Файл: Психологические основы бизнес -тренинга как метода профессионального обучения.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 302
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. История возникновения тренингов
1.1 История тренингов в России
Глава 2. Тренинг - как бизнес-инструмент. Его аспекты и цели.
Глава 3. Теоретические основы развития персонала
3.1 Понятие и сущность развития персонала
Глава 4. Принципы организации и проведения бизнес - тренингов
Люди «пьют» свободу, как целебный бальзам! Они нуждаются в этой энергетической «пище», как в воздухе! Потребность во внутренней свободе и раскованности – одна из базовых потребностей современных взрослых людей, облеченных властью и загруженных ответственностью.
Именно так: кроме получения новой информации и навыков, люди идут на тренинги, чтобы «подпитаться» пьянящего чувства свободного полета - пусть виртуального, символического, реализованного лишь в зоне информационного поля тренинга. Но этот свободный полет и нужен участникам!
Отлично, если для создания свободного пространства в обучении, тренер будет говорить:
- «У каждого – свое мнение и своя позиция!»
- «У Вас интересная идея, аргументируйте!»
- «Вы считаете по-другому, разверните свои размышления!»
Уверенность тренера в себе - также востребованная ценность. Сыграть уверенность нельзя, это должно быть реальное, истинное состояние. Если внутренней уверенности нет, рано или поздно в ходе тренинга обнаружится, что за внешней уверенностью скрывается слабость и неуверенность, и восстановить свое достоинство в группе будет очень трудно.
Представьте, что в два часа ночи у Вас случились неполадки со здоровьем, и Вы вызвали скорую помощь. В комнату вошел неуверенный доктор, стал Вас прослушивать и в замешательстве спрашивает: «Не знаю, что у Вас? То ли сердце, то ли желудок, а может быть, легкие…» Поверите Вы такому врачу? Пойдете за ним? Скорее не пойдете, но если и пойдете, то грустно и обреченно…
Так на тренинге – группа идет только за сильным и уверенным тренером-лидером.
Как возникает уверенность в себе? Опыт показывает, что в любой работе есть цель, вызывающая уважение у подавляющего большинства – это осознание своей миссии в Профессии и служение выбранному Пути. Мотивация Большого Дела всегда притягивает людей и создает базовую уверенность самому «носителю». Большое Дело всегда больше и объективнее маленького, единичного, субъективного «Я» конкретного человека, в том числе, и тренера. Если служение Большому Делу – глубинное и не наигранное, то «столб» коллективного бессознательного держит тренера и дает ему ураганную уверенность в себе: «Это нужно не только мне, это нужно другим! Я делаю важное дело, нужное людям!»
Великолепно, если тренер держится спокойно и с достоинством, не теряется при возражениях, со знанием дела разворачивая свою позицию. Тренер говорит:
- «Опыт показывает, что…»
- «Я продумал (а) этот вопрос. Мое мнение заключается в том, что…»
- «Для подкрепления своей позиции я готов (а) сформулировать такие аргументы…»
Оптимизм как вера в успех обучения - всегда лучше пессимизма и жесткой критичности со стороны обучающего. Если тренер будет только критиковать, пользуясь своим местом в центре, информация будет усваиваться у слушателей дольше, а навыки формироваться тяжелее. Правда, ограничиваться только «сладкой» похвалой тоже не следует: у учащихся будет снижаться мотивация, им будет непонятно, куда идти и к чему стремиться? Необходимо задавать цель и выражать оптимизм, что все обязательно получится! Усилия и активность всегда дадут свои позитивные результаты.
В условиях интенсивного погружения в содержание, особенно в начале тренинга, у многих людей возникает «каша в голове», которая только со временем структурируется в знания и опыт. Поэтому первую реакцию слушателей, связанную с информационной перегрузкой, нужно нейтрализовать оптимистичной уверенностью в том, что через определенное время они смогут применить свои знания в работе.
Если в результате тренинга у участников возникают «крылья за спиной», тренинг прошел правильно, процесс усвоения информации и формирования навыков запущен, и через латентный период эти знания и навыки обязательно проявятся на практике.
Тренер поддерживает слушателей:
- «Делайте, все у Вас получится!»
- «В обучении сначала – зона дискомфорта, потом возникает навык!»
- «Тяжело в учении – легко в бою!»
- С юмором: «Отступать нельзя! За нами – Москва!»
Позитивность как обязательная ценность бизнес-тренера давно принята всеми, к этому привыкли, этого ждут. Но и здесь есть, что обсудить. Важно, чтобы позитивность в общении тренера с участниками была искренняя, настоящая, что называется, от души и от сердца. Профессионально-технологичная и отстраненно-прохладная клиент-ориентированность не сработает: клиенты нуждаются в реальном позитивном принятии.
Здесь, однако, следует соблюдать такт и разумность. Нарушать «закон территории» и слишком сокращать дистанцию делового общения в сторону сближения, тоже не следует: люди будут чувствовать себя неловко.
Равно-уважительное, позитивное принятие тренером всех слушателей без исключения и без выделения «фаворитов», создает на тренинге необходимую атмосферу открытости и безопасности. Участники понимают, что они собрались не для рингов и конкуренции, а для обучения и обмена информацией. Все, кто делится опытом, и кто просто слушает, будут поддержаны, никто не будет унижен и оскорблен.
Раскрывая свое позитивное отношение ко всем, бывает, я говорю так: «Дикие животные во время пожара собираются вокруг водоема, чтобы напиться. В этот момент они не трогают друг друга, уважая право каждого на жизнь. Так и мы, собрались вокруг информационного потока, и будем подпитываться, не трогая друг друга!»
Если все же в группе вспыхивают конкурентные противостояния между неформальными лидерами, сохраняя самообладание и позитивное отношение ко всем, я обычно говорю: «Я – гарант безопасности! Мы договорились, что в этой аудитории мы взаимодействуем без желания воевать, нападать, брать в плен или отсиживаться в окопах. Бизнес-война – в офисах. Здесь – временное перемирие, чтобы получить информацию и навыки!»
После таких призывов участники успокаиваются и легко обмениваются опытом – начинает работать фактор «группового ресурса».
Состояние развития – важный фактор тренинга. Для того чтобы оно возникло у слушателей, нужен «живой носитель», транслирующий это состояние и заражающий им. Развитие – это стремление к высоким ценностям и целям, улучшение, движение, открытость, динамика, гибкость, конструктивность, удовольствие и радость. Если в центре стоит реально развивающийся человек, к нему можно подсоединиться, как к «розетке с энергией», перенять у него способы мышления и общения, стиль и манеру поведения. Такое «считывание» в условиях информационного погружения на тренинге перезагружает сознание слушателей и ускоряет позитивные изменения. В жизни и на работе достижение отличных и выдающихся результатов может происходить долго и с сопротивлением, на хорошем тренинге развивающий эффект достигается быстро и легко.
Нередко я говорю на тренинге: «У каждого человека – семь гениев! И наша задача реализовать хотя бы одного из них!»
Многие известные люди говорят про исключительную важность развивающего обучения:
- «Тренер поднимает ученика своей личностью», - говорит спортивный тренер Татьяна Тарасова.
- «Человеку доставляет удовольствие развивать способности, которыми его наградил Бог», - пишет Ганс Селье, автор концепции о стрессе.
Кроме заражения развитием на тренинге, слушателям необходимо удержать это яркое состояние и перенести его в работу. Если это удается, то после тренинга, на работе, легко организуются мозговые атаки и принимаются новые решения. Ощущение того, что любую проблему можно решить, «вытаскивая себя за волосы» и «обращаясь к своему серому веществу», создает чувство радости и уверенности, что любые трудности и испытания – только ступени роста!
Профессия Бизнес-тренера предполагает от специалиста, прежде всего, знания человеческой психологии. Кроме того, специалист должен иметь и некие познания в экономике. Например, если тренинг касается роста продаж, то Бизнес-тренер должен понять те механизмы, по которым товар распространяется среди потребителей. Важным для консультанта является умение общаться с людьми. Ведь специалист должен донести свои идеи до разных по характеру сотрудников. Тренер должен обязательно быть уверенным в себе и быть неким примером для людей, с которыми ему предстоит работать. Иначе его советы будут труднее восприниматься. Не помешают консультанту также широкий кругозор и элементы артистичности. Ведь тренер может выполнять с группой различные задания, порой и даже самые неожиданные. И поэтому требуется, чтобы все происходило легко и непринужденно.
Навыки и знания
Профессия Бизнес-тренера предполагает ориентацию в механизмах управления персоналом. Ведь люди являются основным ресурсом предприятия. И от умения руководить ими во многом зависит успех компании. Также необходимо иметь представление о специфике работы фирмы, с которой консультанту предстоит сотрудничать Тренер должен также ориентироваться в глобальных процессах в политике и экономике. Не секрет, что эти две сферы жизни тесно переплетены между собой. И знания специалиста могут ему помочь в работе. Динамика творческого потока на тренинге обеспечивает погружение слушателей в развивающее состояние и трансляцию информации и опыта. Такие условия облегчают обучение серьезным, сложным темам за короткое время. Проще говоря, если люди забывают о своих рабочих проблемах и мобильных телефонах, и полностью вовлекаются в процесс обучения, - это один из лучших показателей эффективной реализации тренинга.
Учебно-развивающий, динамический процесс активного обучения на тренинге имеет семь стадий: начало контакта, подъем и мотивация, сопротивление и возражения, высшую точку полета, удовлетворение, успокоение и завершение. Наличие эффективных навыков позволяют тренеру на каждой стадии обучения быть в центре событий, выступая ключевым, «живым» фактором развития.
Перед началом тренинга люди собираются в учебную аудиторию. Они заняты своими делами: пьют кофе, разговаривают по телефону, что-то записывают, молчат, смотрят в окно и т.п. Каждый из них – отдельный человек со своей жизнью и своими заботами. За несколько минут до начала они рассаживаются по своим местам и постепенно настраиваются на обучение: выключают свои телефоны, листают раздаточный материал, с ожиданием смотрят на тренера. В этот момент у разных людей возникает общее состояние настройки на процесс обучения.
Наступает время тренинга и тренер выходит в центр. Приветственные слова тренера, то, как он выглядит, с каким настроением и выражением лица он предстает перед группой – эти факторы начинают работать на позитивный результат обучения с первых минут контакта с аудиторией. Пока еще нет полноценного слушания, люди только начинают отходить от своих дел и включаться в обучение. Они рассматривают тренера и стремятся его понять. Перед ними – «живая картинка» двигающегося и говорящего человека, с которым они проведут несколько часов или несколько дней.
Именно тренер должен «поднять» группу, сделать ее единым, целостным, коллективным субъектом и повести за собой. У людей должно возникнуть общее состояние движения к цели – получение информации, опыта и эмоционального состояния. Выходя с разогретым состоянием движения и развития, тренер заражает этим состоянием слушателей, погружая их в особую действительность, более насыщенную, интенсивную, плотную и яркую, нежели их жизнь и работа.
Итак, в момент начала тренинга тренер реализует навыки:
- Привлечения внимания группы
- Создание и удержания концентрации внимания слушателей на теме занятия
- Самопрезентации, вызывания интереса и доверия у слушателей
- Быстрого, оперативного знакомства и позитивного контакта
На любой стадии тренер – «живой» инструмент обучения на тренинге. Но особенно значима роль тренера на стадии сопротивления и возражений, которая проявляется на любом тренинге. Сопротивление и возражения – признак того, что стиль тренера и тема тренинга цепляют слушателей, не оставляют их равнодушными и отстраненными. Кроме того, многие участники именно через сопротивление и возражения освобождаются от мыслей о работе и включаются в тренинговый процесс.
Возражают всем, даже самым успешным и опытным. Бояться возражений не следует, напротив, необходимо радоваться возражениям! Позитивное отношение тренера к возражениям помогает ему сохранить уверенность, лидерскую позицию на тренинге и возможность продвигать свою тему.
Вместе с позитивностью тренеру важно также продемонстрировать силу характера, решительность и компетентность. Известно, что информацию по учебной теме нужно знать примерно в четыре раза больше, нежели заявлено в программе. В этом случае всегда есть возможность сформулировать дополнительный аргумент, привести яркий пример, разобрать кейс из практики работы конкретной компании.
Если тренер успешно преодолел возражения, люди признают его компетентность и авторитет, начинают раскрываться, вступать в активный диалог, задают вопросы, высказывают свое мнение и открыто делятся опытом. В результате, тренинг идет на свое восхождение, постепенно набирая темпы.