Файл: Психологические основы бизнес -тренинга как метода профессионального обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 302

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Люди «пьют» свободу, как целебный бальзам! Они нуждаются в этой энергетической «пище», как в воздухе! Потребность во внутренней свободе и раскованности – одна из базовых потребностей современных взрослых людей, облеченных властью и загруженных ответственностью.

Именно так: кроме получения новой информации и  навыков, люди идут на тренинги, чтобы  «подпитаться» пьянящего чувства свободного полета - пусть  виртуального,  символического,  реализованного лишь в зоне информационного поля тренинга. Но этот свободный полет и нужен участникам!

Отлично, если для создания свободного пространства в обучении, тренер будет говорить:

  • «У каждого – свое мнение и своя позиция!»
  • «У Вас интересная идея, аргументируйте!»
  • «Вы считаете по-другому, разверните свои размышления!»

Уверенность тренера в себе  - также востребованная ценность. Сыграть уверенность нельзя, это должно быть реальное, истинное состояние. Если  внутренней уверенности нет, рано или поздно в ходе тренинга обнаружится, что за внешней уверенностью скрывается слабость и неуверенность, и восстановить свое  достоинство в группе  будет очень трудно.

Представьте, что в два часа ночи у Вас случились неполадки со здоровьем, и Вы вызвали скорую помощь. В комнату вошел неуверенный доктор, стал Вас прослушивать и в замешательстве спрашивает: «Не знаю, что у Вас? То ли сердце, то ли желудок, а может быть, легкие…» Поверите Вы такому врачу?  Пойдете за ним? Скорее не пойдете, но если и пойдете, то  грустно и обреченно…

Так на тренинге – группа идет только за сильным и уверенным тренером-лидером.

Как возникает уверенность в себе? Опыт показывает, что в любой работе есть цель, вызывающая  уважение у подавляющего большинства – это осознание своей миссии в Профессии и служение выбранному Пути.  Мотивация Большого Дела всегда притягивает людей и создает базовую уверенность самому «носителю». Большое Дело всегда больше и объективнее  маленького, единичного, субъективного «Я» конкретного человека, в том числе, и тренера. Если служение Большому Делу – глубинное и не наигранное, то «столб» коллективного бессознательного держит тренера и дает ему ураганную уверенность в  себе: «Это нужно не только  мне, это нужно другим! Я делаю важное дело, нужное людям!»

Великолепно, если тренер держится спокойно и с достоинством, не теряется при возражениях, со знанием дела разворачивая свою позицию. Тренер говорит:

  • «Опыт показывает, что…»
  • «Я продумал (а) этот вопрос. Мое мнение заключается в том, что…»
  • «Для подкрепления своей позиции я готов (а) сформулировать такие аргументы…»

Оптимизм как вера в успех обучения -  всегда лучше пессимизма и жесткой критичности со стороны обучающего. Если тренер будет только критиковать, пользуясь своим местом в центре, информация будет усваиваться у слушателей дольше, а навыки  формироваться тяжелее.  Правда, ограничиваться только «сладкой» похвалой тоже не следует: у учащихся будет снижаться мотивация, им будет непонятно, куда идти и к чему стремиться? Необходимо задавать цель и выражать оптимизм, что  все обязательно получится!  Усилия и активность всегда дадут свои позитивные результаты.

В условиях интенсивного погружения в содержание, особенно в начале тренинга,  у многих людей возникает «каша в голове», которая только со временем структурируется в знания и опыт.  Поэтому первую реакцию слушателей, связанную с информационной перегрузкой, нужно нейтрализовать оптимистичной уверенностью в том, что через определенное время они смогут применить свои знания в  работе.

Если в результате тренинга у участников возникают «крылья за спиной», тренинг прошел правильно, процесс усвоения информации и формирования навыков запущен, и через латентный период  эти знания и навыки обязательно проявятся  на практике.

Тренер поддерживает слушателей:

  • «Делайте, все у Вас получится!»
  • «В обучении сначала – зона дискомфорта, потом возникает навык!»
  • «Тяжело в учении – легко в бою!»
  • С юмором: «Отступать нельзя! За нами – Москва!»

Позитивность  как обязательная  ценность бизнес-тренера давно принята всеми, к этому привыкли, этого ждут. Но и здесь есть, что обсудить. Важно, чтобы позитивность в общении тренера с участниками была искренняя, настоящая, что называется, от души и от сердца. Профессионально-технологичная и отстраненно-прохладная  клиент-ориентированность не сработает: клиенты  нуждаются в реальном позитивном принятии.

Здесь, однако, следует соблюдать такт и разумность.  Нарушать «закон территории» и слишком  сокращать дистанцию делового общения в сторону сближения, тоже не следует: люди будут чувствовать себя неловко.

Равно-уважительное, позитивное принятие тренером всех слушателей  без исключения и без выделения «фаворитов», создает  на тренинге  необходимую атмосферу  открытости и безопасности. Участники понимают, что они собрались не для рингов и конкуренции, а для обучения и обмена информацией. Все, кто  делится опытом, и кто просто слушает, будут поддержаны,  никто не будет унижен и  оскорблен.


Раскрывая свое позитивное отношение ко всем, бывает, я говорю так: «Дикие животные во время пожара  собираются вокруг водоема, чтобы напиться. В  этот момент они не трогают друг друга, уважая  право каждого на жизнь. Так и мы, собрались вокруг информационного потока, и будем подпитываться, не трогая друг друга!»

Если все же в группе вспыхивают конкурентные противостояния между неформальными лидерами, сохраняя самообладание и позитивное отношение ко всем, я обычно говорю: «Я – гарант безопасности! Мы договорились, что в этой аудитории мы взаимодействуем без желания воевать, нападать, брать в плен или отсиживаться в окопах. Бизнес-война –  в офисах. Здесь – временное перемирие, чтобы получить информацию и навыки!»

После таких призывов участники успокаиваются и легко обмениваются опытом – начинает работать фактор «группового ресурса».

Состояние развития – важный фактор тренинга.  Для того  чтобы оно возникло у слушателей, нужен «живой  носитель»,  транслирующий это состояние и заражающий им.  Развитие – это стремление к высоким ценностям и целям, улучшение, движение, открытость, динамика, гибкость, конструктивность, удовольствие и радость. Если в центре стоит реально развивающийся человек, к нему можно подсоединиться, как к «розетке с энергией», перенять у него способы мышления и общения, стиль и манеру поведения. Такое «считывание» в условиях информационного погружения на тренинге перезагружает сознание слушателей и  ускоряет  позитивные изменения. В  жизни и на работе достижение отличных и выдающихся результатов может происходить  долго и с сопротивлением, на хорошем тренинге развивающий эффект достигается  быстро и легко.

Нередко я говорю на тренинге: «У каждого человека – семь гениев! И наша задача реализовать хотя бы одного из них!»

Многие известные люди говорят про исключительную важность развивающего обучения:

  • «Тренер поднимает ученика своей личностью», - говорит спортивный тренер Татьяна Тарасова.
  • «Человеку доставляет удовольствие развивать способности, которыми его наградил Бог», -  пишет Ганс Селье, автор концепции о стрессе.

Кроме заражения развитием на тренинге, слушателям необходимо  удержать это яркое состояние и перенести его в работу. Если это удается, то после тренинга, на работе, легко организуются мозговые атаки и  принимаются новые решения. Ощущение того, что любую проблему можно решить, «вытаскивая себя за волосы» и  «обращаясь к своему серому веществу», создает чувство радости и уверенности, что любые трудности  и испытания –  только ступени роста!


Профессия Бизнес-тренера предполагает от специалиста, прежде всего, знания человеческой психологии. Кроме того, специалист должен иметь и некие познания в экономике. Например, если тренинг касается роста продаж, то Бизнес-тренер должен понять те механизмы, по которым товар распространяется среди потребителей. Важным для консультанта является умение общаться с людьми. Ведь специалист должен донести свои идеи до разных по характеру сотрудников. Тренер должен обязательно быть уверенным в себе и быть неким примером для людей, с которыми ему предстоит работать. Иначе его советы будут труднее восприниматься. Не помешают консультанту также широкий кругозор и элементы артистичности. Ведь тренер может выполнять с группой различные задания, порой и даже самые неожиданные. И поэтому требуется, чтобы все происходило легко и непринужденно.

Навыки и знания

Профессия Бизнес-тренера предполагает ориентацию в механизмах управления персоналом. Ведь люди являются основным ресурсом предприятия. И от умения руководить ими во многом зависит успех компании. Также необходимо иметь представление о специфике работы фирмы, с которой консультанту предстоит сотрудничать Тренер должен также ориентироваться в глобальных процессах в политике и экономике. Не секрет, что эти две сферы жизни тесно переплетены между собой. И знания специалиста могут ему помочь в работе. Динамика творческого потока  на тренинге обеспечивает погружение слушателей  в развивающее состояние  и трансляцию информации и опыта. Такие условия  облегчают обучение серьезным, сложным темам за короткое время. Проще говоря, если люди забывают о своих рабочих проблемах и мобильных телефонах, и полностью вовлекаются в процесс обучения, - это один из лучших показателей эффективной реализации тренинга.

Учебно-развивающий, динамический  процесс активного обучения на тренинге  имеет семь  стадий:  начало контакта, подъем и мотивация, сопротивление и возражения, высшую точку полета, удовлетворение, успокоение и завершение. Наличие эффективных навыков позволяют тренеру на  каждой стадии обучения быть в центре событий, выступая ключевым, «живым»  фактором развития.

Перед началом тренинга люди собираются в учебную аудиторию.  Они заняты своими делами: пьют кофе, разговаривают по телефону, что-то записывают, молчат, смотрят в окно и т.п. Каждый из них – отдельный человек со своей жизнью и своими заботами. За несколько минут до начала  они рассаживаются по своим местам и постепенно настраиваются на обучение: выключают свои телефоны, листают раздаточный материал, с ожиданием смотрят на тренера. В этот момент у разных людей  возникает общее состояние настройки на  процесс обучения.


Наступает время тренинга и тренер выходит в центр. Приветственные слова тренера, то, как он выглядит, с каким настроением и выражением лица он предстает перед группой –  эти факторы начинают работать на позитивный результат обучения с первых минут контакта с аудиторией. Пока еще нет полноценного слушания, люди только начинают отходить от своих дел и включаться в обучение. Они  рассматривают тренера и стремятся его понять. Перед ними – «живая картинка» двигающегося и говорящего человека, с которым они проведут несколько часов или несколько дней.

Именно тренер должен «поднять» группу, сделать ее единым, целостным, коллективным субъектом и повести за собой. У людей должно возникнуть общее состояние движения к цели – получение информации, опыта и эмоционального состояния. Выходя с разогретым состоянием движения и развития, тренер заражает этим состоянием слушателей, погружая их в особую действительность, более насыщенную, интенсивную, плотную и яркую,  нежели их жизнь и работа.

Итак, в момент начала тренинга тренер реализует навыки:

  • Привлечения  внимания группы
  • Создание  и удержания концентрации внимания слушателей  на теме занятия
  • Самопрезентации, вызывания интереса и доверия у слушателей
  • Быстрого, оперативного знакомства и позитивного контакта

На любой стадии тренер –  «живой» инструмент обучения на тренинге. Но особенно  значима роль тренера на стадии сопротивления и возражений, которая  проявляется на любом тренинге. Сопротивление и возражения – признак того, что стиль тренера и тема тренинга цепляют слушателей, не оставляют  их равнодушными и отстраненными. Кроме того, многие участники именно через сопротивление и возражения  освобождаются от мыслей о работе и включаются в тренинговый процесс.

Возражают всем, даже самым успешным и опытным. Бояться возражений не следует, напротив, необходимо радоваться возражениям! Позитивное отношение тренера к возражениям помогает ему сохранить уверенность, лидерскую позицию на тренинге и возможность продвигать свою тему.

Вместе с позитивностью тренеру важно также продемонстрировать силу характера, решительность и компетентность. Известно, что  информацию по учебной теме нужно знать примерно в четыре раза больше, нежели заявлено в программе. В этом случае всегда есть возможность сформулировать дополнительный аргумент, привести яркий пример, разобрать кейс из практики работы конкретной компании.

Если тренер успешно преодолел возражения, люди признают его компетентность и авторитет, начинают раскрываться, вступать в активный диалог, задают вопросы, высказывают свое мнение и  открыто делятся опытом. В результате, тренинг идет на свое восхождение, постепенно набирая темпы.