем вы будете заниматься на перемене, которая сейчас будет? (Спросить каждого ребёнка). Вы уходите на перемену, и мне хотелось бы, чтобы вы занялись на перемене тем, о чём сейчас проговорил каждый.
Освоению правил поведения в школе учащихся способствуют различные формы внеклассной работы, носящей творческий характер, которые побуждают детей к активному общению, закрепляют их представления о культуре общения, о правилах, которым нужно следовать, общаясь со взрослыми и сверстниками. Детям было предложено участие в турнире «Самые вежливые, воспитанные, корректные», Турнир включал в себя различные задания, вопросы, разыгрывание ситуаций. Класс делился на команды, командам предлагалось ответить на вопросы:
Кто должен первым здороваться при встрече: мальчик или девочка?
Почему мужчина, входя в помещение, снимает шляпу?
Что значит слово «здравствуйте» ? и другие
Каждой команде предлагается разыграть одну из ситуаций:
Встреча после летних каникул.
Товарищ получил «двойку»
Приглашение на день рождения.
C целью воспитания таких необходимых для успешного общения качеств, как сопереживание, умения встать на позицию другого, использовали ролевые игры, содержащие серьезные нравственные проблемы. В основе каждой игры содержится ситуация, которую учащиеся по ходу игры должны решить. Эти игры использовались на уроках нравственности, на классных часах, этических беседах. Перед игрой проводилась беседа о тех или иных нравственных качествах, правилах поведения, обсуждались некоторые понятия. Например, предлагалось учащимся поговорить о дружбе по следующим вопросам:
Кого вы считаете своими друзьями? Почему?
Сколько друзей может быть у человека?
Как вы понимает пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей?
Какими качествами должен, по-вашему, обладать настоящий друг?
После этого школьникам предлагаются различные ситуации, которые они должны разыграть. Например:
Оля часто болеет и пропускает уроки в школе. Учительница класса, в котором учится Оля, сама приезжает к ней домой и помогает. Друзей у Оли нет. Однажды Оля долго болела, и вот она пришла в класс…
Однажды Дима пришел в класс с невыполненным домашним заданием. Он попросила у одноклассников: «Дайте мне списать твою задачу!» Одноклассники ответили…
Саша и Сережа – друзья. Но однажды Саша позвал Сережу вместе с ним на футбол Сережа ответил: «У меня занятие в театральном кружке» Саша уговаривал Сережу пропустить занятие, но Сережа отказался. Тогда Саша сказал: «Ты мне не друг» и рассказал об этом в классе. Что ответили Саше одноклассники?
Лена пришла в гости к Наташе. Но ее не было дома. Бабушка предложила Лене подождать Наташу, стала расспрашивать ее о школе, одноклассниках.