Файл: Психологические основы бизнес -тренинга как метода профессионального обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 299

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Основным ресурсом компании является человеческий капитал. И чтобы компания эффективно работала, нужно не только подобрать команду, но и постоянно проводить ее развитие. Инвестиции в развитие персонала приносят существенный результат, поскольку помимо получения практических навыков сотрудниками и совершенствования действующих в компании бизнес процессов, стимулируют персонал к самостоятельному развитию.

В настоящее время хорошо обученный, квалифицированный персонал становится конкурентным преимуществом компании и эффективным ресурсом для достижения ее стратегических целей. Способность организации постоянно повышать квалификацию своих сотрудников является одним из важнейших факторов успеха организации в целом.
Обучение и развитие персонала для большинства российских организаций, в современных условиях жесткой конкуренции и дефицита кадров на рынке труда приобретает особое значение. Это связано с тем, что работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников: знания, навыки и установки, которые помогали персоналу успешно работать еще вчера, сегодня теряют свою действенность. Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.) так и внутренние условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.) что ставит большинство организаций перед необходимостью подготовки персонала к сегодняшним и завтрашним изменениям.
Достижение долгосрочных и краткосрочных целей, необходимость повышения конкурентоспособности и проведение организационных изменений требуют опоры на хорошо спланированную и четко организованную работу по обучению персонала. При этом дело не ограничивается передачей работникам тех или иных знаний и развитием у них необходимых навыков. В ходе обучения работникам может быть передана информация о текущем состоянии дел и о перспективах развития организации. Кроме того, обучение призвано повышать уровень трудовой мотивации, приверженности персонала своей организации и включенности в ее дела.

Руководство всё большего количества организаций начинает осознавать актуальность этих вопросов и начинает вести деятельность по широкомасштабному обучению персонала разных уровней, понимая, что именно обученный, высококвалифицированный персонал и будет решающим фактором в выживании и развитии предприятия.
Как особая форма делового обучения тренинги возникли на Западе относительно недавно - в 40-х годах ХХ века. В России тренинги появились в начале 90-х годов с приходом крупных западных корпораций, которые и являлись единственными заказчиками на рынке тренингов, привыкнув к такому стилю работы компании.


Глава 1. История возникновения тренингов

Тренинги – это интенсивная форма обучения и формирования навыков. И первыми  такими обучающими формами можно, наверно, считать разнообразные посвящения и инициации древних людей, целью которых был качественный скачок сознания, переход его на новый уровень.

Формирование тренингов в отдельный метод обучения и появление позднее их разновидностей (тренинги личностного роста, тренинги продаж, бизнес тренинги и т.п.) связывают с именем американского психолога Курта Левина. Этот социальный психолог в 1946 году создал специальные тренинговые группы, целью которых было совершенствование навыков общения. Было замечено, что эффективные изменения в установках, более объективный анализ особенностей личности и ее поведения происходят тогда, когда человек действует и обучается в группе.

Позже была основана Национальная лаборатория тренинга, где начали обучать политиков, менеджеров, управленцев умению разрешать конфликтные ситуации, руководить, эффективно общаться. В 1954 году появляются группы сензитивности, направленные на развитие способности чувствовать свое и чужое состояние, прояснение основных жизненных ценностей и установок человека. В 50-60-е годы появляется, кстати, и понятие «бизнес-консультант» (ими становятся преподаватели университетов США и ученые-исследователи).

Большой вклад в развитие тренингового процесса внес Карл Роджерс. В 60-х годах его тренинги жизненных и социальных умений применялись для подготовки менеджеров, учителей, консультантов и т.п. В 1971 году М. Форверг (Германия) разработал метод социально-психологического тренинга. Он начал применять различные ролевые игры, которые способствовали формированию коммуникативных навыков. Форверг обучал и тренеров из России, которые впоследствии начали вести свои тренинги.

В Россию тренинги пришли в 90-е годы вместе с развитием бизнеса и открытием филиалов крупных транснациональных предприятий. Именно тогда появилась потребность обучать новых сотрудников в соответствии со стандартами деятельности иностранных компаний и корпораций.

Сегодня существует огромное количество всевозможных тренингов разной направленности: тренинги переговоров, тренинги по продажам для менеджеров, бизнес-тренинги, тренинги личностного роста. Бизнес-консультант и тренер – довольно востребованные и высокооплачиваемые профессии.


И хотя суммы, которые затрачиваются в России на обучение персонала, очень далеки от зарубежных, в этой области наблюдается прогресс.

1.1 История тренингов в России

Самые начала

Ещё в начале ХХ века Станиславский, разработав свою систему, создал около трёхсот упражнений для актёров, которые до сих пор используют для развития эмоциональной гибкости и умения красиво выступать. Фактически, это был первый тренинг в России.

В тридцатых годах в Ленинграде М. Бирштейн провела несколько деловых игр, где руководство заводов училось управлению своими предприятиями. В начале сороковых в Красной армии стали проводиться «боевые сплачивания». На этих занятиях различные подразделения войск учились работать в связке (танкисты с пехотой, сапёры с танкистами и пр.).

С конца сороковых годов Г.С. Альтшуллер проводил занятия по разработанной им Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), на которых развивалось творческое мышление и умение найти нестандартное решение.

Первые шаги психологических тренингов

Собственно психологические тренинги в Россию пришли скорее из-за рубежа. Первым источником была гуманистическая психология Карла Роджерса, исключительно позитивно воспринятая почти всем передовым составом тогдашнего психологического сообщества.

На тренинг Карла Роджерса, который он проводил в Советском Союзе, попасть было почти нереально из-за огромного количества желающих: в первую очередь туда стремились попасть преподаватели факультета психологии МГУ.

Вторым источником психологических тренингов в Советском Союзе оказалась психотерапевтическая деятельность, помощь людям, страдающим от нарушенных взаимоотношений, собственной нереализованности и другой личностной и социальной неустроенности. Тема "техники влияния" была в стране под запретом, но разве можно запретить помощь людям, которые в помощи нуждались? Психотерапевтическая работа пробила брешь запретов, психологические тренинги в рамках психотерапевтической работы получили право на жизнь.

Правда, с тех пор пошла традиция всю практическую психологию, в том числе, способствующую развитию личности, называть исключительно терапевтической работой, психотерапией. Смотри видеофрагмент из лекции В.В. Петухова: "Основные направления практической психологии, или психотерапии".

Таким образом, психологический тренинг развивался в первую очередь как психотерапевтический тренинг, несущий не развивающие, а лечебные, коррекционные или облегчающие душевные трудности цели.


В научной среде тренинги этой традиции стали называться группами социально-психологического тренинга (СПТ), в практической психологии, на зарождающемся рынке тренинговых услуг, они получили название «тренингов личностного роста».

Волна интереса

Итак, в конце семидесятых в Ленинграде появились группы социально-психологического тренинга (СПТ). В это же время в Москве уже работал знаменитый «Маленький Принц» – Клуб культуры общения, под руководством известного психолога А. П. Егидеса. Тренинги, проводимые А.П. Егидесом, новаторски отличались ориентированностью на прикладные вопросы жизни и шли скорее в поведенческой парадигме. Они были явлением в общественной жизни, но научной средой скорее игнорировались.

Тогда же, в восьмидесятых, начал работу Клуб практической психологии «Синтон», оказавший значительное влияние на развитие тренингов в России. В 90-х годах стал популярен Лайфспринг (другие названия его представительств в России: Весна жизни, Шаг в будущее, Открытый Форум и Первая тренинговая компания), одновременно с этим начали успешно развиваться тренинги по обучению НЛП и развиваться разнообразная тематика бизнес-тренингов.

С этого времени стало возможно говорить о стабильном и активном развитии тренингов в России.

Трудный рост

К сожалению, развитие шло не просто. Интерес к психологическим тренингам для задач бизнеса возрастал, но в эту нишу массовым образом пришли психологи-тренеры, умеющие только выслушивать, находить личностные проблемы и заниматься психотерапией. Бизнесмены хотели, чтобы их учили, но были против, чтобы их лечили. Результат – разочарование бизнеса в «тренингах личностного роста», дискредитация практической психологии.

Другая волна личностных тренингов поднялась в связи с увлечением эзотерикой. Эзотерический подход, несущий тайное знание, поиски путей просветления и подлинной духовности воплотились в тренинги с преимущественным использованием дыхательных и шаманских техник, динамические и статические групповые медитации. Эзотерические личностные тренинги в целом прошли мимо бизнес-сообщества, но в глазах людей с научным мировоззрением «тренинги личностного роста» и практическая психология в целом стали нередко ассоциироваться с шаманскими плясками под бубен.

ЭСТ-тренинги Вернера Эрхарда и Лайфспринг – сделали тренинги популярными в интеллектуальных и бизнес-кругах России, но использование жестких методов влияния и нетрадиционных для российского менталитета методов привлечения новых участников тренинга дало поводы для обвинений в зомбировании и сектантстве.


Сегодня и перспективы

Сегодня активно идет осмысление теоретических, концептуальных оснований особенностей деятельности психологов-практиков, что предопределяет изменение ситуации на тренинговом рынке, а также в сознании общества, в том числе в связи с развитием теоретических основ современной психологии и психотерапии. Одним из новых подходов в данной сфере является деятельность тренингового центра Синтон, имеющего двадцатипятилетний опыт деятельности. Важной и трудной задачей является формирование авторитетных профессиональных сообществ, Ассоциаций, способных осуществлять общественный контроль и лицензирование тренинговой деятельности.

Глава 2. Тренинг - как бизнес-инструмент. Его аспекты и цели.

Появившись сравнительно недавно, тренинги, как форма обучения, завоевывают все большую аудиторию. И если первые тренинги имели только психологическую направленность, то сегодня они процветают и в обучении самым разнообразным профессиональным навыкам, и в бизнес-среде, и для формирования командного духа. Тренинг— это форма активного обучения. На тренингах через различные упражнения, моделирование ситуаций и ролевые игры участники приобретают новые навыки, решают свои проблемы, усваивают на практике новые знания. Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков). Навык — доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего - двигательной). Невозможно получить качественные знания, просто изучая теорию. Так, например, невозможно научиться ездить на велосипеде, слушая только наставления - как нажимать на педали и держать равновесие. С другой стороны, непосредственные действия не могут быть эффективным без анализа и саморефлексии. Даже такое простое действие, как приготовление борща требует анализа – достаточно ли проварилось мясо, досолен ли суп и наполнился ли он ароматом мяса и овощей.

Цель навыковых тренингов – дать участникам какой-либо навык для последующего использования в работе или личной жизни. Таких тренингов очень много. У человека, прошедшего такой тренинг, может значительно повыситься самооценка, уверенность в себе, чувство собственного достоинства - как следствие овладения и применения определенного навыка, полученного на тренинге. Например, девушка, боявшаяся познакомиться с молодым человеком, после прохождения тренинга по технологии знакомств может легко выполнить эту прежде неразрешимую для нее задачу. Естественно, при этом произойдут ее позитивные внутренние изменения. 4 Тренинги могут выполнять много важных задач. Хорошие тренинги рассказывают много практичных вещей: сразу бери и пользуйся. Качественный тренинг прекрасно мотивирует, с него люди уходят воодушевленные и заряженные, им хочется жить, они верят в себя и им хочется пробовать то новое, что они узнали и увидели на тренинге. На тренинге люди знакомятся и сближаются, находят новых друзей. Многие люди увлечены тренингами так же, как люди увлекаются походами или театром, тренинги давно уже стали формой организации досуга, удачным сочетанием общения и получения новых знаний. И, при этом, основная задача тренинга все-таки - обучение. Обычно тренинги проводится в группах, где все взаимодействуют друг с другом и выполняют разнообразные задания. В общем, живут веселой, интересной, общей жизнью. Некоторые люди заказывают себе "персональный тренинг". То есть тренер индивидуально работает с одним учеником. Обычно это очень материально затратное развлечение. Отличительной особенностью тренингов является высокая интенсивность проведения занятий и использование разных способов достижения заявленного результата прямо в ходе самого тренинга. Некоторым даже удается решить какую-то свою личную проблему, с которой они "мучились" самостоятельно длительное время. В отличие от семинара, где вам могут дать большой объем информации, но нет цели сделать так, чтобы вы практически усвоили то, что он вам рассказали. Вы получили информацию, а что делать с ней дальше - решайте сами. Понятно, что на самом тренинге обычно невысокий уровень освоения навыков. Это связано с ограничением по времени проведения тренинга. Но первый опыт практического использования знаний вы обязательно получите. Процесс обучения протекает циклически — до тех пор, пока не сформируется требуемый навык; как только один навык освоен, мозг готов к следующему обучению. Следовательно, тренинг является неотъемлемой частью обучения.