Файл: Адаптация ребенка к школе (Эмпирическое исследование школьной адаптации первоклассников к школе).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 256
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты адаптации первоклассника к обучению в школе
1.1. Понятие и сущность адаптации младшего школьника
1.2 Психолого-педагогические особенности первоклассников
Глава 2. Эмпирическое исследование школьной адаптации первоклассников к школе
2.1 Организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
2.2 Проведение педагогической работы в период адаптации первоклассников к школьной жизни
2.3 Повторное исследование адаптации к школе первоклассников
В современном школьном образовании цели обучения детей сформулированы в виде перечня, например, дать некоторый объем знаний, сформировать необходимые умения и навыки чтения и письма, развить память, восприятие, сформировать собственное мировоззрение.
Создается обстановка когда знания накапливаются сами собой, навыки и умения формируются рядом с ними, и параллельно этому происходят процессы развития способностей и мышления. Для того чтобы показать внутреннею связь между отдельными целями и способами их достижения, необходимы конкретные критерии, на базе которых будет составляться определенный набор целей обучения. Перед развивающим обучением, получившее большое признание, стоит конкретный вопрос, что же именно должно развиваться у ребенка, его внутренний мир, отдельные психические функции, способности или общее мировоззрение. В современной психологии предлагается существование единого глубинного, основополагающего уровня психического развития, по отношению к которому особенности психических процессов, навыков, умений и способности ребенка либо взрослого человека вступают как отдельные заметные проявления.
Младший школьный возраст совпадает с периодом жизни ребенка от 6 до 11 лет, то есть это время обучения в начальных классах, поступления в школу. Как пишет Т.В. Костяк, с точки зрения физиологического развития в это время начинается интенсивное физиологическое развитие костной и мышечной систем, центральной и вегетативной нервных систем, происходят изменения в деятельности внутренних органов. В социальном плане в младшем школьном возрасте ребенок вступает в отношения с обществом как с совокупностью взрослых, которые вовлечены в общественно необходимую, обязательную и общественно полезную деятельность. При этом происходит смена прежних способов действия памяти, внимания и воображения, проявления нормы и патологии которых сказываются и на всем поведении ребенка, отставании или опережении в развитии.
Под влиянием школьного обучения у младших школьников происходит перестройка всех их познавательных процессов. В процессе обучения дети приобретают новые качества. Включаясь в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, которые требуют от них наличия произвольности, продуктивности и устойчивости, дети с первых дней обучения вынуждены в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивыми, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель.
Учебная деятельность требует от ребенка развития произвольного внимания, то есть умения сосредоточиться на учебном задании, сохранить на нем концентрированное внимание в течение длительного времени, переключаться с определенной скоростью, переходя с решения одной задачи к другой. Но произвольность познавательных процессов у детей 6-8 и 9-11 лет возникает только при наличии волевого усилия, то есть ребенок организует себя под влиянием обстоятельств или по своему побуждению. Возрастная особенность младших школьников это относительная слабость произвольного внимания, при том, что непроизвольное внимание развито лучше. Слабость произвольного внимания стоит особо в ряду причин школьных трудностей: плохой дисциплины и неуспеваемости [23].
Еще одно психическое свойство, играющее важную роль в процессе обучения – это память. Память рассматривается, как процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. В младшем школьном возрасте происходят изменения в ведущих видах памяти. У детей младшего школьного возраста преобладающей является непроизвольная память, при которой отсутствует сознательно поставленная цель запоминания. В данный период у детей еще сохраняется характерная для дошкольников зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, озвученность, яркость, прерывистость действия, контраст, движение и т.д. В том случае, когда предметы, с которыми сталкивается ребенок, называются, то он запоминает их лучше, что показывает существенную роль слова в данном возрасте.
При усвоении выработанных в обществе эталонов и мер, у младших школьников происходит измените и характера детского мышления. В развитии мышления к началу младшего школьного возраста наблюдается переход от эгоцентризма к децентрации. В системе межличностных отношений у младших школьников начинает формироваться чувство ответственности, у них развивается сензитивность и эмпатия. Таким образом, к началу школьного обучения у детей появляются такие свойства как камбивалентность переживаний, у них развивается рефлексия. Вследствие этого в младшем школьном возрасте у большинства детей самооценка становится более адекватной, чем в дошкольном возрасте, когда самооценка была скорее завышенной [17].
Основным видом мышления в младшем школьном возрасте является образное мышление, данный возраст сенситивен к обучению, полагающемуся на наглядность. В учебной практике наглядный обобщенный образ, представленный в моделях, активно используется в математике и геометрии. Высокий уровень развития свойств мышления, включенных в структуру обучаемости, создает быстроту и легкость обобщения признаков и анализа, в том числе и пространственно-временных, важных для решения задачи. Рефлективность мышления делает доступным в процессе решения задания выбрать наиболее продуктивную стратегию, что приводит к ускорению мыслительной деятельности ученика.
Принято считать, что процесс становления базовых структур образа мира происходит у каждого человека, вне зависимости от того, способствуют этому или нет, происходит это стихийно, как незаменимая человеческая потребность, которая внезапно возникает и развивается. Этот процесс в ходе детского развития в такой степени сложен и индивидуален, что без поддержки взрослого у ребенка сформированный образ мира не может быть завершенным.
В младшем школьном возрасте на первый план выступает предметно-практическая и познавательная деятельность, которая реализуется в виде ведущей в этом возрасте деятельности. На базе этого формируется познавательная активность ребенка. В концепции периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, при изучении социальной природы психики и деятельности ребенка, социального характера его связей с другими людьми. Вся деятельность формируется в системе «ребенок в обществе», подсистемами которой являются «ребенок-взрослый» и «ребенок-вещь», а точнее «ребенок - общественный предмет», где происходит возникновение операционально-технической области личности. В младшем школьном возрасте данная сторона развивается наиболее активно [33].
Д. И. Фельдштейн отмечает, что развитие новообразований, как произвольность психических процессов, рефлексия на собственные действия и поведение, находятся в другой плоскости, в деятельности по усвоению норм взаимоотношений, потому как рефлексия, направленность учебной деятельности на себя вызывает потребность в развертывании новых отношений. Строгость требований к ребенку в период начального школьного образования, поручает ответственность за самого себя, за выполнение домашних уроков, и необходимость в построении собственного режима дня [28].
Многими психологами отмечается, что важнейшее новообразование младшего школьного возраста это произвольность, которая принимается как качество психических процессов, связанное с формированием свойств внимания, которые обеспечивают продуктивное обучение и протекание любой психической деятельности.
Способности ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые объекты служит предпосылкой для создания целенаправленного произвольного наблюдения, устремленного на выделение пространственно-временных признаков объектов под контролем преподавателя с опорой на сформировавшиеся представления. Л.С. Выготский полагал, что именно младший школьный возраст сенситивен для развития понятийного мышления, потому как обучение в школе выводит мышление в центр сознательной деятельности ребенка. По этому поводу он написал: «сознательность и произвольность входят через ворота научных понятий».
В младшем школьном возрасте дети психологически готовы к усвоению знаниями, у них отмечается большой познавательный интерес. Между мотивами, определяющих положительное отношение к учебе, младшие школьники выделяют следующие, «хочу открывать новое», «хочу много знать», «хочу научиться решать трудные задачи». Умственная деятельность младших школьников внешне показывается в поведении, что проявляется в готовности отвечать на вопросы педагога, и указывает на их активность к психолого-педагогическим воздействиям.
Тем не менее, ученики младших классов придерживаются достижения конечного результата своей учебной деятельности. Ход достижения результата они не осознают, не могут поделиться им, дать оценку. При переходе из младших классов в средние, где сложность и объем знаний заметно возрастает, требования к овладению ими меняются, возникает предметная система обучения, проявляется снижение уровня успеваемости, ослабление интереса к учению. Следовательно, в начальных классах нужно создавать предпосылки, которые поспособствуют облегчению данного перехода [20].
Подводя, можно сделать вывод о том, что в младшем школьном возрасте ребенок открывает значение новой социальной позиции, то есть позиции школьника, которая связана с выполнением учебной работы.
Глава 2. Эмпирическое исследование школьной адаптации первоклассников к школе
2.1 Организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
На основе теоретического анализа литературы по данной проблеме, было организовано и проведено исследование, цель которого – является изучение уровня адаптации первоклассников к школе.
Исследование проходило на базе МБОУ Усть-Большерецкая СОШ №2. В исследовании уровня адаптации первоклассников к школе приняли участие учащиеся 1 класса (20 человек, возраст 6-7 лет).
Контрольно-оценочные материалы подбирались в соответствии с принципами:
- надежности и валидности диагностических методик;
- психологической комфортности при проведении диагностических процедур;
- объективной определенности основных параметров адаптации.
1). Методика «Мотивационная готовность ребенка к школе»
Цель: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю.
Стимульный материал: 9 картинок на тему: обучения в школе, игры, внешних занятий (отдельно для девочек и мальчиков); простой карандаш.
Инструкция: (повторяется два раза) Внимательно посмотрите на каждую карточку. Чем занимаются ребята?
1. Нарисуйте круг рядом с той картинкой, на которой показано чем бы вы хотели заниматься в первую очередь.
2. Нарисуйте квадрат рядом с той картинкой, на которой показано чем бы вы хотели заниматься во вторую очередь.
3. Нарисуйте квадрат рядом с той картинкой, на которой показано чем бы вы хотели заниматься в третью очередь.
Интерпретация: Учебная мотивация: задание выполнено правильно, выбраны все три раза учебные картинки; Мотивация учебно-игровая: задание выполнено правильно, если первый выбор учебный – учебная мотивация есть, если второй или третий выбор учебный; Мотивация игровая: если нет ни одного выбора учебной картинки.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
Методика для определения мотивационной готовности к школе показала:
1. у 20 % детей (4 чел.) присутствует учебная мотивация, т.е. высокий уровень.
2. у 60% детей (12 чел.) – учебно-игровая мотивация (есть хотя бы один учебный выбор у 12 чел.) – средний уровень.
3. у 20% (4 чел.) – игровая мотивация не выбрали ни одной учебной картинки – низкий уровень.
Таблица 1-Результаты методики «Мотивационная готовность к школе» на констатирующем этапе исследования (методика 1).
Количество, чел. |
Количество, % |
|
Высокий уровень |
4 |
20% |
Средний уровень |
12 |
60% |
Низкий уровень |
4 |
20% |
Результат методики «Мотивационная готовность к школе» на констатирующем этапе исследования (Рисунок 1).
Рис. 1. Мотивационная готовность к школе первоклассников
2) Методика «Внутренняя позиция школьника»
Цель: Выявить особенности внутренней позиции школьника.
Проведение:
Ребенку предлагают ответить на ряд вопросов.
- Ты хочешь идти в школу?
- Ты хочешь еще на год остаться в детском саду?
- Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?
- Ты любишь, когда тебе читают книжки?
- Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?
- Какие у тебя любимые книжки?
- Почему ты хочешь идти в школу?