Файл: Развитие взаимодействия районных и поселковых муниципальных органов власти в регионе (Организация деятельности поселковой власт).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
Взаимосвязь региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления находит свое отражение в основных законах субъектов Российской Федерации путем установления контроля за соответствием муниципальных правовых актов действующему законодательству. Например, Устав Красноярского края предусматривает, что государственные органы в пределах полномочий, установленных законодательством, обеспечивают соответствие муниципальных правовых актов действующему законодательству. Условия и порядок этого контроля определяются федеральным и региональным законодательством[73].
Органы управления областной исполнительной власти по реализации местными органами власти переданных отдельных государственных полномочий осуществляются[74]:
- отчеты местных органов власти об осуществлении переданных отдельных государственных полномочий;
- предоставление местными органами власти документов, связанных с осуществлением определенных государственных полномочий;
- указания компетентных органов регионального исполнительного органа обязательны для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления письменными инструкциями по устранению выявленных нарушений требований законов об осуществлении определенных государственных полномочий;
- аннулирование (приостановление) районных органов исполнительной власти муниципальных правовых актов в части, регулирующей осуществление местными органами власти определенных государственных полномочий, переданных им законами субъектов Российской Федерации[75].
Эффективность взаимодействия местных органов власти и органов исполнительной власти регионов во многом зависит от определения дифференциации субъектов ведения и полномочий. Анализ законов районного исполнительного органа о передаче их полномочий местным властям показывает тенденцию постоянного увеличения их количества и позволяет сделать вывод о том, что большинство из них являются следующими способами и методами контроля[76]:
- руководство руководством местных органов власти по осуществлению делегированных полномочий;
- одобрение проектов решений об осуществлении соответствующее разрешение, можно использовать методы встречного планирования на основе взаимного изучения планов деволюции[77];
- проведения правовой экспертизы актов органов местного самоуправления, принятых в связи с исполнением переданных отдельных государственных полномочий;
- руководящие органы запрашивают и получают документальную и другую информацию об осуществлении делегированных полномочий;
- заслушивание отчетов местных органов власти;) аудиты местных органов власти;
- координация деятельности местных органов власти.
Форма постоянного контроля над органами местного самоуправления органами региональная исполнительная власть[78]- это мониторинг социально-экономического развития муниципалитетов путем оценки деятельности местных органов власти. Следует отметить, что в настоящее время все более распространенное косвенное взаимодействие органов региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления через Совет муниципалитетов субъекта РФ[79]. Наличие аналогичных ассоциаций муниципалитетов создает условия для осуществления, предусмотренные в положениях международных соглашений о обязательстве консультироваться с местными органами власти при планировании и принятии решений, непосредственно связанных с ними. Однако следует отметить, что развитие взаимодействия органов исполнительной власти регионов и органов местного самоуправления в России, особенно в свете реформы местного самоуправления, сталкивается с определенным количеством проблем. Это характерно для большинства субъектов Российской Федерации из-за отсутствия обучения населения, местных органов власти и административного аппарата для проведения местного самоуправления, финансовых проблем, нарушений и пробелов в законодательстве и т. д.[80] Таким образом, тенденция современности является гибкой механизм государственного и муниципального управления, повышают ценность отношений, вписывая местные власти в Общую систему государственного управления. На эффективность управления влияет оптимизация и согласование взаимодействия исполнительных органов субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Исполнительная власть в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации, региональных и муниципальных образованиях является частью единой государственной власти Российской Федерации[81].
Органы исполнительной власти являются приоритетом в триаде отраслей, что делает их ведущей ролью в управлении важнейшими процессами в государстве и регионе[82]. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональные и муниципальные образования формируют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Основной особенностью организации исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации является двухуровневая система правового регулирования в силу следующих факторов:
- во-первых, разграничение юрисдикций и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами;
- во-вторых, важность единства системы исполнительных властей[83].
С одной стороны, субъекты Российской Федерации самостоятельно формируют систему исполнительных органов на своей территории. С другой стороны, Федеральные органы исполнительной власти и органы субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительных органов в Российской Федерации. В результате территория каждого субъекта Федерации взаимодействует с различными системами исполнительных органов: федеральными органами власти; Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и муниципальные органы местного самоуправления[84].
В системе местного самоуправления исполнительным и административным органом является администрация местного самоуправления. Позиция администрации местного самоуправления в системе органов местного самоуправления, его структура, название, порядок формирования, компетенция, подотчетность и другие вопросы организации и деятельности определяются муниципалитетом и закреплены в Уставе муниципалитета.
Статус местных администраций определяется его связью с другими частями механизма местного самоуправления, подотчетностью и методом формирования[85].
Единство государства и местного самоуправления стало наиболее отчетливо проявляться на уровне региональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местные органы власти взаимосвязаны с государственными органами исполнительной власти региона.
Взаимодействие органов исполнительной власти регионов и местного самоуправления - это конкретные отношения, установление регулярных отношений с целью разработки эффективного и законного механизма совместных действий, необходимых для бесперебойного функционирования между ними[86].
В их активном взаимодействии выражается «хватка» местных органов власти и органов исполнительной власти региона[87].
Местные органы власти наряду с органами исполнительной власти регионов включены в общую систему общественного контроля исполнительной власти субъекта Российской Федерации в связи с тем, что их деятельность подчинена, исполнительный характер и компетенция муниципальных образований из-за невозможности абсолютного оппозиция местным и государственным интересам, сформулированная в Конституции, с тем чтобы осуществление большинства полномочий местным властям должно взаимодействовать с органами исполнительной власти района и с органами исполнительной власти субъекта РФ.
Взаимодействие осуществляется в определенных формах: координация, продвижение и контроль в соответствии с Конституцией Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти регионов и муниципальные правила[88]. С этой точки зрения взаимодействие представляет собой систему взаимоотношений, касающихся гармонизации, сотрудничества, помощи, поддержки, мониторинга, участия и представляет собой набор элементов: субъектов (участников), направлений и форм взаимодействия и принципов взаимодействия[89].
Эффективное функционирование этой системы позволяет улучшить условия жизни населения в каждом муниципалитете, приобретение навыков взаимодействия граждан с точки зрения развития демократии и формирования гражданского общества с их местными органами власти, а также навыков общественного контроля над эффективность их деятельности, независимое развитие муниципалитетов.
Заключение
Таким образом, рассмотрев основные теоретические и методологические аспекты взаимодействия органов исполнительной власти районных и поселковых органов местного самоуправления, мы пришли к выводу, что взаимодействие - это их совместные, скоординированные действия, направленные на достижение общей цели обеспечения прав и свобод человека и гражданина на территории муниципальных районов, осуществляемых в определенных формах в соответствии с Конституцией Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами муниципальных образований районов и администраций сельских поселений.
Области сотрудничества между органами исполнительной власти регионов и исполнительными органами местного самоуправления были сформированы, как правило, на основе экспертизы и дифференциации субъектов ведения и полномочий этих органов. Так, с одной стороны, исполнительные органы местного самоуправления выполняют вопросы не только местного значения, но и государственные полномочия, с другой стороны, задачи исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации неотделимы от местных предприятий. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность органов районной и поселковой власти субъектов Российской Федерации, показал, что основными формами взаимодействия являются:
- наделение исполнительных органов местных органов власти отдельными государственными полномочиями;
- контроль и надзор за деятельностью районных органов исполнительной власти над деятельностью исполнительных органов местного самоуправления;
- участие исполнительных органов государственной власти регионов и местных органов власти в обсуждении, коллегиальное принятие решений путем участия в работе советов, комиссий, советов, рабочих групп;
- передача финансовых и материальных ресурсов местным органам власти;
- контрактов и соглашений между исполнительными органами региональных органов власти и исполнительными органами местного самоуправления.
Таким образом, различные формы взаимоотношений исполнительных органов муниципальных районов и местных органов власти сводятся к двум моделям, определяемым как отношения подчинения и координации. В этом случае принципами сотрудничества являются: верховенство закона, в том числе государственные и местные интересы, для поддержки местных органов власти при осуществлении определенных полномочий со стороны исполнительных властей района, подотчетность местных властей в осуществлении определенных государственных полномочий местным органам исполнительной власти и взаимной ответственности.
Список использованных источников
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок от 30.12.2014) // Российская газета от 21.01.2009. - № 7.
- Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 22.10.2013) // Собрание законодательства РФ от 18.10.1999. - № 42. - Ст. 5005.
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 22.10.2013) // Собрание законодательства РФ от 06.10.2003. - № 40. - Ст. 3822.
- Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ от 02.08.2010. - № 31. - Ст. 4179.
- Административная реформа в России: Научно-практическое пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. - М., 2016. - 352 с.
- Астафичев П.А. Система органов местного самоуправления как объект правового регулирования в муниципальном праве современной России / П.А. Астафичев // Научные ведомости БелГУ. - 2012. - №14. - С.155-161.
- Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс / И.Н. Барциц. - М.: Изд-во РАГС, 2016. - 464 с.
- Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах. - М.: Право, 2015. - 700 с.
- Белоусова Е.В. Взаимодействие представительного и исполнительно-распорядительного органов местного самоуправления при реализации функций публичной власти / Е.В. Белоусова // Проблемы публичного права. - М.: Моск. гуманит. ун-т, 2014. - С. 9-16.
- Березовский Д.В. О взаимодействии органов публичной власти в субъекте РФ с местным сообществом в процессе муниципальной реформы / Д.В. Березовский // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. - 2015. - №2. - С.43-52.
- Бойко Н.С. Структурная характеристика исполнительно-распорядительного органа муниципального образования / Н.С. Бойко // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2014. - № 1 (20). - C. 27-29.
- Васильев В. И. Местное самоуправление: конституционные идеи и практика / В.И. Васильев // Журнал российского права. - 2013. - № 9. - С. 5-17.
- Гвоздева Н.В. Внутренний портал региона (муниципального образования) - основа для принятия управленческих решений / Н.В. Гвоздева // Финансы. - 2013. - № 6. - С. 43-44.
- Джагарян Н. В. Институт отзыва выборных лиц в системе демократического контроля и ответственности местного самоуправления: отдельные вопросы теории / Н.В. Джагарян // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 6. - С. 45-49.
- Иванова Е. Ю. Территориальное общественное самоуправление в сельских поселениях: проблемы и перспективы развития / Е.Ю. Иванова // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 6. - С. 74-76.
- Информация о работе органов государственной власти субъектов РФ по оказанию органам местного самоуправления консультативной, методической поддержки и организации взаимодействия с органами местного самоуправления. - М: Минрегионразвития РФ, 2012. - 89 с.
- Косиненко Е.В. О повышении бюджетной обеспеченности местных бюджетов / Е.В. Косиненко // Финансы. - 2013. - № 8. - С. 21-22.
- Костикова Г.В. Основы взаимоотношений органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления // Г.В. Костикова // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 11. - С. 49-51.
- Кушнир И.В. Административное право / И.В. Кушнир. - М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2011. - 335 с.
- Лудинова Ю.В. Предоставление государственных (муниципальных) услуг в общей структуре бюджетных ассигнований / Ю.В. Лудинова // Мир экономики и права. - 2014. - № 2. - С. 17-22.
- Магомедов Р.М. Информационное обеспечение управления в сфере муниципальных услуг / Р.М. Магомедов, К.А. Гасанова // Региональные проблемы преобразования экономики. -2015. -№ 1.
- Мартынова С.Э. Понятие муниципальной услуги в контексте оценки удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления / С.Э. Мартынова // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2015. - №343. - С.51-54.
- Марченко И.П. Профессиональная подготовка муниципальных служащих: проблемы и пути решения / И.П. Марченко, А.И. Марченко // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2014. - № 2 - С. 185-195.
- Онохова В.В. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления: сравнительно-правовой анализ норм конституций (уставов) субъектов РФ / В.В. Онохова // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 10. - С. 25.