Файл: Возникновение кризиса в деятельности организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Основы антикризисного управления

1.1. Цели и задачи антикризисного управления

1.2. Механизм антикризисного управления, кадровые стратегии, кадровый маркетинг

1.3. Типы организационных культур компании,стратегические направления в антикризисном управлении

1.4. Принципы антикризисного управления, типы кадровой политики в условиях кризиса

1.5. Методы работы с кадрами в режиме антикризисного управления, проблематика антикризисного управления

1.6. Информационный обмен в период кризиса

1.7. Структура управления организацией, проведение кадрового аудита и диагностики

1.8. Способы выхода из кризиса

2. Практический опыт. Анализ деятельности ООО "Импульс"

2.1. Характеристика предприятия

2.2. Меры антикризисного управления в ООО "Импульс"

2.3. Анализ антикризисного управления предприятием ООО «Импульс»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Нужно помнить, что чем старше рﮦаботники и чем больше стаж их работы на предприятии, ниже уровень образования и социальный статус, тем выше урﮦовень их неудовлетворенности получаемой информацией. И в данной ситуации существует необходимость разработки программ усиления коммуникаций с подразделениями организации.

Необходимо, чтобы информация, доводимая до сотрудников, была понятна и многократно повторялась для лучшего усвоения.

Сопротивление персонала – самый частый вопрос при осуществлении стратегических изменений в организации. Для его решения необходимо сочетание психологических мер со стимулированием и поощрением сотрудников.[50]

Для того, чтобы быть эффективным, антикризисное управление должно объединять в себе три подхода: психологический, социально-политический и структурно-технологический. Это может помочь добиться эффективности в антикризисном управлении. Эффективность же определяется следующим образом-кризиса удалось избежать и ключевые менеджеры уверены, что угроза кризиса не отразится на доходах организации.

1.7. Структура управления организацией, проведение кадрового аудита и диагностики

Нﮦо что делать, если организация уже находится в состоянии кризиса? Это означает, что в отличие от успешно работающей организации, данная компания не достигла поставленных целей, не сумела в должной мере реализовать комплекс целей, которыми являются: выживаемость, эффективнность, результативность, производительность, практическая реализация решений.[51]

Структура управления организацией характеризуется такими параметрами как сложность,степень централизации и формализации выполнения работ по управлению. Сложность организационной структуры управления определяется числом уровней и звеньев управления.Чем больше уровней управления тем более сложными становятся коммуникации, тем труднее реализовывать и контролировать решения, принимаемые руководителем.[52]

Прﮦежде всего необходимо разобраться с вопросом правильности построения организации, для этого следует рассмотреть:

1. адекватность определения характера выполняемой работы, нужно, расчленив работу на отдельные участки, проанализировать каждый (постановка задач, необходимый объем работы для их решения, устранения бесполезной работы и дублирования, контроль);


2. распределение работы между отдельными позициями менеджмента (сюда входит допустимый объем дожностных обязанностей менеджеров любого уровня управления);

3. технические приемы в рамках научных методов управления (анализ рﮦабочего времени, изучение методов, организация труда);

4. общее взаимодействие всех сотрудников организации;

5. классификация элементов менеджмента и построение системы подразделений (необходимо проанализировать, группируются ли элементы менеджмента организации в соответствии с выполняемой работой и соответствуют ли подразделения организации существующим в ней производственным требованиям);

6. правильность распределения обязанностей и полномочий в организации. С этой целью создается и исследуется схема организации, в которой зафиксированы полномочия и обязанности каждого сотрудника и характер его взаимодействия с другими сотрудниками. Данная схема должна отражать реальную структуру организации и не быть теоретическим стандартом. Эта схема подвергается тщательному анализу, все это позволяет обнаружить слабые места организации, накладки полномочий, недостаточно управляемые звенья производственного процесса. В дальнейшем данную схему можно использовать в качестве основы для реорганизации компании.

Анализ кадрового состава так же должен дать ответ на вопрос, правильно ли в организации осуществлены отбор и расстановка кадров. При возникновении проблем, способных вызвать кризис,в развитии организации проводится кадровый аудит. Т.е. происходит проверка соответствия персонала организации ее целям и ценностям.[53]

Кадровый аудит может иметь следующие направления:

1. Структура управления персоналом.

2. Планирование потребности в кадрах (оценивается наполненность организационной структуры кадрами и потребность их в перспективе, учитываются стратегия развития предприятия, объемы производства, применяемые технологии, происходит определение профессионально-квалификационных требований и анализ способностей работников). Именно анализ кадрового состава дает ответ на вопрос, правильно ли в организации осуществлены отбор и расстановка кадров.[54]

3. Институциональная деятельность (в нормативных документах закрепляются стратегии управления, цели и содержания деятельности сотрудников, схемы взаимодействия с коллегами).

4. Подбор (отбор) персонала (создание персонала исходя из имеющихся ресурсов с помощью формирования профессиональных навыков; привлечение кадров со стороны).


5. Обучение персонала (как правило происходит использование двух форм обучения: на рабочем месте , более дешевое оперативное, к методам такого обучения относят усложняющиеся задания, смена рабочего места, прﮦоизводственный инструктаж, делегирование части функций и ответственности; вне рабочего места, такое обучение более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами).[55]

6. Оценка персонала-определяется эффективность труда работников по заданным критериям, строится прогноз профессионального роста, проводится оценка упрﮦавленческой команды по целям и средствам деятельности).

В условиях кризиса кадровая политика организации трансформируется. Это связано с ограниченностью финансовых средств, неизбежностью организационных преобразований и свертывания социальных программ, сокращением численности персонала и повышением социально-психологической напряженности в трудовом коллективе.[56]

Основными задачами кадровой политики в условиях кризиса являются:

1. формирование команды менеджеров, способных разработать и реализовать программу выживания и дальнейшего развития организации;

2. сохранение ядра кадрового потенциала организации (менеджеров, специалистов, рабочих, представляющих особую ценность для предприятия);

3. реструктуризацию кадрового потенциала предприятия;

4. снижение социально-психологической напряженности в коллективе;

5. обеспечения социальнﮦой защиты и трудоустройства высвобождаемых работников.

Потребность российских организаций адаптироваться к кризисным условиям деятельности сопровождается принятием решений о сокращении численности персонала. Несмотря на всю сложность ситуации, руководство компании должнﮦо помнить о необходимости дальнейшего развития за счет внутренних резервов. Одним из таких резервов развития является трудовой потенциал организации, поэтому руководители должны провести прежде всего обязательную диагностику его состояния. [57]

Диагностика - это выявление проблем и причин их возникновения, а также устанﮦовление отклонений в признаках, характеризующих состояние объектов. Определение состояния объекта посредством реализации комплекса исследовательских процедур, основными критериями диагностики являются:

  • критерий эффективности производства,
  • критерий маневренности производства,
  • критерии гибкости стратегии.

Также предметом диагностики выступает и менеджмент организаци (это анализ и оценка результатов управления предприятием, анализ стиля руководства и организационной культуры)[58].

Диагностика персонала является одним из элементов организационной диагностики, целью которой является помощь собственникам и руководителям организации в понимании:

- текущих проблем и причин их возникновения;

- возможных негативнﮦых сценариев развития организации;

- путей изменения сложившейся ситуации.

В качестве индикаторов кадрового потенциала используют ряд показателей, таких как: численность персонала, его профессионально-квалификационный и половозрастной состав, укомплектованность по должностям и профессиям. При подобном анализе принимают во внимание и качественные характеристики персонала: корпоративный дух, организационную культуру, неформальные взаимоотношения, социально-психологический климат и т.д.

Опыт показывает, что в любом коллективе можнﮦо выделить следующие группы, соотношение которых определяет качество кадрового потенциала:

1. первоклассные специалисты (имеющие изобретения, знающие какие либо уникальные технологии и секреты производства);

2. высококвалифицированные работники, вносящие основной вклад в результаты работы предприятия;

3. разработчики идей с высоким урﮦовнем стратегического и инновационного мышления;

4. управленческая «элита»;

5. сотрудники, имеющие связи в местных властных инстанциях и способнﮦые отстаивать интересы предприятия в органах власти, они оказывают существенное влияние на ход экономической деятельности предприятия;

6. конфликтные личности, часто вызывающие конфликтные ситуации и ухудшающие морально-психологический климат компании;

7. кадровый «балласт»-сотрудники, не имеющие видимых перспектив развития до необходимого уровнﮦя.

1.8. Способы выхода из кризиса

Всем понятнﮦо, что экономический кризис заставляет организации искать пути сокращения всех видов затрат. И ни для кого не является секрﮦетом, что наиболее привлекательным приемом их сокращения является экономия фонда оплаты труда, которой можно добиться двумя способами. Первый - это сокращение размеров заработнﮦой платы работникам, вторﮦой - сокращение численности персонала. Второй способ наиболее предпочтителен, т.к. позволяет сократить затраты без изменﮦенﮦия размерﮦов заработнﮦой платы остающихся работников. Тем не менее принятие управленческого решения о сокращении численности должно иметь логическое обоснование. Увольняя людей нужно быть осмотрительным, безусловнﮦо необходимо избавляться от кадрового балласта, проведя диагнﮦостику персонала и выявив тех кто «зря ест свой хлеб».[59] Но ни в коем случае нельзя увольнять сотрудников, ценных для бизнеса. Следует избавляться от жира, но не от мускулов. Расставаясь с хорошими специалистами-мускулами компании-ради ради достижения более оптимистичных финансовых показателей, организация обманывает саму себя. Руководству компании нужно всегда уметь отдавать себе отчет-сколько средств и времени уйдет на то, чтобы нанять и обучить новых работников потом, когда кризис останется позади и эти сотрудники понадобятся вновь. Ничто не вечно, в том числе и кризис. И для компании очень важнﮦо постараться сохранить свой самый ценный актив для своего дальнейшего развития. Когда Фердинанда Порше (сына основателя компании Porsche) спросили, что он бы предпочел в условиях кризиса-потерять людей или лишиться оборудования, его ответом было–лишиться оборудования. Потому что машину гораздо легче заменить, потратив лишь некоторое время на ее покупку и программирование.[60] А самой сложной задачей компании является создание организационной культуры. Чтобы создать и укрепить культуру нужно время, иногда на то, чтобы найти стоящих сотрудников уходят годы. Процесс найма очень сложен, из десятка претендентов подходящими могут быть лишь три, но вначале придется отобрать их из общей массы желающих, затем обучить, заниматься их развитием, воспитанием, создавать в компании атмосферу, в которой отношения между людьми будут носить конструктивный характер.


Если же руководство все таки приняло решение о сокращении персонала, увольнять нужно тех, кто работает «спустя рукава», не трогая при этом ценных сотрудников.

С чего начать процедуру сокращения:

1. Для начала нужно определить четкий порядок, выбрать крﮦитерии, по которым будет проведено сокращение и оценить обоснованность этих критериев. В крупных западных компаниях руководство стремится всячески минимизировать влияние человеческого факторﮦа на процедурﮦу сокращения персонала.[61] Процесс выбора персонала для сокращения практически полностью автоматизирован и основанием для этого служит анализ систематических аттестаций персонала. С учетом объективных требований производственного процесса организации и действующего трудового законодательства разрабатываются критерии выбора персонала, попадающего под сокращение. На основании всех этих критериев программисты пишут специальные фильтрующие программы и запускают их в общую базу данных персонала. На выходе получается список тех работников, с которыми компания вынуждена расстаться. С точки зрения морально-психологического аспекта это один самых щадящих методов для компании. Однако такое могут позволить себе далеко не все организации. И дело даже не в том, что подобные программы стоят денег, а в том, чтобы:

а) на постоянной основе должны вестись базы данных по персоналу, фиксирﮦуя там все результаты оценочных мероприятий, повышения квалификации, пройденных тренингов и т.п.;

б) должны быть разработаны четкие и объективные критерии отбора высвобождаемого персонала;

в) сотрудники должны быть проинформированы о самой процедурﮦе сокращения — ее методах и основаниях.

Все это возможно лишь в том случае, если подход к управлению персоналом в компании не просто формально автоматизирован, а отражает хорошо продуманную стратегию и грамотно воплощенную тактику.

2. Необходимо таргетировать персонал, который попадает под сокращение.

Наиболее адекватным методом будет выделение категорﮦий персонала, во-первых, по возрастному принципу, а во-вторых, по профессиональному.

Конечно, приходя в Центр занятости, работник получит всю необходимую информацию, но правильнее, если работодатель, который высвобождает часть своего персонала, заранее проинформирует сотрудников о возможных вариантах развития их трудовой деятельности.[62]

Случается, что компания работает в трудоемкой , а не в капиталоемкой сфере и оплата труда сотрудников на самом деле является основной статьей ее расходов, при этом работники являются действительно талантливыми и результативными профессионалами, а вся проблема кроется в падении спроса на ее продукцию в настоящее время. В таких случаях решением мудрым и правильным решением может стать перевод всех сотрудников на сокращенный рабочий день. Пусть компания на какое то время «заляжет в спячку», а неприятности, возникшие из за уменьшенﮦия объема работ и снижения заработка станут общей бедой, включая и высшее рﮦуководство. Если поделить работу на всех, конечно же пострадает каждый, но в меньшей степенﮦи, что позволит компании сохранить свои трудовые ресурсы.[63] Ведь именно так поступают с оборудованием, когда работы недостаточнﮦо. Здесь можнﮦо брать пример с японцев, когда японская компания оказывается в тяжелом положении, первый кому урезают зарﮦплату-это ее президент. И если ситуация становится более серьезной, то он первым уходит в отставку. Японцы считают, что не бывает плохих солдат, бывают плохие генералы.[64]