Файл: Адаптация ребенка к школе (Эмпирическое исследование школьной адаптации первоклассников к школе).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 258
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты адаптации первоклассника к обучению в школе
1.1. Понятие и сущность адаптации младшего школьника
1.2 Психолого-педагогические особенности первоклассников
Глава 2. Эмпирическое исследование школьной адаптации первоклассников к школе
2.1 Организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
2.2 Проведение педагогической работы в период адаптации первоклассников к школьной жизни
2.3 Повторное исследование адаптации к школе первоклассников
Таким образом, исследование по данной методике показало, что высокий уровень адаптации присутствует у 11 школьников.
Средний уровень адаптации был выявлен у 7 детей.
Низкий уровень был выявлен у 2 учеников.
Результаты трех диагностик были объединены в одну таблицу и подсчитан окончательный результат исследования (Таблица 11)
Таблица 11 - Итоговые результаты исследования мотивационного и эмоционального компонентов готовности детей дошкольного возраста к школе на контрольном этапе исследования (методика 1, 2 и 3)
Методика 1 |
Методика 2 |
Методика 3 |
Среднее значение |
|
Высокий уровень |
50% |
60% |
55% |
55% |
Средний уровень |
30% |
30% |
35% |
32% |
Низкий уровень |
20% |
10% |
10% |
23% |
Рис. 8. - Итоговые результаты исследования мотивационного и эмоционального компонентов готовности детей дошкольного возраста к школе на контрольном этапе исследования (методика 1, 2 и 3)
Таким образом, можно заключить,
- высокий уровень адаптации наблюдается у 55% детей исследуемой группы, а на начальном этапе было 40%.
- 32% детей показали средний уровень,
- 23% детей имеют низкий уровень адаптации. Это говорит о том, что дети стали лучше адаптированы к школе, и если на начальном этапе преобладал средний уровень, то на контрольном этапе – высокий уровень.
В целом, приведенные данные говорят о динамике уровня адаптации к школе, при том, мы видим наличие сильной динамики у детей, что позволяет судить об эффективности проведенных мероприятий, использованных в формирующем эксперименте.
Заключение
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования показало, что под адаптацией младшего школьника понимается постепенное приспособление ребенка к его новой жизни в социуме в соответствии с новой в его жизни ситуацией обучения в школе. Педагогическая сущность процесса адаптации может быть осуществлена с учетом того, что личность, по сути, является членом общества, в отношении которого педагогическая поддержка состоит в том, чтобы ученик смог успешно адаптироваться к условиям современного общества и активно включиться в его жизнедеятельность.
Основными показателями успешной адаптации ребенка к школе являются положительное отношение ребенка к школе, принятие школьных норм и правил, сформированность мотивации учения, хорошее эмоциональное самочувствие ребенка, формирование адекватного поведения.
Младший школьный возраст является достаточно значимым периодом жизни, поскольку в это время закладываются основы характера и поведения, проявляется темперамент, а также стремление занять определенный социальный статус в обществе.
Педагог должен школьнику оказывать помощь в овладении учебными навыками, обращая при этом внимание на сложность перестройки ребенка на новый для него вид деятельности. Учителю стоит особенное внимание уделить знакомству ребенка с различными общечеловеческими ценностями, формировать у него социальные качества, которые необходимы для успешной адаптации; передавать систему знаний, способы мышления и деятельности, которые являются актуальными в современной действительности.
Процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуации взаимодействия с учителем и одноклассниками. Поэтому в практике работы педагогов: использование групповых форм работы на уроке, групповые творческие внеклассные дела, которые развивают дружеские отношения у детей. Используются и специальные игровые упражнения, которые помогают детям быстрее войти в непривычный мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника. Учитель должен создать в классе атмосферу доброжелательного и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.
Вторая глава содержит описание диагностических методик, направленных на определение успешности адаптации к школьному обучению. В ходе проведения диагностики мы выяснили, что много детей к школе плохо адаптировались. Выявленный уровень подготовки детей к школе говорит о несформированности навыка самоконтроля и внутренней позиции школьника. Моменты, связанные с детским садом, являются для детей первостепенными в эмоциональном плане. В ходе выполнения заданий дети показали неустойчивое внимание, рассеянность и рассредоточенность. Поэтому, мы пришли к выводу о необходимости построения системы педагогической поддержки первоклассников направленной на адаптацию детей к школьной жизни.
На заключительном этапе была проведена контрольная диагностика. В результате проведения работы мы установили, что дети стали лучше адаптироваться к школе, и если на начальном этапе преобладал средний уровень, то на контрольном этапе – высокий уровень.
Таким образом, задачи решены в полном объёме, цель курсовой работы достигнута.
Список литературы
- Алмазова И. Г. Проектирование как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития субъектов образования / И. Г. Алмазова // Начальная школа. - 2006. - № 7. - С. 91-96.
- Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект пресс, 2002. – 364с.
- Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход /Л. П. Баданина // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 12. - С. 59-62.
- Басова Е. Д. Воспитательная работа классного руководителя: системный подход / Е. Д. Басова // Воспитание школьников. - 2009. - № 8. - С. 48-54.
- Болховитин С. М. Содержание и методика воспитательной работы в группах продленного дня / С. М. Болховитин, А. А. Огородников // Начальная школа. - 2008. - № 2. - С. 50-52.
- Венецкая А. Б. Формирование культуры общения младших школьников / А. Б. Венецкая // Начальная школа. - 2009. - № 2. - С. 73-77.
- Воронцов А. Педагогические условия реализации адаптационного периода в первом классе школ развивающего обучения /А.Воронцов // Начальная школа.-2008.-№ 13. - С. 32-35.
- Выготский Л.C. Избранные психологические исследования. - М., 2012.-448 с
- Герц Е. Н. Психологическая адаптация учащихся 1-х классов / Е. Н. Герц Е. А. Кутузова // Завуч начальной школы.-2008.- № 4. - С. 59-66.
- Изотова В. А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного творчества русского народа / В.А. Изотова // Начальная школа. - 2000. - № 5. - С. 20-23.
- Корнетов Г. Б. Педагогическая среда: потенциал и проектирование / Г.Б.Корнетов // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 23-32.
- Корнетов Г. Б. Основания и перспективы современного образования / Г.Б.Корнетов // Школьные технологии. - 2007. - № 1. - С. 7-15.
- Костышина О. Н. Творческая самореализация младшего школьника / О.Н. Костышина // Начальная школа. - 2008. - № 1. - С. 23-26.
- Лазарева О. Н. Воспитание ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников / О. Н. Лазарева // Начальная школа. - 2007. - № 10. - С. 102-105.
- Лосев П. Н. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе / П. Н. Лосев // Начальная школа.-2005.- № 8. - С. 51-55.
- Лямина Е. М. Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению: (подпрограмма к Образовательной программе школы) / Е. М. Лямина // Завуч начальной школы.-2007.-№ 6. - С. 74-87.
- Михайлова Н.Н. Педагогика поддержки: учебно-методическое пособие / Н. Н. Михайлова. М.: МИРОС, 2013.- 208 с.
- Налчаджян А.А. Психологическая адаптация / А. А. Налчаджян. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с
- Николаева М. Педагогическая поддержка младших школьников / М. Николаева // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 138-142.
- Поставнев В.М. Актуальные вопросы теории и практики воспитания в начальной школе/В. М. Поставнев // Начальная школа. - 2013. - № 12. - С. 4- 12
- Петровский А.В. Личность. Деятельность Коллектив / А.В.Петровский. – М: Педагогика,1989.-302с.
- Попова С. В. Организация комфортного обучения математике в период адаптации первоклассников/ С. В. Попова // Начальная школа. - 2005. - №8. - С. 47-51.
- Семенова Т. С. Изучение самочувствия и эмоционального состояния первоклассников в период адаптации к школе / Т. С. Семенова // Начальная школа плюс До и После. - 2004.- № 8. - С. 13-15.
- Симонова Г.И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации / Г.И. Симонова // Педагогика. - 2006. - № 9. - С. 36-39.
- Семенова Т.С. Изучение самочувствия и эмоционального состояния первоклассников в период адаптации к школе / Т.С. Семенова. // Начальная школа плюс До и После. – 2014.
- Соловьева Д.Ю. Факторы адаптации первоклассников в школе / Д. Ю. Соловьева // Вопросы психологии. - 2012. - № 4. - С. 23-31.
- ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1–4 кл.) // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/197127/#ixzz4nk2772JS.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с.
- Цыба Н.В. Система адаптации первоклассников как педагогическая технология / Н. В. Цыба. // Завуч начальной школы. - 2012. - № 5. - С. 68-88
- Чаркова Ф. В. Обучение общению / Ф.В. Чаркова // Начальная школа. - 2015. - № 6. - С. 38-39.
- Ушакова Е. М. Чем можно помочь первокласснику? / Е. М. Ушакова // Директор школы. - 2005. - № 6. - С. 104-106.
- Цыба Н. В. Система адаптации первоклассников как педагогическая технология / Н. В. Цыба // Завуч начальной школы .-2002.- № 5. - С. 68-88.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 2009. - 554 с.
Приложение
Приложение 1. Анкета для классного руководителя учащихся
Настроение ребенка
1. Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное.
2. Эпизодические проявления снижения настроения.
3. Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных заданий.
4. Вялость, рассеянность.
5. Заторможенность, истерия, плач.
6. Выражение негативного отношения к школе.
7. Полное нежелание идти в школу.
Контакты со сверстниками
1. Легко и уверенно входит в коллектив.
2. Активно ищет и устанавливает контакты со сверстниками.
3. Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность «сотрудничать» со сверстниками.
4. Робок, малоинициативен, избирателен в общении.
5. Не поддерживает социальных контактов.
6. Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников.
Познавательная активность
1. На уроках проявляет активность и интерес.
2. Посещает все уроки без принуждения.
3. Проявляет избирательный интерес к определенным урокам и остается равнодушным к другим.
4. Учится без видимого желания.
Дисциплина
1. С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя.
2. Выполняет практически все требования учителя, усидчив, старателен, мало отвлекается.
3. Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из-за несобранности.
4. Требования учителя выполняет неохотно.
5. На уроках часто отвлекается.
6. Игнорирует требования учителя.
Реакции агрессии, гнева
1. Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует.
2. Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей.
3. Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением.
4. Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя.
5. Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников.
6. Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя.
Страх
1. Страх отсутствует.
2. Эпизодически робок, застенчив, стеснителен.
3. Робок, застенчив, легко теряется.
4. Указанные черты ярко выражены.
5. В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя.
Двигательная активность на перемене
1. Ребенок подвижен, активен.
2. Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях.
3. Двигательная активность низкая.
4. Двигательная активность всегда низкая.
Общее самочувствие
1. Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым.
2. Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости.
3. Периодически жалуется на недомогания.
4. Жалобы принимают устойчивый характер.
5. Проявление невротических расстройств.
Успеваемость
1. Хорошая.
2. Хорошая/удовлетворительная.
3. Удовлетворительная.
4. Удовлетворительная/плохая.
5. Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею.
Приложение 2. Конспект урока «Культура поведения на перемене»
Учитель: Я давно за вами наблюдала, мне интересно, как вы общаетесь друг с другом, участвуете в играх, как вы кушаете в столовой. В одних ситуациях вы мне нравитесь, в других – нет. Вот это мы вместе сегодня и обсудим.
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить?
-Как можно назвать это одним словом? (поведение).
На доску вывешивается табличка: «поведение».
-Что такое поведение?
Поведение – это образ жизни.
-Какое поведение бывает?
-А мы поговорим, о каком поведении? (хорошем, примерном, культурном)
-Тема нашего занятия «Культурное поведение на переменах».
-Что такое культурное поведение на переменах? (не бегать, не кричать….).
На доску вывешивается табличка: «культура».
Что же такое культура?
Культура – это высокий уровень чего – нибудь, высокое развитие, умение.
-Где эта культура поведения должна проявляться? (в столовой, в библиотеке, в классе…).
-Как мы себя должны вести там?
-Мы будем рассматривать поведение, культуру поведения в коридоре.
-Послушайте стихотворение «Перемена».
Перемена! Перемена!-
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним большая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому -то сдачи,
Попросил списать задачи,-
Словом, сделал всё, что мог,
Ну, а тут опять звонок…
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём! –
Ничего, - вздыхает – Вова,-
На уроке отдохнём!
-Чему учит стихотворение? (культуре поведения)
-Давайте обсудим, как себя вести в коридоре, в столовой, библиотеке, классе.