Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Понятие и сущность стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следовательно в производственной обстановке работа в условиях повышенного уровня стресса, может вызвать «неэффективное поведение, избыточные реакции или неспособность восстановиться после работы». Это определение, данное Гайллардом, обобщает результаты многочисленного числа публикаций, авторами которых выявлен, что повышенный стресс на работе, зачастую приводит к ухудшению трудовых показателей, учащению несчастных случаев, трудностям в коммуникации с людьми, частым невыходам на работу, уменьшенной удовлетворенности ею и проблемам, близко соединенным со здоровьем.

2.2. Качества руководителя банка и стрессоустойчивость

В соответствии с современными представлениями суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций, то есть видов деятельности, среди которых нужно выделить, прежде всего, стратегическую функцию, заключающуюся в постановке на основе анализа ситуации и прогнозирования целей организации, координации процесса разработки стратегии и составления планов.

Важнейшей функцией руководителя является административная, в состав которой входит целый ряд подфункций:

  • контрольная, заключающаяся в оценке промежуточных и конечных результатов деятельности организации, проведении ее необходимой корректировки;
  • организационная, связанная с созданием нужных условий деятельности: распределением среди исполнителей полномочий, задач, ресурсов, инструктированием и пр.;
  • направляющая, с помощью которой происходит координация непосредственной работы людей;
  • кадровая, заключающаяся в организации подбора, ориентации, обучения, развития персонала;
  • стимулирующая, предполагающая действия, направленные на убеждение и воодушевление исполнителей, их поощрение за успешно выполненную работу, наказание за провинности.

В современной жизни все большую роль играет коммуникационная функция, заключающаяся в проведении совещаний, приеме посетителей, ответах на письма и телефонные звонки, распространению информации, проведении переговоров, деловому представительству.

Повышающееся значение человеческого фактора в жизни организации выводит на одно из первых по значению мест социальную функцию, осуществляя которую руководитель организовывает в организации благоприятный психологический климат, атмосферу комфорта, помогает поддержать имеющиеся традиции и стандарты поведения и формирует новые, помогает подчиненным в трудную минуту.


Как правило, для реализации таких функций, руководителю необходимо обладать соответствующим психотипом. Так на основе наблюдении и анализа нами выделены следующее качества и психотип руководителя банка.

В работе руководителя много положительного. Она предоставляет возможности для развития личности, придает человеку достоинство, приносит уважение окружающих, увлекательна, так как предполагает решение сложных проблем часто в неопределенных или критических ситуациях и в самые короткие сроки. Для этого руководителю, приходится выполнять в течение рабочего дня множество различных видов деятельности, часто бывать в других городах и странах, общаться людьми – подчиненными, коллегами, партнерами, политиками, общественными деятелями, акционерами и т.п., к каждому из которых, чтобы добиться успеха, необходимо подобрать свой «ключ».

Основная его задача состоит не в том, чтобы делать ту или иную работу самому, а в том, чтобы, постигнув ситуацию и наметив план действий, организовать ее выполнение силами подчиненных, проконтролировать и оценить их действия, вознаградить отличившихся.

По своей ориентированности психотип руководителя делится на активный и пассивный. Основная цель пассивных заключается в сохранении своих позиций в организации традиций, дополнительно гарантирующих стабильность. В противоположность им активные руководители стремятся к расширению сферы личного влияния как для получения еще большей власти, так и ради совершенствования организации и достижения общего блага.

Пассивные руководители ставят на первое место свои собственные интересы, безразличны к нуждам организации в целом и каждого ее члена в отдельности, иными словами, оказываются ориентированными на себя. Также на себя ориентированы представители двух из трех основных психотипов активных руководителей.

Первый тип стремится к безраздельной власти и выступают против всех, считая их, если не реальными, то потенциальными врагами, и используют в этой борьбе своих подчиненных.

Второй психотип руководителей, для которого основной интерес представляет не столько сама должность как таковая, сколько процесс ее получения. Поэтому они деятельно участвуют в различных кампаниях, радуются коротковременным победам, добиваясь их любой ценой, нехорошо справляются с реальными делами и на практике больше разрушают, чем создают, и с реальными делами справляются плохо.

К третьему, ориентированному на организацию, психотип активных руководителей относятся руководители, стремящиеся к власти ради реорганизаций в интересах общего блага. Обычно это высоконравственные, зрелые профессионалы. Они строят свое будущее и ставят перед собой цели в соответствии с реальными потребностями организации и ее представителей, используют власть в интересах других, рассчитывают на критику, стимулируют у подчиненных созидательный подход к делу и своим обязанностям, поощряют всесторонние контакты. Таким образом, мною были сделаны выводы, что руководителю ПАО «АКБ «Связь-Банк», Руденко Дмитрию Васильевичу присущ активный «открытый» психотип руководителя. У него наблюдаем качества, которые большинство ученых разделяет на три группы: профессиональные, личные и деловые.


Профессиональные качества руководителя ПАО «АКБ «Связь-Банк»:

  • осведомленность в своей профессии, базирующаяся на основе образования и производственного опыта;
  • система взглядов, основывающаяся на эрудиции и полном познании своей и пограничных сфер деятельности;
  • влечение к познанию, постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей среды;
  • отыскивание новых методов работы, помощь и обучение сотрудников;
  • планирование своей работы.

Личные качества руководителя банка:

  • существенные нравственные стандарты;
  • психофизическое здоровье;
  • значительный уровень коммуникативной культуры;
  • чуткость, внимательность, благосклонное отношение к людям;
  • жизнерадостность, решительность.

Руководителя отличают деловые качества:

  • умение сформировать организацию, снабдить ее деятельность всем нужным, назначить и распределить среди подчинённых задачи, обеспечить их деятельность необходимым, согласовывать и проверять ее осуществление;
  • лидерские качества, честолюбие, тяга к власти, личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;
  • коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;
  • энергичность, оперативность в решении проблем, умение стремительно выбрать главное и сосредоточиться на нем, но при надобности легко перестроиться;
  • способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими;
  • стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных.

Следует отметить, что качества у руководителей встречаются разнообразные и устойчивость к стрессу проявляется по-разному. В широком смысле стрессоустойчивость – это умение сохранять значительные показатели психического функционирования и деятельности при усиливающихся стрессовых нагрузках. Важной стороной устойчивости к стрессу является умение сберегать, поднимать показатели эффективности, плодотворности деятельности при стрессовом усложнении ситуаций.

Раскрывая особенности устойчивости к стрессу руководителя Руденко Д. В., нами выделены наиболее характерные:

  • необходимо рационализировать рабочее время;
  • рассчитывать на работу по возможностям;
  • чередовать методы выполнения работы; разгружать себя;
  • не брать работу на дом;
  • не увеличивать рабочий день ни для себя, ни для других;
  • быть готовым к резким изменениям;
  • чаще оставлять рабочее время, делая перерывы в работе;
  • научиться чувствовать приближающиеся стрессовые ситуации.

Со стрессовыми состояниями тесно взаимосвязаны фрустрационные состояния. Они возникают по причине блокады, невозможности достижения определенных значимых для личности целей. Устойчивость к фрустрациям и стрессустойчивость важно рассматривать профессионально значимые качества руководителя. Их повышению помогают такие средства, как формирование деятельностных способов преодоления фрустраций. Значимое место среди них принадлежит накоплению и осмыслению фрустрационного опыта. Он отвечает на вопросы: какие ситуации уже были в прошлом, причина их появления, что помешало в них достижению целей, почему способы поступков в них оказались несчастливыми, как не повторять совершенных ошибок, как в будущем избежать подобных ситуаций? Отвечая на эти вопросы, руководитель вырабатывает свой так называемый «банк данных», содержащий адекватные способы преодоления ситуаций фрустрации. Еще более значимо то, что он научается формулировать все более реалистичные цели и задачи, не допуская тем самым самого возникновения ситуаций фрустрации [1].

Во-вторых, средства психологической защиты личности в состояниях фрустрации. Они обобщаются под одним смыслом: «Когда не можешь изменить ситуацию, поменяй отношение к ней».

Устойчивость к стрессу руководителя тесно взаимосвязана с фрустрациями, и представлены они в деятельности в их интегративном проявлении. В результате данного синтеза формируется такое качество руководителя, которое в психологии именуется «умением держать удар». Это качество определено способностью к адекватному ответу, а также оно зависит от способности к прогнозированию ситуаций; от постоянной готовности к их появлению, т.е. от сформированности предупредительной установки на них.

2.3. Разработка мер по профилактике стресса ПАО «АКБ «Связь-Банк»

С возрастанием стресса повышаются симптомы такие как беспокойство, депрессия, паника и боль в груди. Существует множество способов и методов борьбы со стрессом индивидуального и организационного характера.

К индивидуальным методам можно отнести:

  • постоянный активный отдых; релаксация (например, занятия йогой);
  • тренировка навыков самоконтроля поведения;
  • планирование личного времени;
  • снабжение полноценной продолжительности сна;
  • когнитивная терапия и прочее.

В зарубежных фирмах используют метод включения в социальный пакет работника оплаты занятий в спортивном зале, бассейне. Некоторые из них пытаются обеспечить работников методиками, помогающими справиться со стрессом. Руководитель ПАО «АКБ «Связь-Банк» издал дорогой буклет, в котором персоналу объясняется, как нужно сидеть на стульях. Но применения таких мер недостаточно. К проблеме нужно подходить комплексно, не только помогать сотрудникам бороться с уже возникшим стрессом или его последствиями, но предупреждать его на уровне организации.


В организации важно применять следующие меры по управлению стрессом:

  • систематический мониторинг и развитие приемлемого социально-психологического климата;
  • оптимизация организационной структуры (разделения обязанностей, полномочий), реализовываемая с учетом способностей и возможностей конкретных сотрудников;
  • изъятие ситуаций ролевого конфликта;
  • максимально информирование сотрудника о том, что в организации поощряется, а что нет; соблюдение санитарно-гигиенических норм;
  • предоставление коллегам возможности почувствовать свое влияние на определенную ситуацию (помочь им участвовать в принятии назначенных решений, предоставить больше полномочий в организации личного рабочего места, планирования своего рабочего времени и т.п.);
  • предоставление коллегам постоянной обратной связи о результатах их деятельности;
  • обучение менеджеров управлению конфликтами, навыкам коллективного общения;
  • предоставление сотрудникам консультативной поддержки.

Исходя из выше изложенного, нами разработаны следующие меры по профилактике стресса на примере ПАО «АКБ «Связь-Банк»:

  • развитие в организации атмосферы взаимопомощи. Организационную структуру объединения следует выработать более органичной, привлечь работников к принятию решений, поправить информационные потоки снизу вверх;
  • обогащение содержания обязанностей работников. Обогащение труда повысит заинтересованность сотрудников в своей работе, понимание ее значимости, ответственности и эффективности. Предполагается, что в этом случае будет понижено влияние факторов стресса, присущих для более рутинных видов работы;
  • ослабление конфликтов и прояснение организационных ролей. Каждый сотрудник на своем рабочем месте должен правильно представлять свои обязанности, получать нужную информацию и помощь, чтобы не попасть во власть противоречивых требований и непонятного понимания того, что конкретно он обязан делать;
  • планирование карьеры и расширение возможностей для продвижения сотрудников в карьере, оказание им консультационной помощи.

Представители большой организации подвергаются большому стрессу, когда не знают, как реализовывать карьерные планы.

До недавнего времени руководитель ПАО «АКБ «Связь-Банк» игнорировал проблемы стресса, поражающего коллектив на всех уровнях. Последнее время ситуация стала улучшаться, и организация стала заказывать проведение тренингов, в которых производится оценка стрессового состояния организации. Огромную роль в этом играет позиция руководителя организации.