Файл: Контроллинг как система корпоративного мышления и управления эффективным использованием ресурсов («Holiday Inn Simonovsky»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность работы. Понятие «контроль» тесно связано с понятием «управление коммерческой организацией». Без эффективной системы внутреннего контроля нет рациональной системы управления.

Контроль в организации экономи­ческая наука трактует как наблюдение, обследование и (или) про­верку соответствия процесса функционирования объекта контро­ля законам, стандартам, планам, нормам, правилам, приказам, дру­гим принятым управленческим решениям. Выявляя отклонения и устанавливая причины их возникновения, контроль позволяет оперативно разработать и реализовать на практике мероприятия, нацеленные на оптимальное функционирование проверенного объекта, повышение эффективности его работы.

Целью курсовой работы является организация внутреннего контроля в коммерческой организации.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1) теоретические аспекты контроля в управлении;

2) организация управленческого контроля в гостиничном комплексе «Holiday Inn Simonovsky».

Объектом исследования выступает гостиничный комплекс «Holiday Inn Simonovsky».

Предметом исследования выбраны существующие системы управленческого контроля в гостиничном комплексе «Holiday Inn Simonovsky».

Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых, в которых рассматриваются отдельные вопросы теории и практики управленческого контроля.

При написании работы были использованы отечественные и международные нормативные документы по вопросам управленческого контроля.

1. Управленческий контроль в процессе управления организацией

1.1 Место и роль управленческого контроля

В рыночных условиях контроль выступает важным средством организации и регулирования всех видов деятельности. Проникая во все сферы правоотношений, он затрагивает интересы миллионов людей, тысяч организаций. В этой связи становится необходимой организация контроля, которая обеспечивала бы принятие оперативных управленческих решений. Контроль, выявляя слабые стороны, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избегать кризисных ситуаций.[1]


Был принят ряд новых законов, указов и постановлений по вопросам перестройки системы управления, в том числе и контроля, но отсутствие стратегии реформирования органов контроля, непоследовательность действий и грубые ошибки не позволили создать эффективно функционирующую систему финансового контроля в Российской Федерации.[2]

В условиях рынка предприятие должно иметь службу финансового контроля и планирования, отличную от службы бухгалтерского учета. Становление и развитие в России рыночных отношений вызывают необходимость радикальных преобразований в организации внутрифирменного контроля.[3] Создание службы финансового контроля предусматривает наличие соответствующей информации для контроля, комплекса контрольных приемов и процедур, выработки определенной методики проведения контроля. Для того чтобы финансовый контроль был действенным и эффективным, должна быть создана соответствующая система внутреннего финансового контроля.[4]

Система контроля состоит из следующих элементов: субъект контроля (кто контролирует); объект контроля (кого контролируют); предмет контроля (что контролируют); принципы контроля; метод (методики) контроля (посредством чего контролируют); техника и технология контроля; процесс контроля; сбор и обработка исходных данных для проведения контроля; результат контроля и затраты на его осуществление; субъект, принимающий решение по результатам контроля.[5]

Вся совокупность перечисленных элементов может также относиться и к внутрифирменному контролю как важнейшей составной части общей системы финансово-хозяйственного контроля.[6]

От того, как организована система внутрифирменного контроля (СВК), зависит не только сохранность материальных и денежных средств предприятия, но и вся его финансово-хозяйственная деятельность. Правильно организованный контроль позволяет не только своевременно обнаружить недостатки в деятельности предприятия, но и вовремя принять меры к их устранению. В условиях системного экономического кризиса, сопровождающегося усилением рыночной конкуренции, отечественные предприятия вынуждены для своего выживания уделять повышенное внимание построению эффективной системы внутреннего контроля.

Процесс управления организацией включает следующие основные стадии:

– планирование – сбор и обработка информации, выработка управленческого решения;


– ॱорганизация ॱи ॱрегулирование ॱреализации ॱуправленческого ॱрешения;

– ॱсбор, ॱизмерение, ॱрегистрация ॱи ॱобработка ॱинформации, ॱкасающейся ॱвыполнения ॱуправленческого ॱрешения;

– ॱанализ ॱинформации, ॱполученной ॱна ॱстадии ॱучета, ॱна ॱотдельные ॱкомпоненты, ॱих ॱизучение ॱи ॱоценка ॱдля ॱпринятия ॱоптимальных ॱуправленческих ॱрешений.[7]

Каждая ॱиз ॱперечисленных ॱстадий ॱчередуется ॱсо ॱстадиями ॱконтроля. ॱЗатем ॱследует ॱновый ॱцикл ॱнепрерывного ॱпроцесса ॱуправления ॱорганизацией. ॱСледовательно, ॱстадия ॱконтроля ॱв ॱпроцессе ॱуправления ॱимеет ॱдвойственную ॱроль. ॱС ॱодной ॱстороны, ॱстадии ॱконтроля ॱнеизменно ॱчередуются ॱс ॱдругими ॱстадиями ॱв ॱпроцессе ॱуправления, ॱкак ॱбы ॱпроникая ॱв ॱкаждую ॱстадию. ॱС ॱдругой ॱстороны, ॱконтроль ॱобеспечивает ॱоптимальный ॱпроцесс ॱуправления ॱна ॱкаждой ॱстадии. ॱПоэтому ॱстадию ॱконтроля ॱпо ॱотношению ॱк ॱостальным ॱследует ॱрассматривать ॱкак ॱупорядочивающее ॱзвено ॱуправленческого ॱпроцесса.[8]

В ॱсвязи ॱс ॱтем, ॱчто ॱна ॱлюбой ॱстадии ॱпроцесса ॱуправления ॱнеизбежны ॱразличные ॱотклонения ॱдействительного ॱсостояния ॱот ॱтребуемого, ॱто ॱдля ॱтого, ॱчтобы ॱсвоевременно ॱрасполагать ॱинформацией ॱоб ॱотклонениях, ॱпревышающих ॱдопустимые ॱзначения, ॱнеобходим ॱвнутренний ॱконтроль.[9]

Главной ॱособенностью ॱвнутрифирменного ॱконтроля ॱявляется ॱего ॱдвойственная ॱроль ॱв ॱпроцессе ॱуправления ॱорганизацией. ॱВ ॱрезультате ॱглубокой ॱинтеграции ॱконтроля ॱи ॱдругих ॱэлементов ॱпроцесса ॱуправления ॱпрактически ॱневозможно ॱопределить ॱкруг ॱдеятельности ॱи ॱответственности ॱдля ॱработника ॱтаким ॱобразом, ॱчтобы ॱон ॱотносился ॱк ॱкакому-либо ॱодному ॱэлементу ॱуправления ॱбез ॱего ॱвзаимосвязи ॱи ॱвзаимодействия ॱс ॱконтролем. ॱЛюбая ॱуправленческая ॱфункция ॱобязательно ॱинтегрирована ॱс ॱконтрольной. ॱВнутрифирменный ॱконтроль, ॱосуществляемый ॱлегитимными ॱлицами ॱявляется ॱнеотъемлемым ॱэлементом ॱкаждой ॱстадии ॱпроцесса ॱуправления, ॱобособленной ॱстадией ॱпроцесса ॱуправления, ॱобособленной ॱстадией ॱпроцесса ॱуправления ॱна ॱвсех ॱдругих ॱстадиях. ॱВ ॱрамках ॱнашего ॱисследования ॱмы ॱбудем ॱрассматривать ॱименно ॱуправленческий ॱконтроль, ॱкак ॱодин ॱиз ॱважнейших ॱвидов ॱи ॱзвеньев ॱвнутреннего ॱконтроля.[10]


В ॱусловиях ॱрыночных ॱотношений ॱосновное ॱвнимание ॱзаостряется ॱне ॱстолько ॱна ॱконечных ॱрезультатах, ॱсколько ॱна ॱусловиях ॱих ॱдостижения. ॱВозможность ॱвыделить ॱнаиболее ॱважные, ॱприоритетные, ॱнаправления ॱпроизводственной ॱдеятельности ॱпозволяет ॱсосредоточить ॱвнимание ॱуправленческого ॱзвена ॱна ॱважных ॱучастках, ॱповысить ॱэффективность ॱконтрольных ॱопераций ॱи ॱработ. ॱВнутрифирменный ॱконтроль ॱохватывает ॱне ॱтолько ॱвсю ॱпроизводственно-хозяйственную ॱдеятельность ॱструктурных ॱподразделений, ॱно ॱи ॱпредприятие ॱв ॱцелом.[11] ॱГлавное ॱназначение ॱуправленческого ॱконтроля ॱсостоит ॱв ॱнепрерывном, ॱсплошном ॱи ॱсистемном ॱнаблюдении ॱза ॱпроизводственной ॱдеятельностью ॱвсех ॱструктурных ॱподразделений ॱв ॱцелях ॱвыявления ॱрезервов ॱроста ॱее ॱэффективности, ॱобеспечения ॱсохранности ॱматериальных ॱи ॱфинансовых ॱресурсов, ॱустранения ॱпричин ॱи ॱусловий, ॱпорождающих ॱбесхозяйственность, ॱи ॱна ॱих ॱоснове ॱпринятие ॱоптимальных ॱуправленческих ॱрешений.[12]

При ॱосуществлении ॱвнутреннего ॱконтроля ॱосновное ॱвнимание ॱуделяется ॱцентрам ॱответственности, ॱвозглавляемым ॱруководителями, ॱкоторые ॱнесут ॱответственность ॱза ॱрезультаты ॱработы. ॱВ ॱсвязи ॱс ॱтем ॱчто ॱв ॱуправленческом ॱучете ॱразличают ॱцентры ॱответственности: ॱзатрат, ॱвыручки ॱи ॱприбыли, ॱто ॱдля ॱцелей ॱуправленческого ॱконтроля ॱэти ॱже ॱцентры ॱответственности ॱявляются ॱи ॱцентрами ॱконтроля. ॱКонтроль ॱиздержек ॱ(затрат) ॱзанимает ॱцентральное ॱместо ॱв ॱуправленческом ॱконтроле, ॱтак ॱкак ॱнеобоснованный ॱих ॱрост ॱотрицательно ॱсказывается ॱна ॱфинансовых ॱрезультатах ॱдеятельности ॱфирмы, ॱснижении ॱконкурентоспособности ॱвыпускаемой ॱпродукции, ॱчто ॱв ॱконечном ॱитоге ॱможет ॱпривести ॱк ॱбанкротству.[13]

Система ॱуправленческого ॱконтроля ॱразвивается ॱи ॱсовершенствуется ॱпо ॱмере ॱразвития ॱрыночных ॱотношений ॱв ॱРоссии. ॱЕстественно, ॱусложняются ॱи ॱего ॱосновные ॱцели, ॱи ॱглавные ॱзадачи.[14] ॱОсновная ॱцель ॱконтроля ॱсостоит ॱв ॱвыявлении ॱотклонений ॱфактического ॱсостояния ॱуправляемого ॱобъекта ॱот ॱтех ॱнормативных, ॱплановых ॱи ॱмногих ॱдругих ॱхарактеристик, ॱв ॱсоответствии ॱс ॱкоторыми ॱон ॱдолжен ॱфункционировать. ॱТакая ॱпостановка ॱцели ॱдает ॱвозможность, ॱс ॱодной ॱстороны, ॱизбежать ॱвозложения ॱна ॱконтроль ॱразличного ॱрода ॱнесвойственных ॱему ॱзадач, ॱа ॱс ॱдругой ॱ– ॱболее ॱконкретно ॱпоказать ॱобщую ॱнаправленность ॱэтой ॱспецифической ॱфункции управления.[15]


1.2 Научные основания управленческого контроля

Рассмотрим ॱважные ॱклассификационные ॱпризнаки ॱвнутреннего ॱконтроля.

1. ॱОбщенаучные ॱметодические ॱприемы ॱконтроля: ॱанализ, ॱсинтез, ॱиндукция, ॱдедукция, ॱредукция, ॱаналогия, ॱмоделирование, ॱабстрагирование, ॱэксперимент.

2. ॱСобственные ॱэмпирические ॱметодические ॱприемы ॱконтроля: ॱинвентаризация, ॱконтрольные ॱзамеры ॱработ, ॱконтрольные ॱпуски ॱоборудования, ॱформальная ॱи ॱарифметическая ॱпроверки, ॱвстречная ॱпроверка, ॱспособ ॱобратного ॱсчета, ॱметод ॱсопоставления ॱоднородных ॱфактов, ॱслужебное ॱрасследование, ॱэкспертизы ॱразличных ॱвидов, ॱсканирование, ॱлогическая ॱпроверка, ॱписьменный ॱи ॱустный ॱопросы.[16]

3. ॱСпецифические ॱприемы ॱсмежных ॱэкономических ॱнаук: ॱприемы ॱэкономического ॱанализа, ॱэкономико-математические ॱметоды, ॱметоды ॱтеории ॱвероятностей ॱи ॱматематической ॱстатистики.[17]

Под ॱсистемой ॱуправленческого ॱконтроля ॱпонимается ॱсовокупность ॱорганизационной ॱструктуры, ॱметодик ॱи ॱпроцедур, ॱпринятых ॱруководством ॱэкономического ॱсубъекта ॱв ॱкачестве ॱсредств ॱдля ॱупорядоченного ॱи ॱэффективного ॱведения ॱхозяйственной ॱдеятельности, ॱкоторая, ॱв ॱтом ॱчисле, ॱвключает ॱорганизованные ॱвнутри ॱданного ॱэкономического ॱсубъекта ॱего ॱсилами ॱнадзор ॱи ॱпроверку ॱсоблюдения ॱтребований ॱзаконодательства, ॱточности ॱи ॱполноты ॱдокументации ॱбухгалтерского ॱучета, ॱсвоевременности ॱподготовки ॱдостоверной ॱбухгалтерской ॱотчетности, ॱпредотвращения ॱошибок ॱи ॱискажений, ॱисполнения ॱприказов ॱи ॱраспоряжений, ॱобеспечения ॱсохранности ॱимущества ॱорганизации.[18]

Цель ॱсистемы ॱуправленческого ॱконтроля ॱ– ॱсвоевременно ॱпредотвратить ॱнерациональные ॱили ॱнеправильные ॱдействия, ॱа ॱтакже ॱошибки ॱпри ॱобработке ॱинформации.

Система ॱуправленческого ॱконтроля ॱсостоит ॱиз ॱпяти ॱсвязанных ॱдруг ॱс ॱдругом ॱкомпонентов:[19]

– ॱконтрольная ॱсреда;

– ॱоценка ॱрисков;

– ॱинформация ॱи ॱсети;

– ॱмониторинг;

– ॱсуществующие ॱконтрольные ॱпроцедуры.