Файл: Направления социальной защиты населения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 340

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Перед Российской Федерацией главным образом стоит задача разработки таких мер в области социальной защиты населения, которые смогли бы в короткий период поднять уровень качества жизни социально незащищенных групп населения страны и вместе с тем не оказывать сдерживающего влияния на процесс развития экономики. Данные проблемы могут быть решены посредством создания новейших экономических программ социальной защиты населения страны.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью разработки мероприятий по совершенствованию и повышению эффективности социальной защиты малоимущих жителей.

Объектом исследования в работе является социальная защита малоимущих жителей. В качестве примера рассмотрена работа ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения Бузулукского района».

Предметом исследования является эффективность системы управления социальной защиты малоимущих жителей ГАУСО «КЦСОН» в г. Бузулуке и Бузулукском районе.

Цель исследования заключается в разработке и обосновании мероприятий по повышению эффективности и совершенствованию системы управления социальной защиты малоимущих жителей города Бузулука и Бузулукского района.

Для достижения поставленной цели курсовой работе решаются следующие задачи:

- изучить теоретические основы социальной защиты малоимущих граждан в Российской Федерации, а также рассмотреть основные направления реализации социальной политики в сфере малоимущего населения;

- рассмотреть структуру органов управления социальной защиты населения Российской Федерации;

- провести анализ системы управления социальной защиты города Бузулука и Бузулукского района на примере ГАУСО «КЦСОН» в г. Бузулуке и Бузулукском районе;

- выявить проблемы реализации социальной поддержки малоимущих жителей города;

- разработать предложения по совершенствованию системы социальной защиты населения в Бузулуке Бузулукском районе.

В конечном результате исследования планируется проанализировать и выяснить, как реализуется социальная политика органов социальной защиты, с какими сталкивается трудностями и самое главное определить недостатки социального обеспечения и пути их устранения.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных ученых, которые внесли огромный вклад в разработку научных основ социальной защиты населения.

Информационной базой исследования являются законодательные и правовые акты Российской Федерации, постановления органов государственной власти, данные годового отчета отдела социальной защиты малоимущего населения города Бузулука и Бузулукском районе, данные федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстат), а также отечественные публикации по теме исследования.


Глава 1. Теоретические основы управления системой социальной защиты населения

1.1 Сущность социальной защиты населения

Социальная защита - это совокупность действующих на государственном, региональном, муниципальном уровне органов и должностных лиц, ответственных за оказание помощи и поддержки граждан при возникновении тех или иных социальных рисков.

В настоящее время система социальной защиты населения в Российской Федерации находится в стадии развития.

Понятие «социальная защита» имеет разнообразные значения. В новейших экономических условиях понятие «социальная защита» заменило понятие «социальное обеспечение», которое наряду с другими терминами широко использовалось ранее, где определял особенную организационно-правовую модель социальной защиты населения, проводимую непосредственно государством.

Термин «социальная защита населения» в Российской Федерации был введен в 1992 году, который уже длительное время использовался в мировой практике.

Социальная защита населения - это необходимый элемент функционирования любого развитого государства. Она обеспечивается государственными структурами путем соблюдения социальных гарантий, системы реализации этих гарантий и функций обеспечения социальными льготами и поддержкой малообеспеченных людей.

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, право на социальную защиту имеет любой гражданин государства.[1]

Данное право закреплено в Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация социальное государство, которое призвано оказывать помощь слабым гражданам, воздействовать на распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому гражданину достойное человеческое существование. Социальные гарантии направлены на поддержку возраста, случаев болезни, потери кормильца, инвалидности, а также воспитания детей, которые установлены законом.

Исследование проблем и изучение особенностей социальной защиты населения привлекает особое внимание различных ученных и специалистов в данной области.


В имеющейся отечественной литературе встречается большое количество трактовок понятия «социальная защита». Так, можно рассмотреть существующие подходы к истолкованию данного определения в его широком и узком смысле.

Итак, в широком смысле, под социальной защитой понимается деятельность государственных органов, главными целями которых состоит осуществление первостепенных целей и задач социальной политики. Она представляет собой комплекс совокупных правовых, экономических, а также социальных гарантий, закрепленных на законодательном уровне. Данные социальные гарантии, обеспечивают любому члену страны соблюдение важнейших социальных прав, таких как:

- трудоспособных гражданам страны - должны быть созданы оптимальные условия, для существования и поддержания их благосостояния;

- социально-уязвимым слоям населения (то есть не трудоспособным гражданам) - должна быть гарантирована социальная поддержка и защищенность. [2]

А в узком смысле - под социальной защитой рассматривается комплекс конкретных целенаправленных мероприятий государства (правового, экономического и социального характера), который направлен на поддержание и обеспечение социальной защищенности наиболее уязвимых слоев населения общества. [3]

Снижение уровня жизни населения нашей страны, обусловленное «развалом» СССР и переходом к рыночным отношениям, «ваучеризацией», дефолтом августа 1998 года, мировым финансово-экономическим кризисом 2008-2011 гг., введёнными против Российской Федерации санкциями в связи с конфликтом на Украине, падением цен на энергоресурсы и, как следствие, существенным снижением курса рубля к мировым валютам и резким ростом цен на товары первой необходимости, привело к увеличению количества людей, нуждающихся в государственной социальной защите.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» основными целями государственной социальной помощи являются:

- поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

- усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

- снижение уровня социального неравенства;

- повышения доходов населения. [4]

На помощь со стороны государства имеет право абсолютно каждый гражданин. Для этого, в Конституции РФ прописаны соответствующие обязанности государства, которое должно создавать все необходимые условия для достойного существования населения.


При этом в каждом городе нашей страны складывается своя экономическая и социально-демографическая ситуация, которая имеет ряд специфических черт, поэтому и возникает целесообразность разработки системы социальной помощи, учитывающую эту специфику.

Социальная помощь является одним из элементов социальной защиты населения, находящегося в кризисных условиях, и к которой можно отнести:

- обеспечение в натуральной и денежной форме в виде льгот или услуг, которые устанавливаются государством;

- совокупность социальной помощи и иных поддержек со стороны государственных и негосударственных структур.

Существует два вида государственной социальной помощи (рисунок 1).

Рисунок 1 - Виды государственной социальной помощи[5]

Под денежными выплатами следует понимать социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты, а под натуральной помощью - товары первой необходимости, продукты питания, одежда и обувь, медикаменты и другие её виды.

В соответствии с Федеральными законами от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»[6] и от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной социальной помощи» необходимо отметить, что в первую очередь социальной защитой и социальной помощью в России обеспечиваются лица пожилого возраста, которые по каким-то жизненным обстоятельствам стали одинокими. [7] Защиту и помощь получают также инвалиды, беженцы и переселенцы, безработные лица, дети - сироты, многодетные и малообеспеченные семьи и так далее. Кроме того, следует понимать, что в связи с происходящими в обществе частыми изменениями, список лиц, нуждающихся в социальной помощи и социальной защите, периодически необходимо обновлять.

Таким образом, социальная защита как социальный институт представляет собой комплекс правовых постановлений, направленных регулировать и исполнять существующие определенные социально-экономические проблемы, определенных необходимостью поддержки государством категорий граждан, которые являются не трудоспособными по той или иной причине, отсутствия работы, или же по каким то другим иным причинам, не имеющие достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов своей семьи.

Правовые основы управления системой социальной защиты населения


В законодательстве Российской Федерации не определяют понятие «социальная защита». В законодательстве Российской Федерации анализируются такие понятия, как «социальное обслуживание» и «государственная социальная помощь».

Однако, рассматривая эти понятия, следует отметить, что оба этих понятия относятся к сфере социальной защиты, так как предоставляют гражданам совокупный комплекс мероприятий правового, экономического и организационного характера, которые направлены на поддержание уровня жизни населения, которое является наиболее уязвимым. [8]

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», под социальным обслуживанием понимают функционирование государственных социальных служб по оказанию социальной поддержке, предоставлению и оказанию социально-медицинских, социально-бытовых, услуг реабилитации граждан и других иных услуг, которые оказались в сложной жизненной ситуации и не имеют возможности преодолеть данную ситуацию самостоятельно. Это может быть безработица, инвалидность, мало обеспеченность, отсутствие определенного места жительства, болезнь, сиротство и другие. [9]

Социальное обслуживание населения включает достаточно широкий комплекс мероприятиями социальной защиты населения.

К ним можно отнести все традиционные меры финансовой поддержки нуждающихся граждан, а также меры социальной реабилитации граждан. Данная мера реабилитации является новым видом направления социальной политики в Российской Федерации. В отличие от мер финансовой помощи людям, которые оказались в сложной жизненной ситуации, меры социальной реабилитации граждан направлены на восстановление их утраченного статуса через различные реабилитационные центры, к примеру - медицинские, социокультурные, психологические.

Социальное обслуживание престарелых граждан, семей с детьми, матерей одиночек, нетрудоспособных лиц и других категорий населения является неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в Российской Федерации.

Оказание социального обслуживания населению регулируется Федеральными законами Российской Федерации, которые адресованы различным группам населения - ветеранам, детям, инвалидам, престарелым, беженцам, вынужденным переселенцам и другим.

Трудная жизненная ситуация - это ситуация, при которой человек не в состоянии самостоятельно найти выход. Это может возникнуть по разным причинам. В этом случае гражданин может обратиться за помощью в государственные структуры. Структура оказания социальной помощи представлена на рисунке 2.