Файл: Адаптация ребенка к школе (Эмпирическое исследование школьной адаптации первоклассников к школе).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 251
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты адаптации первоклассника к обучению в школе
1.1. Понятие и сущность адаптации младшего школьника
1.2 Психолого-педагогические особенности первоклассников
Глава 2. Эмпирическое исследование школьной адаптации первоклассников к школе
2.1 Организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
2.2 Проведение педагогической работы в период адаптации первоклассников к школьной жизни
2.3 Повторное исследование адаптации к школе первоклассников
На доске:
Рука – ручонка, ручонка – ручей.
Ножонка – нож, ножонка – нога.
– Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов являются однокоренными, а какие – нет.
Когда дети готовы, они поднимают руки « домиком».
– Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отвечать.
Учителю важно еще раз спросить:
– Договорились ли вы в паре, кто будет отвечать?
Таким образом, ученики постепенно вырабатывали навыки и умения работа вместе. Работу организовывали в парах в виде урока на любом этапе.
Для адаптации первоклассников, кроме того, задействованы были следующие формы и приемы работы, включающие учеников систему коллективных отношений:
1. Рассказ о себе. Показать одноклассникам достоинства каждого ученика, «раскрыть» его, поднять ребенка в собственных его глазах помогали коррекционно-развивающая программа и социально-психологический тренинг.
2. Межличностные контакты. Эти контакты предполагают знакомство друг с другом. Однако даже имена своих одноклассников дети не всегда могут запомнить сразу, поэтому все работники и педагоги школы обязательно должны носить бейджики. Учитывая то, что практически все дети, идущие в первый класс, уже умеют читать, в течении сентября первоклассники должны носить бейджики с написанным крупно номером класса, именем и фамилией.
3. Заочное знакомство. Очень часто дети стесняются завязать знакомство, подойти, вступить в игру с понравившимися одноклассниками. Гораздо легче это сделать пообщавшись перед личным знакомством по электронной почте или телефону. Детям было предложено обменяться электронными адресами и телефонными номерами. Важно каждого ребенка подвести к мысли о том, что тревожно и одиноко может быть не только ему, но и другим его одноклассникам. С этими неприятными чувствами поможет справиться телефонный звонок.
4. Вхождение в коллектив. Школьников, испытывающих трудности в межличностном общении, постепенно адаптировали к системе межличностных отношений, проведя с ними эффективный тренинг по формированию у них навыков коммуникативной компетентности.
5. Общее дело. Ничто не может так сплотить коллектив, как общее дело. Необходимо обязательно продумать их направленность, целесообразность, регулярность и перечень.
В процессе обсуждения и подготовки творческого коллективного дела происходит между детьми активное общение, которое объединено общей целью. Учитывая даже то, что недостаточно у младших школьников развит опыт общения, предложить можно им придерживаться ряду следующих правил:
- уважать мнение товарища, даже если с ним не согласен;
- обосновывать свое предложение, говорить доказательно;
- избегать резких слов, не ссориться;
- искать в каждом предположении товарища что-то полезное, не отвергать предложения товарища;
- выслушивать каждого, и только после этого можно задавать вопросы.
- выступать в порядке очереди.
После того, как в каждой группе будет определена своя идея, проводится своеобразная ее презентация. В каждой группе выбирается ее представитель, который со своим проектом знакомит весь класс. Одноклассники задают выступающей группе любые вопросы в отношении осуществления данного проекта, высказывают ряд предложений. После выступления представителей из каждой группы можно провести небольшое голосование, где каждый будет иметь возможность определить для себя наиболее привлекательное творческое дело. Учащиеся на следующем этапе в 2 группах приступают к составлению плана осуществления творческого дела. Каждый школьник получает свое задание, за выполнение которого будет отвечать перед своей группой.
В процессе совместной деятельности по проведению и подготовке творческого коллективного школьники вступают в общение между собой, что педагогу позволяет осуществлять необходимое наблюдение за развитием у них навыков общения, корректировать их.
Совместно с детьми было выполнено немало заданий, которые предусматривают совместно-индивидуальную деятельность. К примеру:
- «Аквариум», техника аппликация и оригами;
- концерты, составленные из подготовленных индивидуально номеров;
- изготовление для украшения к Новому году гирлянды из флажков;
- букет «Подарок нашим мамам», сложенный из цветов.
Эти задания с точки зрения обучения детей к сотрудничеству дают возможность наиболее эффективно решать самую первую из поставленных задач: создание у первоклассников мотивации к взаимодействию. Таким образом, у них возникают чувства сопричастности к группе и положительные эмоции.
Группа школьников получает задание создать одно общее для всех произведение (чистоговорку, сказку, сочинить рассказ, выполнить рисунок и др.), выполняя работу в порядке очередности, пошагово.
Рассмотрим несколько примеров подобной деятельности.
Сочинение сказки.
Цель: Развить у учащихся умение слышать друг друга, речь, воображение.
Организация работы в классе. Детям дается задание, например, после создания общей композиции из природного материала, сочинить сказку о том, что вместе они изобразили. после некоторого времени, которое дано на подготовку, ребята из каждой группы по очереди рассказывают сказку о том, что у них получилось. Текст сказки после этого оформляется учеником, который выбран в качестве «оформителя» всеми членами группы, и помещается на общую выставку творческих работ.
Так же выполнялись детьми и другие задания и использованием совместно-последовательной деятельности. К примеру: написание поздравление, пожеланий именинникам, писем одноклассникам и т д; придумывание продолжение рассказа.
Дети, выполняя подобные задания, учатся очень важным, пусть и простым вещам:
- испытать чувство принадлежности к своей группе;
- научиться придерживаться ряда некоторых правил коллективной деятельности (не преобразовывать и не уничтожать труд партнера без разрешения, выполнять определенный объем работы, соблюдать правильную очередность);
- научиться различаться совет и давление, и на них реагировать адекватно;
- убедиться, что результат данного совместного творчества является привлекательным;
- принять тот факт, что остальные участники так же вносят свой вклад в реализацию и разработку замысла, и от этого замысел претерпевать может существенные изменения.
Создание совместных композиций.
Работа по созданию совместной композиции состоит из последовательных двух этапов: выполнение индивидуального задания каждым ребенком и совместной деятельности по объединению личного результата в одно целое. Данный тип заданий очень поход на предыдущий. Но отличается он тем, что при индивидуальной совместной работе объединением каждой индивидуальной композиции в одну общую занимается учитель, а при создании совместной композиции эта задача принадлежит, в основном, детям.
Освоение первоклассниками технологии взаимодействия между собой в группе при выполнении учебного или творческого задания, сплачивает ученический коллектив, помогает школьникам чувствовать в классе себя уверенно, при необходимости принимать помощь друга и товарища.
И последним моментом, на который было обращено наше внимание, было обучение детей правилам поведения в стенах школы, так как это направление является так же очень важным в работе по адаптации первоклассников к обучению. С детьми было проведено внеклассное занятие «Культура поведения на перемене». Конспект этого занятия изложен в приложении 2.
2.3 Повторное исследование адаптации к школе первоклассников
Для анализа эффективности проделанной работы мы провели повторную диагностику первоклассников. Дети диагностировались по методикам, которые были предложены перед началом формирующего эксперимента.
Для выявления эффективности проведения формирующего эксперимента по улучшению адаптации детей нами был проведен контрольный эксперимент.
Для решения задач итогового этапа опытно-поискового исследования нами были проведены с детьми те же диагностические задания, что на этапе констатирующего эксперимента:
1). Методика «Мотивационная готовность ребенка к школе»
2) Методика «Внутренняя позиция школьника»
3). Опрос классного руководителя.
В ходе контрольного эксперимента были получены следующие результаты:
Методика для определения мотивационной готовности показала:
1. у 50 % детей (10 чел.) присутствует учебная мотивация, т.е. высокий уровень.
2. у 30% детей (6 чел.) – учебно-игровая мотивация (есть хотя бы один учебный выбор у 6 чел.) – средний уровень.
3. у 20% (4 чел.) – игровая мотивация не выбрали ни одной учебной картинки – низкий уровень.
Таблица 7 -Результаты методики «Мотивационная готовность к школе» на контрольном этапе исследования (методика 1)
Количество, чел. |
Количество, % |
|
Высокий уровень |
10 |
50% |
Средний уровень |
6 |
30% |
Низкий уровень |
4 |
20% |
Результат методики «Мотивационная готовность к школе» на контрольном этапе исследования (Рисунок 5).
Рис. 5 Мотивационная готовность к школе на контрольном этапе исследования
После проведения диагностики на определение внутренней позиции детей результаты были сформированы в обобщающую таблицу (Таблица 8) и проанализированы.
Таблица 8-Результаты исследования на контрольном этапе (методика 2)
Высокий |
Средний |
Низкий |
||
1 |
Ты хочешь идти в школу? |
17 |
3 |
0 |
2 |
Ты хочешь еще на год остаться в детском саду? |
18 |
2 |
0 |
3 |
Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему? |
3 |
10 |
7 |
4 |
Ты любишь, когда тебе читают книжки? |
12 |
7 |
1 |
5 |
Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку? |
10 |
10 |
0 |
6 |
Какие у тебя любимые книжки? |
|||
7 |
Почему ты хочешь идти в школу? |
6 |
12 |
2 |
8 |
Стараешься ли ты выполнять работу, которая у тебя не получается, или бросаешь ее? |
5 |
12 |
3 |
9 |
Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности? |
20 |
0 |
0 |
10 |
Если тебе разрешат дома носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему? |
14 |
6 |
0 |
11 |
Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? |
16 |
4 |
0 |
12 |
В игре в школу что у нас будет длиннее – урок или перемена? |
18 |
2 |
0 |
Средний уровень сформированности |
12 |
6 |
2 |
По результатам нашего исследования 18 детей сказали, что они не хотят посещать детский сад, а на начальном этапе было 15 детей, 2 ребенка не могли однозначно ответить на этот вопрос.
Дети, отвечая на вопрос №7. Часть детей (6 человек) сказали, что они хотят ходить в школу, чтобы научиться читать, писать, считать и т.д. Но 12 детей ответили, что они хотят ходить в школу из-за того, потому что в детском саду надоело или не нужно спать днем, как в детском саду и всего у 2 человек ответ в себе содержал как учебные, так и неучебные мотивы.
При этом, вопрос, касающийся интересных занятий (№3) показал, что уже 3 ребенка имеют высокий уровень, а на начальном этапе был только 1.
Вопрос №4 показал, что более половины любят, чтобы им читали книжки (11 чел – высокий уровень, 6 чел. – средний уровень и у 3 человек отмечен низкий уровень).
На вопрос 4 дети поровну разделились, в результате чего у 10 человек отмечен высокий уровень и у 10 – средний, результаты такие же, как и на констатирующем этапе исследования. На вопрос №9 все дети также ответили положительно.
Если испытуемый ещё не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе №10 и наоборот. Ответы, полученные на этот вопрос, говорит о том, что более чем у половины детей отмечается желание ходить в школу – 14 человек. 6 детей затруднились ответить. Это не много выше результатов начального обследования.
Полученные результаты исследования были занесены в таблицу 9 и наглядно представлены на графике (Рисунок 6)
Таблица9-Результаты исследования внутренней позиции детей на контрольном этапе исследования (методика 2).
Количество, чел. |
Количество, % |
|
Высокий уровень |
12 |
60% |
Средний уровень |
6 |
30% |
Низкий уровень |
2 |
10% |
Рис. 6 – Результаты исследования внутренней позиции детей на контрольном этапе исследования (методика 2).
3) Опрос классного руководителя
Таблица 10 - Уровень адаптации первоклассников, по мнению классного руководителя
Количество, чел. |
Количество, % |
|
Высокий уровень |
11 |
55% |
Средний уровень |
7 |
35% |
Низкий уровень |
2 |
10% |
Рис.7. – Уровень адаптации первоклассников, по мнению классного руководителя.