Файл: Акцизы (Аспекты акцизного налогообложения в России и за рубежом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министр промышленности и торговли Д.Мантуров заявил, что его ведомство не относится негативно к подобной идее, «Я поддерживаю в целом здоровый образ жизни, если на вредные продукты будут вводиться дополнительные сборы стимулирующие население покупать полезные продукты, в этом ничего плохого нет», - добавил министр.

Глава Министерства сельского хозяйства Ткачев отметил, что его ведомство поддерживает введение акцизов на пальмовое масло и газировку.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам А. Тарнавский заявил газете «Взгляд», что «если и претворять в жизнь обсуждаемую идею, то очень осторожно», депутат раскритиковал правительство, за стремление собрать дополнительные деньги в любых сферах и любой ценой.

В Минфине заявили, что дополнительное налогообложение «вредных» продуктов оправданно, поскольку не только пополнится казна, но и появится возможности ограничить потребление не самых полезных для здоровья продуктов.

По данным Росстата за 11 месяцев 2017 года импорт пальмового масла в России вырос на 23,6% , в период с января по ноябрь 2016 года в Россию ввезли 794 тыс. тонн пальмового масла, пик поставок пришёлся на ноябрь, когда импорт вырос сразу на 13,2%.

Однако темпы потребления пальмового масла в России, скорее всего, будут расти и дальше, ведь альтернативы у российской пищевой промышленности почти не осталось – ввозить качественное сырье или готовые продукты из Европы и США нельзя, а о небывалом росте поголовья отечественных коров и надоев не слышно. Поэтому отечественная промышленность от введения акциза на пальмовое масло непременно пострадает, и первыми под удар попадут производители кондитерских изделий и прежде всего шоколада.

В целом же аналитики и экономисты отмечают положительное влияние от введения акциза на пальмовое масло: поступления в бюджет вырастут. Однако многие опасаются того, что введение акциза приведёт к росту цен, так как техническое пальмовое масло применяется при производстве очень многих продуктов и введение акциза незамедлительно скажется и на их цене. Акциз увеличивает стоимость конечного продукта.

Как известно, значительную долю в доходной части бюджета занимают акцизы от реализации алкогольной продукции. Причем акцизный сбор дол­жен наполнять не только доходную часть бюджета, но и быть действенным инструментом по легализации всей алкогольной отрасли. О необходимости решения данной проблемы много было сказано на различных уровнях, од­нако, изменений к лучшему пока не происходит и этот вид бизнеса остается наиболее криминализованным[10 ,с.375].


Одним из аспектов в оценке эффективности применения ставок акцизов является их размер. Таким образом, когда налоговая ставка достигает определенного уровня, снижается предпринимательская инициатива, со­кращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы, вследствие чего часть налогоплательщиков переходит из «легального» в «теневой» сектор экономики.

Падение производства легальных производителей, которые платят нало­ги, легко и быстро дополняется продукцией «теневиков». В результате бюд­жет страны не получает потенциально высоких доходов, ухудшается струк­тура потребляемой населением продукции, и как следствие - рост смертно­сти, преждевременное сокращение экономически активного населения, ухуд­шение генофонда.

При рассмотрении динамики изменения акцизного налогообложения, выявлено, что с каждым годом ставки акциза на алкогольную продукцию заметно повышаются, при этом, потребление алкогольной продукции также растет. Из-за увеличения розничных цен на спиртные напитки, потреби­тели, обремененные своим финансовым положением, повернулись в сторо­ну более дешевой нелегальной продукции, которую далеко не всегда отли­чает высокое качество.

Еще одной проблемой акцизного налогообложения является идентификация импортного вина, т.к. налоговое законодательство не разъясняет, какой алкоголь считается натуральным. Из-за этого возникают трудности исчисления и уплаты акциза (недобросовестные участники внешней торговли могут снизить таможенные платежи, путем предоставления ложных сведений о продукции, а затем такая такой товар будет облагаться акцизом по минимальной ставке), таможенного контроля, что может при­вести к попаданию на внутренний рынок суррогатов.

В России существует также проблема повышения акцизов на табачную продукцию, целью чего является борьба с курением. Повышение акцизов, а, следовательно, и цены на табачные изделия, приведет не к пополнению бюджета, а к появлению контрафактных товаров. Повышение ставок акциза объясняется ростом расходов на здравоохранение, так как табачная продукция приводит к ухудшению здоровья, и курильщики обращаются за соответствующим лечением. С целью повышения эффектив­ности акцизного налогообложения необходимо повышать ставки на данный вид товаров, но так, чтобы они соответствовали покупательной способности граждан, и необходимо контролировать развитие те­невого рынка.

Еще одной проблемой акцизного налогообложения, яв­ляется проблема в отношении нефтепродуктов и энергоносителей. Экспорт нефти является важным источником пополнения бюджета России, но для внутреннего потребителя до сих пор цена на нее вы­ше, чем для внешнего. Постоянное повышение ставок акциза на бензин может привести к росту уровня инфляции. Необходимо реформировать акцизную политику нефтепродуктов. Завышенные цены на бензин заставляют население использовать старые машины, покупать больше автомобилей, что вле­чет за собой причинение вреда экологии. Хотя транспортная инфраструктура слабо развита. Расходы на транспорт и дорожное хозяйство составляют 3,8% от ВВП, к 2020 году планируется повысить эти расходы до 4-4,5%, но этого не достаточно для создания эффективной транспортной системы. Поэтому и растут ставки акциза на бензин, чтобы развивать дорожное строительство и т.п. Дифференциация ставок налога в зависимости от класса бензина способствует сглаживанию неравенства доходов граж­дан. Но если постоянно повышать налог, то вместе с повышением доходов бюджета, это приведет и к ужесточению социальной напряженности, снижению уровня жизни населения.


Государственная Дума одобрила законопроект, предусматривающий повышение ставок акциза на бензин 5 класса и дизельное топливо. С 2018 года ставки акциза на автомобили возросли не только в зависимости от мощности двигателя, но также с этого года вводится новая дифференциация акцизов для мощных машин. Теперь появятся новые категории: 200-300 л.с., 300-400 л.с., 400-500 л.с. и свыше 500 л.с. Эти сборы платят организации и индивидуальные предприниматели, которые импортируют ма­шины. Внутри страны акцизы уплачивают производители и учитывают их в стоимости своей продукции.

По данным Министерства финансов изменение ставок на бензин и топливо необходимо для ускорения темпов строительства дорог, развития инфраструктуры регионов. Дополнительные средства планируется направить на новые дороги и инфраструктуру в Крыму, в Калининграде и н а Дальнем Во­стоке. Доля акцизов в цене реализации бензина и топлива не превышает 20%. Также с 2018 года осу­ществляется дифференциация ставок акцизов на табачные изделия, электронные сигареты и никоти­новые жидкости, средние дистилляторы, этиловый спирт, алкоголь.

К настоящему времени имеется острая проблема, связанная с задолженностью по оплате акцизного налога. По сравнению с 2013 годом в 2017 году задолженность выросла почти в 1,8 раза, что говорит о достаточно низкой собираемости акцизного налога и неэффективности налоговой политики государства (табл. 5).

Таблица 5 – Объем выпуска подакцизных товаров и задолженность по ним перед всеми уровнями бюджета [21]

Вид

выпускаемого подакцизного товара/период

Объем задолженности в 2013 году

Объем задолженности в 2014 году

Объем задолженности в 2015 году

Объем задолженности в 2016 году

Объем задолженности в 2017 году

Спирт этиловый из всех видов сырья

453,4 млн. руб.

557,44 млн. руб.

781,7 млн. руб.

943,9 млн. руб.

1262,25 млн. руб.

Табачная продукция

60,4 млн. руб.

131,16 млн. руб.

195,4 млн. руб.

269,7 млн. руб.

420,75 млн. руб.

Автомобили легковые и мотоциклы

544,1 млн. руб.

688,61 млн. руб.

938,1 млн. руб.

980 млн. руб

1314,8 млн. руб.

Автомобильный бензин

362,7 млн. руб.

459,07 млн. руб.

703,6 млн. руб.

1168,7 млн. руб.

683,7 млн. руб.

Прямогонный бензин

272,09 млн. руб.

327,9 млн. руб.

351,8 млн. руб.

674,2 млн. руб.

315,5 млн. руб.

Дизельное топливо

846,52 млн. руб.

852,5 млн. руб.

899,04 млн. руб.

314,6 млн. руб.

1051,8 млн. руб.


Основную проблему представляет низкая собираемость акцизного налога, злостное уклонение предприятий от исполнения обязанностей перед бюджетом. К тому же в качестве причины роста задолженности перед бюджетом является внедрение принципа уплаты суммы акциза авансом, что ведет к нарушению сроков и дефициту в бюджетах всех уровней.

Итак, проблема акцизной политики достаточно противоречива и в тео­ретическом и практическом плане. Она имеет важное государственное зна­чение и касается многих направлений экономической работы на всех уров­нях управления, как федеральном, так и региональном.

3.2. Пути совершенствования акцизного налогообложения

В целях улучшения ситуации на рынке алкогольной продукции необхо­димо от преимущественно административных мер перейти главным обра­зом к экономическим методам регулирования этого рынка. В числе перво­очередных задач, по мнению Счетной палаты, должен быть пересмотр ак­цизной политики в этой сфере. Следует отказаться от ежегодного увеличе­ния ставок акцизов на алкогольную продукцию.

Криминогенная обстановка в сфере производства и реализации алко­гольной продукции остается сложной. Кроме этого ситуация усугубляется еще одой стороной производства фальсифицированной алкогольной про­дукции - использование поддельных акцизных марок. На рынке оборота алкогольной продукции обращается огромное количество поддельных ма­рок, что значительно снижает эффективность контроля за объемом выпус­каемой алкогольной продукции[8, c.259].

В качестве основных направлений реформирования механизмов кон­троля производства и оборота алкогольной продукции в целях борьбы с не­легальной продукцией можно назвать следующие: совершенствование су­ществующей Единой государственной автоматизированной информацион­ной системы, предназначенной для автоматизации государственного кон­троля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; расширение полномочий субъектов Россий­ской Федерации и некоммерческих саморегулируемых общественных орга­низаций (ассоциаций) производителей винограда и вина.

Как известно, основная часть акцизов зачисляются в бюджеты субъек­тов РФ. Но постоянные изменения в акцизном обложении обуславливают значительные колебания в доле доходов бюджетов субъектов федерации за счет акцизов от подакцизных товаров.


Общая сумма поступлений от акцизов в федеральный бюджет составля­ет около 7 % от всех перечисленных поступлений.

Многие субъекты РФ вводят дополнительные меры для того, чтобы стимулировать продажу продукции местного производства.

Подобная система стимулирует не только региональный сепаратизм, но и уход от налогов ряда производителей. Поэтому основная часть проблем, связанных с нелегальным производством, заключается не только в ставках акциза, но и в системе их начисления и их межбюджетном распределении.

Увеличение ставок акцизов в очередной раз усугубит все существую­щие проблемы. Так, разрыв между стоимостью легальной продукции и стоимостью нелегальной будет только увеличиваться, общая сумма сборов от поступления акцизов - снижаться. Именно поэтому абсурдность повы­шения ставок очевидна.

Таким образом, существующий подход к акцизной политике полностью себя исчерпал. Неверность этого подхода давно доказана как историей, так и статистикой. По нашему мнению, корень решения существующих про­блем лежит в изменении межбюджетного распределения акцизов. Необхо­димо, чтобы субъекты РФ были одинаково заинтересованы как в поступле­нии акцизов от местного производителя, так и в поступлении акцизов от продукции из других регионов. Необходимо либо изменить соотношение поступлений от акцизов на алкогольную продукцию в бюджеты субъектов РФ и в федеральный бюджет, либо заменить акцизные поступления в бюд­жеты субъектов РФ поступлениями большей доли налога на прибыль орга­низаций. Перспективно также в счет компенсации «выпадающих» доходов бюджетов субъектов РФ заменить акцизы частью НДС. Акцизы на эти­ловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию должны зачис­ляться в федеральный бюджет.

Выводы

Основную проблему представляет низкая собираемость акцизного налога, злостное уклонение предприятий от исполнения обязанностей перед бюджетом. К тому же в качестве причины роста задолженности перед бюджетом является внедрение принципа уплаты суммы акциза авансом, что ведет к нарушению сроков и дефициту в бюджетах всех уровней.

Итак, проблема акцизной политики достаточно противоречива и в тео­ретическом и практическом плане. Она имеет важное государственное зна­чение и касается многих направлений экономической работы на всех уров­нях управления, как федеральном, так и региональном.

Тем не менее, на сегодняшний день в специальной литературе не сущест­вует категоричных утверждений об отказе от акцизов, т.к. фактически отсутст­вует альтернатива данному стабильному источнику формирования бюджета.