Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы антикризисного управления
1.1. Цели и задачи антикризисного управления
1.2. Механизм антикризисного управления, кадровые стратегии, кадровый маркетинг
1.3. Типы организационных культур компании,стратегические направления в антикризисном управлении
1.4. Принципы антикризисного управления, типы кадровой политики в условиях кризиса
1.6. Информационный обмен в период кризиса
1.7. Структура управления организацией, проведение кадрового аудита и диагностики
1.8. Способы выхода из кризиса
2. Практический опыт. Анализ деятельности ООО "Импульс"
2.1. Характеристика предприятия
2.2. Меры антикризисного управления в ООО "Импульс"
2.3. Анализ антикризисного управления предприятием ООО «Импульс»
Возможен также и другой вариант развития событий, при котором при весьма благоприятной внешней экономической обстановке, организация сама входит в глубокий кризис, что объясняется старением технологии, неэффективной организацией работы, ошибками в принятии управленческих решений, деловыми конфликтами, а также неудачным маркетингом, происходящими внутри организации.
1.2. Механизм антикризисного управления, кадровые стратегии, кадровый маркетинг
Антикризисное управление, помимо всех вышеперечисленных мер, предполагает наличие дополнительных программ деятельности сотрудников, включающие социально-психологические факторы. В управлении предприятием (организацией) всегда должна быть антикризисная составляющая. Данная составляющая объективно детерминирована тем, что только в случае ее реализации создается возможность преодоления фатальности жизненного цикла предприятия. Антикризисное управление –сложный процесс и его проблематика очень обширна.[23]
В наших неспокойных современных условиях, любое стабильное состояние компании – чаще всего явление недолговременное, поэтому в управлении компанией нужно всегда уделять особое внимание вопросам быстрой адаптации сотрудников к изменяющимся условиям, их мотивации и обеспечения гарантиями.[24]
С возникновением новых кризисных условий, решение задач организации в рамках старых программ, становится неэффективным, и требует разрабатки новых, соответствующих условиям среды.
В общем виде система антикризисного управления персоналом – это комплекс подсистем общего и линейного руководства, а также отдельные функциональные подсистемы, отвечающие за выполнение определенных задач.[25]
Высшее руководство компании, топ-менеджеры и менеджеры среднего звена осуществляют общее управление и представляют подсистему общего и линейного руководства.
Функциональные подсистемы предназначены для выполнения следующих задач:
1) управление подбором и распределением персонала;
2) информационное обеспечение системы управления персоналом;
3) управление системой мотивации и вознаграждений;
4) управление трудовыми отношениями и рабочим процессом;
5) управление развитием и обучением персонала;
6) управление социально-правовой базой;
Вся структура системы управления компанией зависит прежде всего от масштаба предприятия, характера его деятельности, территориального расположения, сферы бизнеса и т. п. Как правило, в крупных организациях система управления персоналом достаточно сложная и имеет много разветвлений, в то же время в средних и малых организация одна подсистема может выполнять сразу несколько функций. Механизм антикризисной деятельности – это активная управленческая деятельность, характеризующаяся полным комплексом функций, ролей и полномочий.
Наиболее ответственным этапом механизма антикризисного управления является разработка управленческих решений.[26]
К методам, применяющимся в кадровом маркетинге относятся:
- создание образовательных учреждений в рамках данного предприятия для подготовки узких специалистов;
- сотрудничество с Центрами занятости;
- разработка программ обучения для действующих сотрудников с целью повышения их профессионального уровня.[27]
Одним из принципиальных моментов антикризисного управления является определение степени устойчивости организации, это обусловлено прежде всего необходимостью выяснения того, на каком отдалении от точки катастрофы находится организация.[28]
1.3. Типы организационных культур компании,стратегические направления в антикризисном управлении
Определение целей организации – должна ли она действовать ради получения максимальной прибыли или «служить потребителям» – представляет собой важнейший нравственный вопрос, который должен решать руководитель.[29]
Ни одна компания не обходится без своей организационной культуры, это является частью ее существования. Кроме того, эффективное управление невозможно построить на статичных основах, необходимо использовать новейшие разработка в области организационно-культурной базы предприятия.
Организационная культура является мощным стратегическим инструментом, позволяющим ориентировать всех сотрудников компании на общие цели, мобилизовать инициативу персонала.
Главе процветающей американской фирмы IBM Томасу Уотсону-младшему принадлежат такие слова: «Я глубоко убежден в том, что каждое предприятие, чтобы выжить и преуспевать, нуждается в здоровом наборе основных убеждений, которыми оно руководствуется во всех решениях и мероприятиях»[30]
В настоящее врﮦемя принято выделять четырﮦе основных типа организационной культуры:
- Культура, ориентированная на прибыль.
Обычно находится в стадии первоначального накопления капитала и ориентируется на краткосрочные цели, общим является решение текущих производственных задач, выполнение некой производственной программы
Особенности данной культуры следующие:
- поведение работников определяется формальными процедурами;
- жесткая иерархическая структура воспринимается ее членами как норма;
- для высшего руководства предприятия самым главным является рентабельность производства, именно с ней ассоциируется успех предприятия.
2. Культура, ориентированная на потребителя.
Организация типа "клиент" имеет долговременную стратегию выживания на рынке, ища ответы на вопросы, связанные с удовлетворением клиента.
Особенности данной культуры следующие:
- осознание, что за выпускаемой продукцией стоят потребители, во имя удовлетворения интересов и потребностей которых организация создана и существует;
- среди сотрудников поощряются индивидуальная инициатива и дух соперничества, акцентируя внимание на достижениях;
- персонал компании работает с мыслью, что ключевой критерий успеха предприятия – конкурентное лидерство на рынке.
3. Культурﮦа, ориентированная на персонал.
Организационная культура типа "работник".
Организация имеет стабильный коллектив, надежных работников ,и по квалификации, и по отношению к компании. Обладает рﮦазвитой внутренней неформальной структурой.
Особенности данной культуры:
- убеждение, что организация подобна большой семье;
- обеспечивается участие перﮦсонала в принятии решений;
- существует гарантия занятости и стабильности;
- ценится преданность сотрудников и их лояльность компании;
- в сознании высшего руководства организации и рядовых работников успех компанﮦии связывается со слаженно рﮦаботающим коллективом, увлеченностью делом и заботой о людях.[31]
4. Культура, ориентированная на инновации и качественное совершенствование.
Организационная культура типа "развитие".
Организация с культурой типа "развитие" уже имеет достаточно прочные позиции на рынке и нацелена на дальнейшее совершенствование (повышение качества продукции, снижение затрат и т.д.).
Одним из основных базовых ценностей этой культурﮦы является профессионализм ее штатных сотрудников;
Особенности данной культуры:
- формула успеха предприятия – достижение передовых позиций по общим качественным показателям его деятельности;
- основная корпоративная ценность – рﮦазвитие причем как на уровне целого предприятия так и на уровне отдельного сотрудника;
- особенности организационного поведения – поиск новых возможностей в выполнении работы, динамичность, инновационная
активность;
- поощряется стремление и умение работать в команде, поощряется активность работников в рамках их должностных обязанностей;
- все элементы организационной культуры связываются воедино общим стремлением к совершенствованию производства, продукции (услуг);
- наряду с материальными, очень значимы моральные поощрения, к ним стремятся, их добиваются;[32]
- важно признание индивидуальных успехов со стороны коллектива. Личный успех любого из сотрудников воспринимается как часть успешнﮦой деятельности всей организации;
- принята эмоциональная поддержка работников руководством, взаимная поддержка сотрудников, наставничество, стремление научить чему то новому;
- среди руководителей и рядовых работников распространена установка на новаторство, профессиональное и карьерное развитие.
Успех для всех сотрудников организации этого типа - выпуск нﮦовой продукции, которая отвечает лучшим мировым образцам на существующей технологической базе. Организация нацелена нﮦа освоение новых видов прﮦодукции и новых сегментов рынка.[33]
В системе антикризисного управления песоналом выделяют следующие стратегические направления:
1) сотрудничество с кадровыми агентствами по подбору персонала;
2) поиск сотрудников на старших курсах высших и средних учебных заведений , дающий возможность совмещения учебы и работы;
3) поиск на конкурсной основе новых сотрудников с интересными проектами;
4) использование системы лизинга – «перенос» части персонала из одной организации в другую на основании условий заключаемого договорﮦа или соглашения;
5) открытие учебных заведений и курсов при организации, что позволяет готовить специалистов необходимого профиля и уровня для их дальнейшей работы в организации.[34]
Антикризисное управление персоналом предъявляет требования, отличные от регулярного управления, к системе управления персоналом. Главная задача, которую решает служба персонала в этих условиях - это поддержка антикризиснﮦых мер путем эффективнﮦой организации взаимодействия руководителей и сотрудников организации. Эффективность антикризисного управления сложно рассчитать, но она предполагает наиболее быстрое смягчение кризиса и своевременное его дальнейшее распространение.[35]
Очень важным факторﮦом в условиях кризиса является гибкость всей системы управления персоналом организации. Мероприятия, связанные с приемом, увольнением, направлением в вынужденные отпуска, перемещением значительного количества персонала в короткие промежутки времени должны проходить быстро и юридически безупречно.
Система управления персоналом в условиях длительного кризиса должна отвечать следующим основным требованиям:
- сохранять или повышать производительность труда персонала;
- быть гибкой;
- быть экономичной;
- умело и юридически грамотно проводить организационно-штатные мероприятия.
1.4. Принципы антикризисного управления, типы кадровой политики в условиях кризиса
Управление предприятием в условиях длительного кризиса не может быть эффективным без выработки соответствующих принципов, принимаемых в его основу.
1. Принцип системности- призван обеспечивать развитие всех сфер деятельности предприятия на основе выявления внутренних резервов.
2. Принцип обоснованности- вызывает необходимость изучения и сопоставления показателей качества продукции предприятия и конкурентов.
3. Принцип объективности- предоставляет возможность руководству предприятия принимать управленческие решения, основываясь на учете реальной ситуации рыночной среды.
4. Принцип непрерывности- антикризисное управление нужно рассматривать не как единовременную процедуру, а как непрерывный процесс функционирования всех подразделений предприятия.