Файл: Психологические основы бизнес -тренинга как метода профессионального обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если же тренер не справился с возражениями, все равно, необходимо «держать удар». Поскольку на  горячем или «горящем» месте центра группы, в котором стоит тренер, его чувства и переживания становятся ярче и острее, нежели в обычной жизни,  нередко  возникает болезненное ощущение, что с тебя «сдирают живую кожу». Поэтому, имеет смысл все же справляться с возражениями – и людям интереснее учиться у компетентного тренера, и самому тренеру легче и приятнее вести группу слушателей, которые ему доверяют!

На этапе возражений тренер демонстрирует такие навыки:

  • Разнообразный и широкий профессиональный опыт
  • Адекватную самооценку, уверенность в себе
  • Навыки позитивного мышления
  • Способность к внимательному, активному  слушанию
  • Навыки работы с возражениями
  • Навыки ведения дискуссии

Если тренинг проходит в активном режиме и группа включена в интересную работу, все чувствуют радость и удовольствие от общего процесса. Наступает высшая точка полета! Происходит полное растворение в происходящем, люди забывают о работе, время летит незаметно. В конце учебного дня многие восклицают: «Как незаметно прошел день!»

Нередко в группе я сравниваю роль современного тренера с ролью древнего шамана: развести костер, побегать вокруг него, зарядиться энергией и драйвом, и бежать убивать мамонта (читай: привлекать клиентов).

На самом деле,  мы все нуждаемся в расширении нашего самосознания, отлете от обыденной реальности, переживании измененного состояния, - и это происходит на хорошем тренинге. В таком состоянии растворения в тематическом и игровом содержании тренинга,  формирование новых навыков идет легко, без напряжения, как будто при помощи «вживления», инъекции в организм человека.

Пережив высшую точку полета, люди меняются. Они пришли из своих офисов, «съеденные бизнесом», уставшие, измотанные, подавленные или раздраженные. А в моменте полета их глаза начинают светиться, лица разглаживаются, распрямляются позы, - вместе с обучение происходит обновление.

В таких моментах обучения на тренинге, бизнес-тренер должен владеть навыками:

  • Лидерства, способности повести за собой
  • Харизматичности, способности зарядить энергией  подъема
  • Высокой работоспособности и способности выдерживать  интенсивные нагрузки длительное время

В конце занятия  тренер всегда формулирует выводы по теме, а также перечисляет результаты тренинга. Довольно часто  по кругу высказываются  участники, они говорят  о своих впечатлениях, профессиональных и  личных результатах, которые они получили на тренинге.


Подведение итогов, как правило, происходит в спокойном режиме. Люди чувствуют удовлетворенность: день прожит не зря!

На этом этапе  обучения тренер должен проявить навыки:

  • Анализа, удержания и формулирования  профессиональных и коммуникативных результатов, полученных на тренинге
  • Позитивной оценки каждого участника, выделения успешных действий каждого слушателя

Правильно построенный тренинг имеет завершение по типу «Крылья за спиной». Люди провели вместе день (или несколько дней), участвовали в дискуссиях, радовались, переживали, боролись, размышляли и т.п. Теперь, в  момент перед тем, как расстаться, они должны выйти из учебной аудитории воодушевленные на подвиги и свершения! Они должны чувствовать силы и уверенность в себе, с оптимизмом смотреть в будущее и радоваться жизни!

В этом моменте я обычно говорю: «Все у нас получится! Все будет отлично! У каждого будут достижения!»

При завершении обучения тренер демонстрирует такие навыки:

  • Проявления  оптимизма при взгляде в будущее
  • Подъема энергии
  • Уверенности в позитивных результатах обучения

В своем профессиональном уровне тренер не должен останавливаться. Ведь все методики работы с бизнесом периодически меняются, и специалисту приходится искать новые пути. Поэтому тренеру следует посещать мероприятия с участием коллег, а также поддерживать с ними тесное общение

Глава 3.2 Кейсы для тренинга

Диагностическая игра "Лавка талисманов"

Тип игры: 

диагностика (построение команды, мотивация, распределение ролей в команде). В игре участвуют группа полностью. Размер группы 15-30 человек
Длительность: 20-60 минут (в зависимости от размеров группы)

Реквизит: 2 листа ватмана, маркеры

Инструкция тренера: «Вашему городу сегодня особенно повезло — в него приехала лавка уникальных древних талисманов. Сотни лет я являюсь продавцом этой лавки и сейчас расскажу вам о необыкновенных товарах, которые вы можете приобрести в ней».

Далее тренер рисует на ватмане символы (либо использует заготовку) и поясняет их значение (лучше выучить, а не читать по бумажке) «Но у нашей лавки особые правила: один человек может приобрести для себя только один талисман - самый нужный. Не беспокойтесь, один и тот же талисман могут выбрать несколько человек - хватит на всех». Тренер дает участникам минуту-две подумать и предлагает каждому озвучить свой выбор.


Лучше всего на отдельной заготовке нарисовать таблицу из трех столбцов. Столбец 1 - имя участника, 2 - выбранный символ. Столбец 3 не заполняется, пока все участники не сделают свой выбор.
«Как вы сами понимаете, если бы я отдавал мои товары всегда бесплатно, то я бы давно разорился. Бизнес есть бизнес. Но у меня особые правила, так же как и товар не простой. За каждый талисман вы должны заплатить своим лучшим умением - что вы умеете делать лучше всего?». 

Здесь для участников следует особо подчеркнуть, что расплатившись за талисман, они не лишатся своего качества, а лишь научат/одарят им и торговца.

Тренер - «торговец» решает, принимает или не принимает ли он в качестве оплаты то или иное умение: «лучше всех составлять пресс-релизы», «дар убедить в разговоре любого человека» и т.д. Следует ориентироваться на тематику тренинга, решая, имеет ли умение отношение к теме, для которой делается тестирование. Умения, принятые в качестве оплаты, записываются в третью колонку таблицы.

Интерпретация символов для тренера (символы можно добавлять):
«Золотая монета с изображением солнца»: мотивация — материальная.
«Серебряная ладонь»: мотивация — отношения в коллективе.
«Алмазная лестница»: мотивация — карьерный рост.
«Изумрудная книга»: мотивация — профессиональный рост.
«Рубиновый факел»: мотивация — самореализация, отсутствие рутины.
«Платиновые часы»: мотивация — гибкий график работы.

Возможные варианты игры

Игру можно использовать для определения потребностей в обучении, присвоив талисманам право наделять владельца тем или иным навыком (например, при планировании публичных акций — «способность оформлять тексты» и т.д.), тем самым вы получите информацию, какую работу человек готов выполнять при условии, если его дополнительно обучат. 
«Оплата» талисмана в данном случае также может быть учтена при планировании, если вы попросите расплатиться умением, которое имеет отношение к связям с общественностью. Это то, чему не надо учить — человек и так уже это прекрасно умеет и готов этим «платить».
В принципе, игру (ее символы) можно адаптировать к любой тематике. 

Рекомендации для ведущего

Если участник отказывается напрямую выбрать тот или иной символ - давите, для вас это сигнал отдельно поработать с сотрудником.
Нельзя позволять выбирать более одного талисмана сразу, как бы ни хотелось, человек должен сделать окончательный выбор, иначе картина будет смазанной.


Игра для большой группы может занять слишком много времени. При планировании больших мероприятий и использовании игры для выбора наиболее эффективных умений сотрудников лучше разделить на несколько групп по 15-20 человек.

Можно заранее сделать из плотного картона нужные символы. Но вам придется сделать каждый символ в количестве, равном числу участников игры, так как один символ может выбрать почти вся группа (бывали прецеденты). Когда участник «расплатился» умением, ему вручается выбранный им символ.

Вопросы для обсуждения результатов с группой

При обучении группы менеджеров с помощью этой игры можно продемонстрировать основные ведущие мотивации:
Можно ли сказать, что это единственная ваша мотивация? 
Если бы у вас была возможность выбрать еще один талисман, какой бы вы выбрали?
Были ли некоторые способности персонала, которыми с вами «расплатились», неожиданными для вас?

Как вы можете использовать эту информацию в дальнейшей работе?

Вспомогательные материалы

Значения символов:

«Золотая монета с изображением солнца» — этот талисман дает своему владельцу возможность всегда получать за свою работу наиболее высокое вознаграждение. 
«Серебряная ладонь» — этот талисман дает своему владельцу возможность всегда получать работу в комфортном, дружеском коллективе.
«Алмазная лестница» — этот талисман дает своему владельцу возможность всегда получать работу, которая будет содействовать его карьерному росту.
«Изумрудная книга» — этот талисман дает своему владельцу возможность на любой работе получать наиболее полезное обучение.
«Рубиновый факел» — этот талисман дает своему владельцу возможность всегда получать и делать творческую работу.

«Платиновые часы» — этот талисман дает своему владельцу возможность всегда получать возможность делать свою работу в наиболее удобное время.

Источик: Консалтинг-центр «ШАГ» (Москва) при описано и доработано К. Кононович, НОУДОВ «Северо-западная Народная Академия» (Великий Новгород)

Упражнение "Незнайка на Луне"


Из тренерского чемоданчика к.пс. н тренер-преподавателя ICBT Елены Фарба

Цель: сформировать осознание у участников важности сервиса в обслуживании.
Подходит для тренингов секретарей, кол-центров, менеджеров по продажам по телефону, сервисных служб, а также в низкоэнергетичных группах. Это упражнение отлично разогревает динамику. Лучше всего его делать сразу после начального модуля (знакомства  и сбора ожиданий).
 
Время: 90-120 минут


Выбирается Незнайка, остальные участники - работники лунной компании по продаже гигантских овощей. В зависимости от количества участников можно вводить подгруппы: служба reception  (call центр), сервисная служба, овощная база, руководители. Основная особенность "лунного сервиса" - там делают все наоборот, не так, как на Земле. 
 
1 этап: подгруппы готовятся к беседе с клиентом.  Цель - придумать как можно больше ошибок во взаимодействии с клиентом, исходя из своей роли. Кто-то фиксирует придуманные командой ошибки списком. 5-7 минут.
 
2 этап: продумывается сценка от команды, выбираются спикеры. Цель - продемонстрировать ошибки в живом общении с клиентом.
 
3 этап: ролевая игра. Подгруппам объявляется, что это соревнование: победит та команда, которая покажет больше ошибок в общении с клиентом. Тренер снимает на видео! 

Инструкция к ролевой игре:

Незнайка прилетает на Луну, желая купить гигантских овощей. Он звонит в компанию по продаже этих самых гигантских овощей, и ему отвечают... 
Ролевая игра начинается со службы ресепшн, далее переключают на тот/иной отдел, исходя из логики игры. На каждый этап общения (с каждой подгруппой) даётся 3 минуты. Тренер следит за временем. 
 
При организации пространства ролевой игры Важно! Разные стороны телефонного общения встают/садятся так, чтобы не видеть друг друга. То есть Незнайка не может видеть, только слышать, что и как ему говорят.
 
Проходит весело и бурно! Все радуются... кроме Незнайки, который в какой-то момент этого "псевдообслуживания" совершенно теряет самообладание и готов подробно объяснить, что именно и кому нужно делать по-другому!
 
Есть 2 варианта анализа и осознания:

    1. Делать "стоп" и запись показанных командой ошибок непосредственно после показа; 
    2. Проиграть подряд, а потом посмотреть на видео. 

Основной акцент анализа - на чувства Незнайки. Тренер либо сам, либо с помощником (желающим из группы) фиксирует в таблицу с количеством столбцов, равных количеству подгрупп, показанные ошибки. 

Итог упражнения - лист "Секреты качественного сервиса". Он формируется как перевертыш показанных ошибок.

Варианты создания листа "Секреты качественного сервиса":
1.  шаблон "презентация"
2.  модерация,
3. фасилитация, когда тренер сам задаёт вопрос: как можно заменить существующие ошибки? 

После такого упражнения участники отчетливо осознают важность настоящего "земного" сервиса.