Файл: Адаптация ребенка к школе (Эмпирическое исследование школьной адаптации первоклассников к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Проблема адаптации детей к школе является одной из наиболее важных проблем начальной ступени образования: сложной для педагогов и чувствительной для родителей. Известно, что в основе любого адаптивного цикла лежит эволюционно обусловленная программа приспособления, реализующаяся в той или иной форме активности, которая является одним из ведущих гомеостатических факторов.

По мнению М.Р. Битяновой, в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу зависит успешность дальнейшей деятельности ребенка. Школьная дезадаптация приводит к снижению социальной деятельности ребенка. Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, развитию невротических состояний, разрушению межличностных отношений, формированию девиантных форм поведения. Неблагоприятное прохождение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем.

Проблемой школьной адаптации занимались многие зарубежные и отечественные педагоги и ученые. Ими были изучены такие вопросы как влияние педагогики среды на развитие личности ребенка (Л.В. Мудрик, Т. С. Семенова и др.); особенности адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (М.М. Безруких, С.А. Беличева, М.Р. Битянова).

В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования среди личностных результатов освоения основной образовательной программы заявлены овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Таким образом, анализ теории, практики и стратегических документов в области образования Российской Федерации свидетельствует об актуальности проблемы адаптации первоклассников к условиям школьного обучения, а также проблемы использования для этого наиболее эффективных способов педагогической деятельности [27].


Объект исследования: адаптация детей. Предмет исследования: адаптация детей к общеобразовательной школе.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке деятельности учителя, направленных на содействие детей в их адаптации к школе.

В соответствии с выдвинутой целью исследования были сформулированы следующие задачи: изучить сущность адаптации младшего школьника; составить краткую психолого-педагогическую характеристику первоклассников; провести эмпирическое исследование школьной первоклассников адаптации к школе; разработать ряд рекомендаций, направленный на адаптацию первоклассников к школе.

В ходе исследования автором применялись следующие методы: теоретические: анализ литературы; теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение; эмпирические: педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, анализ документации, педагогический эксперимент; математические: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключения, список использованной литературы, приложение.

Глава 1. Теоретические аспекты адаптации первоклассника к обучению в школе

1.1. Понятие и сущность адаптации младшего школьника

Адаптация к школе – это естественный процесс привыкания ребенка к жизни в определенных условиях, к заметному изменению образа жизни.

Понятие «адаптация» происходит от позднелатинского «adaptio», которое понимается как приспособление, и широко использовалось первоначально в биологических науках для описания механизмов и феномена приспособительного поведения индивидов в мире, эволюции разных форм жизни.

Общая приспособленность живого организма к условиям существования в биологии складывается из большого количества адаптации самого разного масштаба. В ходе эволюции все адаптации возникают в результате естественного отбора мутаций (наследственных вариаций) и их комбинаций. Данные мутации возникают всегда и в любой популяции живых организмов в огромнейшем количестве, причем их большая часть не проявляется, а находится только в скрытом виде в генофонде. Из поколения в поколение, шаг за шагом при помощи преимущественного размножения особей – носителей подобных полезных изменений становятся такие новые свойства характерными для вида. Таким образом, возникает адаптация в биологическом понимании [32].


Исходя из вышесказанного, под адаптацией подразумевается процесс и результат приспособления функции и строения организмов, их органов к новым условия обитания.

Адаптация, с философской точки зрения, - это приспособление. А приспособление понимается как изменение живого существа под воздействием окружающей среды и результат данного изменения. Приспособление – это непосредственный процесс, если он вызван воздействием условий существования, или процесс косвенный, если то, что уже приспособлено, «сохраняется». Приспособление будет функциональным, если изменения жизнедеятельности организма способствуют изменению форм существования; обоюдным, если два различных организма или органа приспосабливаются друг к другу; пассивным, если в организме происходят изменения без его участия; активным, если приспособление имеет место благодаря деятельности организма; активистским, если среда изменяется под воздействием субъекта в целях его приспособления.

Способность живого существа приспособляться к имеющимся условиям окружающей среды очень различна, может совсем отсутствовать. Превосходство человека над остальными живыми существами как раз в том и состоит, что он обладает максимальной способностью к приспособлению [31].

Приспособление в социологии понимается как стремление и способность человека принимать «участие» в том, что другие делают, и подражать их движениям, поведению, манерам, мимике, жестам. Приспособление – это общение с другими при осознании различий, без чего невозможно бы было существование социальных групп и отдельной личности в частности.

Адаптация с точки зрения психологии определяется как приспособление функций и строения организма, его клеток и органов к условиям окружающей среды. Все процессы адаптации направлены на сохранение человеческого гомеостаза. Термин адаптация применяется довольно широко в качестве теоретического понятия в таких психологических концепциях, которые, подобно теории интеллектуального развития психолога Ж. Пиаже и гештальтпсихологии, трактуют взаимоотношения личности и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания.

Сдвиги, которые сопровождают адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного уровня до уровней психологической регуляции деятельности. В успешности адаптации к различным экстремальным условиям решающую роль играют моральное, психическое, функциональное состояние человека, процессы тренировки.


В педагогике выделяется социальная и психическая адаптация.

Психическая адаптация – это явление, которые выражается в перестройке динамического личностного стереотипа с новыми требованиями внешней среды.

Социальная адаптация:

- активное приспособление личности к внешней среде при помощи социальных личных средств, которое характеризуется тем, что сам человек, не осознавая необходимость изменений в отношениях с этой средой, формирует различные новые способы поведения, направленные на гармонизацию нормальных отношений с окружающими.

- оптимизация взаимоотношений группы и личности, сближение ценностных ориентаций, целей деятельности, усвоение индивидом традиций и норм группы, вхождение ее в ролевую структуру.

- результат и процесс освоения ребенком для него новых социальных позиций и ролей, которые являются значимыми для него самого и для социального его окружения – сверстников, учителей, родителей, окружающих людей и всего социума.

Следствием процесса адаптации является адаптированность, то есть уровень фактического приспособления личности к изменившимся условиям жизни, взаимосоответствие его неудовлетворенности или удовлетворенности собой и его социального статуса [26].

Человек может быть дисгармоничен и дезадаптирован или гармоничен и адаптирован.

Адаптированности детей способствовать может адаптивность образовательной среды и адаптивная модель школы.

Под адаптивной моделью школы понимается новая модель многопрофильной и разноуровневой общеобразовательной массовой школы с набором всевозможных образовательных услуг и классов, открытых для детей с разными способностями и возможностями вне зависимости от их психологических индивидуальных особенностей здоровья, материальной обеспеченности семьи и склонностей.

Адаптивность образовательной среды понимается, как способность ее устанавливать соответствие между образовательными запросами семьи, отдельных граждан и общественности, и образовательными услугами, поддерживать и создавать условия для продуктивной работы обслуживающего и управленческого персонала, педагогических кадров. Для каждого ребенка и взрослого адаптивность образовательной среды проявляется в дружеском и открытом характере социальной и информационной среды в образовательных учреждениях; в многообразии образовательных программ и педагогических согласованных с ними технологий, которые учитывают индивидуальные интересы и особенности школьника; в полноценности профессионального, гражданского становлении, физического, интеллектуального и духовно-нравственного развития [24].


Определение термина «адаптация» собой представляет сложную методологическую и философскую проблему.

На основании сравнительного анализа огромнейшего количества определений адаптации, все понятия могут объединяться в три следующие группы:

- определение термина «адаптация» через его главный признак. Адаптация здесь определяется через выраженность такого ключевого аспекта, как структурно-функциональная организация индивида. Данные ключевые аспекты выделяются на поведенческом, физиологическом, морфологическом и биохимическом уровнях;

- «тавтологические» определения, где изучаемое понятие интерпретируется как буквальный перевод «adaptio» в значении приспособления организмов к окружающей среде, то есть, адаптация понимается как сам процесс и получаемый результат приспособления функций и строения организма к внешним условиям среды;

- полисемантическое определение, которое подчеркивает многоаспектный, многозначный характер этого явления выделение адаптации, прежде всего, как процесса и как результата.

Наиболее разнородные и сложные аспекты явления этого понятия проявляются в человеческой многогранной деятельности, где можно выделить субъектно-личностные, когнитивные, поведенческие, психофизиологические компоненты процесса адаптации.

Адаптация, таким образом, - это процесс и итоговый результат внутренних изменений, активного внешнего приспособления и самоизменения индивида к изменившимся новым условиям существования.

1.2 Психолого-педагогические особенности первоклассников

Переход от дошкольного детства к младшему школьному возрасту знаменуется множеством изменений, как в физическом, так и в психологическом развитии детей. Д. Б. Эльконин, Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер, в качестве критерия перехода в новый возраст называют развитие у детей произвольности поведения и процесс формирования «внутренней позиции школьника».

Говоря о младшем школьном возрасте, в первую очередь стоит отметить, что в результате прихода в школу, социальная ситуация развития вводит ребенка в новый мир, который носит строгий, нормированный характер, что ведет к перестройке всей его системы отношений с действительностью. Структура «ребенок – учитель» становится центральной позицией жизни, от нее зависит сумма всех благоприятных условий для жизни. Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет) характеризуется тем, что ведущей деятельностью становится – учебная, социальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе данной деятельности дети овладевают умением учиться и способностью манипулировать теоретическими знаниями. Д. И. Фельдштейн отмечал, «эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в различных сферах знаний, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности» [28].