Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 349
Скачиваний: 5
Абсолютный прирост выражает абсолютную скорость изменения каждого из вышеуказанных в таблице 2 показателей и определяется как разность между значением показателя 2018 г. и уровнем, принятым за базу сравнения.
(1)
где Δ – абсолютный прирост,
Y5– значение показателя 2018 года,
Y1 – значение показателя уровня базисного года (2015 г),
n-1– количество анализируемых периодов за минусом 1.
Средний темп роста это свободная обобщающая характеристика интенсивности изменения уровней ряда динамики и показывает, во сколько раз в среднем за единицу времени изменяются данные показатели.
(2)
где ПР(Тi) - произведение всех темпов роста.
Рассчитаем анализируемые показатели за 2014-2018 гг. по вышеуказанным формулам и результаты представим в таблице 3.
Таблица 3.
Средние показатели деятельности ГАУСО «КЦСОН» в г. Бузулуке и Бузулукском районе
№ п/п |
Показатель |
Средний абсолютный прирост |
Средний темп роста |
Средний темп прироста, % |
1 |
Объем оказанных услуг, шт |
-112344,8 |
0,72 |
-27,69 |
2 |
Объём оказанных услуг в расчёте на одно отделение, шт : |
|||
2.1. |
- отделение стационарного обслуживания (временого проживания) |
-97620,25 |
0,63 |
-36,87 |
2.2. |
- отделение обслуживания на дому |
-7057,75 |
0,91 |
-9,46 |
2.3. |
- отделение срочного и полустационарного социального обслуживания |
-7666,75 |
0,69 |
-30,88 |
3 |
Объём оказанных услуг в расчёте на одного обслуживающего, % |
-711,98 |
0,72 |
-27,77 |
4 |
Количество граждан, обслуженных центром, чел |
96,75 |
0,96 |
-4,32 |
5 |
Количество граждан, обслуженных центром в расчёте на одно отделение, шт : |
|||
5.1. |
- отделение стационарного обслуживания (временого проживания) |
1,75 |
1,04 |
3,59 |
5.2. |
- отделение обслуживания на дому |
-72,75 |
0,99 |
-0,52 |
5.3. |
- отделение срочного и полустационарного социального обслуживания |
207,5 |
0,97 |
-3,03 |
6 |
Количество обслуженных в расчёте на одного обслуживающего, чел |
1,93 |
0,96 |
-4,42 |
Итак, по результатам анализа, мы видим, что объем оказанных предприятием услуг имеет тенденцию к снижению. То есть в среднем за 5 лет объем услуг в абсолютном значении снизился более чем на 100 тысяч, что в процентах составляет 27,69%.
Динамика данного показателя показана на рисунке 7.
Рисунок 7 – Динамика оказанных услуг ГАУСО «КЦСОН» в г. Бузулуке и Бузулукском районе
Соответственно снижение объема оказанных ГАУСО «КЦСОН» в г. Бузулуке и Бузулукском районе отражено на рисунке 8.
Рисунок 8 – Динамика оказанных услуг ГАУСО «КЦСОН» в г. Бузулуке и Бузулукском районе по отделениям
Таким образом, относительный показатель темп роста объема оказанных услуг в 2015-2016 гг. более 100% и показывают рост данного показателя по сравнению с 2014 г. Иными словами, так прирост услуг, например, в 2016 г. составил в отделении срочного полустационарного социального обслуживания 3,9% в отделении обслуживания на дому 3,8%, в отделении временного проживания 15% соответственно. Однако в 2017-2018 гг. анализируемый показатель менее 100% по всем отделениям, что говорит о снижении объема оказанных Центром услуг. Особенно резкое падение прослеживается в отделении временного проживания, где объем услуг снизился на 61,8%.
И как следствие из вышесказанного, снижается и в динамике значение показателя как объем услуг в расчете на одного обслуживающего, где значение последнего на протяжении 5 лет остается практически неизменным и колеблется в пределах от 148 да 154 человек.
Объём оказанных услуг в расчёте на одного обслуживающего ГАУСО «КЦСОН» в г. Бузулуке и Бузулукском районе представлен на рисунке 9.
Рисунок 9 - Объём оказанных услуг в расчёте на одного обслуживающего ГАУСО «КЦСОН» в г. Бузулуке и Бузулукском районе
На протяжении анализируемого периода, количество обслуженных Центром граждан меняется незначительно и в динамике имеет тенденцию к росту. В 2018 наблюдается снижение на 28,4% по сравнению с 2014 годом. Однако в среднем абсолютный прирост за 5 лет составляет 96 человек.
Итак, темп роста показателя более 100%, что говорит о росте числа обслуженных Центром граждан, несмотря на резкое падение 2017 года. Так к 2018 году предприятие достигло уровня 2014 года по данному показателю.
Темп прироста по каждому отделению составил от 4 до 11%. Количество обслуженных в расчете на одного обслуживающего меняется незначительно и в среднем растет ежегодно на 2 человека.
Проведя анализ темпов роста и прироста мы видим, что в а динамике объем оказанных Центром услуг снизился на 62,8 %, что говорит о неэффективной работе ГАУСО «КЦСОН» в г. Бузулуке и Бузулукском районе. Рост числа обслуженных граждан на 2% в 2017 году по сравнению с 2014 г., настолько мал и кроме того в абсолютном значении равный значению 2014 г. года, также говорит о неэффективной работе Центра.
Вертикальный анализ направлен на расчёт показателей социальной и экономической эффективности текущей деятельности ГАУСО «КЦСОН» в г. Бузулуке и Бузулукском районе.
Коэффициент ритмичности работы предприятия определяет существование или отсутствие скачкообразного изменения показателя. Рассчитаем данный показатель по формуле:
kp=1-([MAXзн – MINзн] / MINзн), (3)
где MAXзн – максимальное количество обслуженных граждан в 2016 г.
MINзн – минимальное количество обслуженных граждан в 2017 г.
Итак, kp=1-([20749-13867]/13867=0,50.
Это означает, что количество обслуженных Центром граждан отклоняется от плановых значений на 50%.
Коэффициент ритмичности в своем значении должен стремиться к единице.
В нашем случае значение равное 0,50 говорит о не ритмичной работе центра, а значит неэффективной работе в целом.
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию деятельности органов власти в сфере управления системой социальной защиты населения в России
3.1 Предложения по повышению эффективности деятельности органов власти в сфере социальной защиты населения
Развитие системы социальной защиты населения должно быть направлено на предупреждение различных социальных рисков путем предоставления социальных услуг, доступных вне зависимости от места проживания и отвечающих мировым стандартам качества. Созданная система должна являться гарантом социальной безопасности уязвимых групп населения.
В ГАУСО «КЦСОН» в г. Бузулуке и Бузулукском районе предоставляет весь спектр социальных услуг для всех категорий граждан, нуждающихся в социальном обслуживании: граждане пожилого возраста, инвалиды, дети-инвалиды, семьи с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Однако в полном объеме право на получение реабилитационных услуг инвалидами не реализовано полностью. Связано это с неразвитостью территориальных структур оказания реабилитационных услуг, отсутствием отработанных технологий и специально подготовленных кадров.
В перспективе для обеспечения доступности услуг по реабилитации и обучению инвалидов необходимо создать двухуровневую систему оказания реабилитационных услуг инвалидам, в том числе со структурами, работающими с инвалидами непосредственно на территории их проживания. С учетом старения населения, роста числа одиноких и одиноко проживающих инвалидов старшей возрастной категории вероятен рост спроса на социальные услуги для указанных категорий населения, в первую очередь на стационарные.
Недопущение очередности на социальные услуги для пожилых и инвалидов будет обеспечено за счет расширения количества стационарных коек в государственных учреждениях социального обслуживания и сети надомного государственного обслуживания, а также за счет демонополизации государства в области предоставления социальных услуг и создания механизмов привлечения частных структур и общественных организаций к выполнению государственного заказа. Следует отметить, что вместе с созданием комплексной и многофункциональной государственной системы социальной защиты не получили должного развития негосударственные социальные службы, создаваемые общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами, отдельными гражданами, коммерческие социальные службы. Это ограничивает круг субъектов предоставления социальных услуг, возможность для многих граждан выбора поставщиков социальных служб в соответствии с их ценой, количеством и качеством. Рыночные механизмы слабо используются в повышении эффективности социального обслуживания. Отсутствие рынка социальных услуг при расширении спектра и повышении требований к качеству их предоставления не позволяет задействовать механизмы конкуренции. Важным аргументом в пользу развития негосударственного сектора социального обслуживания является реальная возможность привлечения частных инвестиций и внедрения передового отечественного и зарубежного опыта управления в сфере предпринимательства и государственно-частного партнерства. При этом необходима разработка механизмов взаимодействия государства, общества и социально ответственного бизнеса в процессе обеспечения населения доступными и качественными социальными услугами, применения наряду с сохранением гарантированного государством бесплатного предоставления необходимых социальных услуг, рыночных механизмов предоставления услуг на основе оплаты, вносимой гражданами, их родственниками, работодателями, общественными и благотворительными организациями. Обеспечение доступности гарантированных социальных услуг, связанных с увеличением их количества, обусловленного демографическими и социальными тенденциями, в перспективе потребует для отрасли значительных дополнительных ресурсов. Обеспечение отрасли дополнительными ресурсами будет достигнуто, в том числе путем ликвидации из системы социального обслуживания ряда функций, напрямую с ним не связанных.
В настоящее время функциональные обязанности работников социальной сферы неоправданно расширены. Социальные службы представляют услуги, оказание которых относится к компетенции учреждений других отраслей социальной сферы (лечебно-профилактических, образовательных, культурно-досуговых и прочее). Кроме того, 80 процентов в балансе времени социального работника занимают услуги, относящиеся к сервисам коммерческих организаций, в том числе доставка на дом товаров из магазинов, лекарств из аптек. При определении основных направлений развития системы социальной защиты необходимо учитывать, что уже сейчас клиенты социальных служб предъявляют новые требования к качеству, ассортименту социальных услуг и к тем учреждениям, где они эти услуги получают. Усиление адресности социального обслуживания населения - одна из основных задач социальной политики в ближайшей и среднесрочной перспективе. Решение указанной задачи включает в себя два основных направления: предоставление социального обслуживания только реально нуждающимся гражданам и предоставление социальных услуг в соответствии с индивидуальными потребностями клиента. Необходима четкая регламентация процесса выработки обоснованного решения при приеме граждан на социальное обслуживание на основе единых критериев. Основополагающим в работе с клиентами является индивидуальная оценка нуждаемости гражданина в социальных услугах, включающая разработку реабилитационных мероприятий с учетом характера трудной жизненной ситуации клиента и его собственной мотивации на «возвращение в социум».
На сегодняшнем этапе экономические, политические, демографические перемены в российском обществе, усложнение и рост динамики социальных процессов ведут как к неуклонному количественному расширению групп социального риска, так и качественному усложнению тех трудных жизненных ситуаций, с которыми граждане обращаются в социальные службы. Указанные тенденции остро ставят вопрос о необходимости коренного пересмотра традиционного подхода к социальной защите, который опирается на заявительный принцип оказания помощи по ряду причин.
Во-первых, заявительный принцип предполагает, что в поле зрения социальных служб попадают только те граждане, которые воспринимают свою ситуацию как трудную и готовы принять помощь, в то время как остальные, нуждающиеся в поддержке, но по каким-либо причинам не обратившиеся в соответствующие учреждения люди, на получение социальной помощи рассчитывать не могут.