Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 347
Скачиваний: 5
Рисунок 2 - Государственное социальное обслуживание[10]
В свою очередь, государственная социальная помощь, определена в статье 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи». Она представляет собой оказание материальной и другой помощи одиноко проживающим гражданам, инвалидам, малоимущим семьям. Помощь данным категориям граждан обеспечивается в виде доплат к пенсии, социальных пособий, услуг социального характера, а также в предоставлении товаров первой необходимости. [11]
Следует отметить, что государственная социальная помощь включает небольшой перечень проблем социальной защиты населения. Помощь населению предоставляется в виде оказания социальных услуг, минимальный перечень которых определен в виде государственной социальной помощи, за счет средств субъектов Российской Федерации.
В целом, если рассматривать структуру социальной защиты, то на современном этапе её можно представить в виде рисунка 3.
Рисунок 3 - Структура социальной защиты Российской Федерации
1) Социальное обеспечение - направлено на материальное обеспечение определенных категорий граждан. При переходе к рыночной системе, термин «социальная защита» заменил систему социального обеспечения, которая в значительной степени утратила свои функции, однако, часть элементов данной системы вошла в существующие современные системы социальной защиты населения.
2) Социальные гарантии - представляют собой социально экономические нормативы, направленные на оказание социальных пособий, а также социальных услуг населению, без учета трудового вклада и нуждаемости граждан, обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни населения, например: гарантии медицинского обслуживания, минимального размера оплаты труда, общедоступного и бесплатного образования, минимального размера пенсий, стипендии, а также других различных видов пособий.
3) Социальное страхование - выражается в защите трудоспособного, работающего населения. Страхование осуществляется от различных ситуаций, например: от возникновения различных социальных рисков, от возможного изменения материального или социального положения гражданина, в том числе и от ситуаций возникших независимо от обстоятельств, в которых оказался гражданин, а также в случае болезни и старости.
4) Социальная поддержка (помощь) - это комплекс мер, направленных на предоставление помощи социально-уязвимым слоям населения, которые не способны в силу определенных причин обеспечивать себе доход. Предоставляется в виде денежных выплат, услуг и льгот и в натуральном виде. Выступает важнейшим элементом социальной политики государства в борьбе с бедностью.
Цели и задачи социальной защиты населения выражаются в функциях - относительно самостоятельных, но тесно связанных между собой видах деятельности по социальной защите или групп лиц, оказавшихся в обстоятельствах, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании:
- экономической функции;
- хозяйственно-бытовой функции;
- психолого-педагогической функции;
- социально-медицинской функции;
- юридической функции;
- функции организации труда и отдыха и другие. [12]
Основные функции социальной защиты:
- экономическая - государство перераспределяет часть национального дохода в целях выравнивания материального достатка обеспеченных и незащищенных людей. Например, путем предоставления отдельным категориям льгот и пособий;
- социально-восстановительная - восстановление социального статуса личности при возникновении социальных рисков (заболевание, травма, инвалидность, безработица, преклонный возраст, беременность и т.д.);
- политическая - реализация основных направлений социальной политики, которые были декларированы;
- демографическая - обеспечение численности населения, сокращения смертности и увеличение продолжительности жизни.
Организационно-правовые формы социальной защиты населения:
- пенсионное обеспечение;
- обеспечение социальными выплатами, субсидиями, компенсациями и льготами нуждающихся в государственной социальной помощи категорий населения;
- государственное социальное страхование;
- социальное обслуживание.
Можно выделить следующие категории граждан, которые особо нуждаются в социальной защите со стороны государства:
- одинокие и одиноко проживающие граждане, в том числе одинокие супружеские пары;
- многодетные семьи;
- малообеспеченные семьи;
- инвалиды, в том числе инвалиды детства;
- инвалиды;
- сироты;
- одинокие матери;
- безработные;
- участники, инвалиды Великой Отечественной войны,
- семьи погибших военнослужащих;
- граждане, участвующие в ликвидации техногенной аварии в Чернобыльской АЭС;
- студенческие семьи;
- лица с ограниченными возможностями;
- граждане, инфицированные ВИЧ и больные СПИДом;
- граждане без определенного места жительства и другие. [13]
Эффективность деятельности органов социальной защиты населения Российской Федерации, зависит непосредственно от проводимой в государстве политики в отношении малоимущего населения.
Государство занимается формированием федеральных систем по оказанию социальной защиты населения для исполнения различных видов государственной деятельности - исполнения социальной политики для оказания социальной поддержки гражданам, социального обслуживания граждан, регулирования вопросов, связанных с укреплением института брака и семьи, охраны, безопасности прав детей, а также реализации программ демографической политики Российской Федерации.
В данное время, можно с уверенностью сказать, что в процессе формирования системы социальной защиты населения страны, положительно повлияли несколько факторов.
Во-первых, система социальной защиты населения, является приоритетной основой государственной политики Российской Федерации. Во-вторых, система социальной защиты населения в нынешних условиях развития Российской Федерации, влияет на поддержание стабильного положения в обществе. В-третьих, проблемы связанные с социальной защитой населения затрагивают общество в целом.
Социальная защита граждан является сложным феноменом, формирование которого зависит от политической ситуации в стране и экономических факторов.
Направленность развития экономики в настоящее время в Российской Федерации сопутствуется наличием возникновения проблем в социальной сфере государства. Поэтому в приоритете у государства всегда стояли задачи ликвидации всех негативных последствий перехода к рыночной экономике. Это вызвано, непосредственно стремлением обеспечить стабильность в государстве, а также необходимостью совершенствования рыночной экономики государства.
Понятия социальная политика и социальная защита граждан тесно взаимозависимы друг с другом. С одной стороны, социальная защита является механизмом реализации социальной политики, то есть какова социальная политика, такова и социальная защита. Но, в то же время, социальная защита не может не отражаться на социальной политике, в направлении ее целей, способов. Поэтому социальная политика может рассматриваться как фундамент социальной защиты населения, будучи ее основой.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что система социальной защиты представляет собой форму государственного обеспечения, которая гарантирует гражданам поддержку при наступлении трудной жизненной ситуации в виде пенсий, социальных пособий и социальных пособий и социальных услуг, которая также при этом включает различные мероприятия по профилактике и предотвращению социальных рисков. И, система социальной защиты, как одна из наиболее основных функций социальной политики Российской Федерации, распространяется на всех категорий граждан, посредством предоставления гарантий от социальных рисков и неблагоприятных событий, при этом гарантируя улучшение социального положения людей в обществе.
Социальная защиты граждан является одной из главнейших задач социальной политики, одним из инструментов, с помощью которого осуществляется ее реализация. Ее действие направлено на оказание каждому гражданину юридических, социальных гарантий и возможностей для реализации его прав на уровень жизни, необходимый для осуществления, развития личности и воспроизводства. Также система социальной защиты населения базируется на принципах, которые позволяют ей наиболее полно и эффективно реализовывать все свои функции.
Глава 2. Анализ системы управления социальной защиты населения на примере ГАУСО «КЦСОН» в г. Бузулуке и Бузулукском районе
2.1 Общая характеристика деятельности ГАУСО «КЦСОН» в г. Бузулуке и Бузулукском районе
Государственное автономное учреждение социального обслуживания Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» в г. Бузулуке и Бузулукском районе реорганизовано в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 16.03.2015 № 175-п «О реорганизации государственного автономного учреждения социального обслуживания Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» в г. Бузулуке, государственного бюджетного учреждения социального Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» в Бузулукском районе».
Наименование Учреждения: полное - государственное автономное учреждение социального обслуживания Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» в г. Бузулуке и Бузулукском районе далее (ГАУСО «КЦСОН» в г. Бузулуке и Бузулукском районе).
Учреждение является юридическим лицом с момента его государственной регистрации и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
ГАУСО «КЦСОН» в г. Бузулуке и Бузулукском районе в установленном порядке вправе открывать расчетные и иные счета в кредитных организациях, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, печать установленного образца с изображением Государственного герба Российской Федерации, с полным наименованием, иные необходимые для его деятельности печати, штампы и бланки.
Собственником имущества и Учредителем Учреждения является Оренбургская область. Функции и полномочия учредителя от имени Оренбургской области осуществляет министерство социального развития Оренбургской области (далее - Учредитель) в порядке, определенным действующим законодательством.
Предметом деятельности ГАУСО «КЦСОН» в г. Бузулуке и Бузулукском районе является социальное обслуживание граждан:
- предоставление различных бесплатных, с частичной или полной оплатой социального обслуживания, социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг разового, временного или постоянного характера гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, при условии соблюдения принципов, закрепленных ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 195 - ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; [14]
- оказание адресной социальной помощи (продуктовых наборов, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, в том числе поступающей в качестве гуманитарной помощи) малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- социальная адаптация и реабилитация граждан в отделениях ГАУСО «КЦСОН» в г. Бузулуке и Бузулукском районе;
- социальный патронаж семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и защите их прав;