Файл: Современное состояние мировой индустрии спорта (Существующие рынки спортивной индустрии).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 2
Так, 2010 год, с учетом проведения чемпионата мира по футболу, стал для ЕМЕА очень успешным, в то время как 2015 год, согласно прогнозам, будет относительно скромным. Если из анализа исключить крупные события мирового уровня, среднегодовой темп роста по всему миру составит 4,7%. При этом, несмотря на самый медленный рост, регион ЕМЕА по своим показателям (4,6%) максимально приближен к мировым темпам роста (4,7%) и темпам роста в Северной Америке, которые составляют 4,7 %. Самые высокие темпы по-прежнему характерны для Латинской Америки – 5,6 %. Темпы роста доходов спортивной индустрии стран БРИК в годовом исчислении в среднем составят 4,5 % в сравнении с 3,7 % на мировом рынке.
Таблица 1. Доходы мировой индустрии спорта, млн. долл. США
Итак, в целом по миру индустрию спорта ждет рост. Однако нужно учитывать, что, во-первых, любое изменение в заложенных тенденциях может привести к абсолютно противоположным результатам. Во-вторых, анализируя рынок по всему миру и по всем видам спорта, специалисты PwC упускают отдельные, часто решающие моменты, специфичные для каждой страны. Наконец, в третьих, статьи доходов в отчете приводятся без привязки к их получателям, в то время как распределение прав, обязанностей и денежных потоков во многом является определяющим, и делать какие-либо выводы, основываясь только на абсолютных значениях, не совсем правильно. Существует потребность в анализе каждого сегмента: продажи билетов и прав на телетрансляции, спонсорства, мерчандайзинга.
Еще один важный момент – развитие отдельных видов спорта, формирующее общую тенденцию для индустрии спорта. Здесь на первый план выходит, как правило, исторически сложившаяся в разных странах популярность того или иного вида спорта: футбола в Англии, крикета в Индии, регби в Новой Зеландии или бейсбола в США. Остановимся на одном из самых популярных видов спорта в России – футболе.
Обратимся к еще одному аналитическому отчету «Ландшафт европейского футбола» (3), который на этот раз выполнен УЕФА и который стал результатом детального анализа 665 аудированных финансовых отчетов футбольных клубов за 2010 год.
Согласно этому документу, в 2010 году доход клубов вырос еще на 6%, достигнув рекордного уровня 12,8 млрд.евро .За период с 2006 по 2010 г. рост совокупных доходов футбольных клубов достиг 42%, в то время как рост экономикиевропейских стран составил лишь 1%. Правда сумма общих чистых убытков в 2010 году достигла уровня 1,6 млрд.евро, продолжая тренд рекордных убытков 2009 года, оценивавшихся в 1,2 млрд.евро.
Таким образом, мы снова видим тенденцию роста, и, хотя растут не только доходы, но и расходы, общий объем задействованных средств впечатляет. Кстати, росту убытков УЕФА уделяет особое внимание. Так, начиная с сезона 2013/2014 вступят в силу правила финансового fair play, общий смысл которых заключается в ограничении размера убытков и перехода всех клубов на самоокупаемость. Команды, не выполняющие требования УЕФА, не смогут принять участие в еврокубках. Общий принцип будет таким: в год начала турнира и за два предшествующих года общий убыток клуба не должен превышать 5 млн.евро. Еще один очень важный нюанс касается ограничений, накладываемых на объемы финансирования со стороны владельцев команды.
УЕФА требует соблюдения следующих ковенант:
– подтверждение аудитора относительно непрерывности деятельности клуба (going concern);
– отсутствие ухудшений по показателю чистые обязательства;
– требование окупаемости;
– отсутствие просроченной задолженности.
Такое внимание к финансовым показателям является вполне однозначным свидетельством важности индустрии спорта (в данном случае – футбола) в рамках всей экономической системы.
Говоря о футболе, нельзя не упомянуть ежегодный отчет компании Deloitte Football Money Legue (8). Согласно этому документу, выручка 20 крупнейших клубов Европы за сезон 2010/2011 составила 4,4 млрд. евро, что в 3,6 раза (!) превышает аналогичный показатель 1996/1997. По данным другого исследования, выполненного KPMG (1), за сезон 2009/2010 ведущие европейские футбольные клубы получили выручку более 11 млрд $. При этом рейтинг клубов и структура выручки выглядит следующим образом.
Помимо доходов растут и расходы на содержание футбольных клубов. Одной из самых существенных статей затрат остаются затраты на трансферы игроков. По расчетам ФИФА, оборот денег на трансферном рынке за 2011 год составил 3 миллиарда долларов, причем в минусе не остались и агенты, которые заработали 130 млн.$, что в среднем составляет по 240 тысяч долларов за сделку (11).
Больше всех, 106 миллионов евро, потратил французский «Пари Сен Жермен», Владелец «Челси» Роман Абрамович израсходовал 102 миллиона и обошел своего главного конкурента – шейха Мансура и его «Манчестер Сити». Дэн Кинг из The Sun подсчитал, что Абрамович уже потратил на «Челси» более 2 миллиардов фунтов: «За 8 уже завершенных сезонов после прихода Абрамовича «Челси» потратил 642584000 фунтов на покупку игроков и еще более умопомрачительную сумму в 1170591000 на их зарплату. Что дает нам итоговую цифру 18113175000 фунтов по уже опубликованным отчетам. Добавим к этому летние затраты в 66 млн фунтов на Хуана Мату и ко, а также Гари Кейхилла. Плюс зарплаты за этот сезон и мы получаем 2 миллиарда (20).
Кроме самой стоимости игроков, продолжают расти и их зарплаты. Согласно исследованию французского издания France Football (12), самым высокооплачиваемым игроком был признан Лионель Месси, последние три года удерживающий звание лучшего футболиста мира. В минувшем сезоне лидер «Барселоны» заработал 33 млн.евро. Львиную долю от этой суммы составляют поступления от рекламных контрактов – 21 млн.евро. Еще 10,5 млн. евро причитаются Месси по условиям личного контракта с каталонским клубом, еще 1,5 млн.евро аргентинец получил в качестве бонусов за успешную игру.
Не отстают от своих подопечных и тренеры: наставник «Реала» Жозе Моуринью получает в год 14,8 млн.евро. Вторым идет Карло Анчелотти: арабские шейхи, владеющие французским футбольным клубом ПСЖ, обеспечили итальянцу годовой оклад в 13,5 млн.евро. Третий в списке – наставник «Барселоны» Хосеп Гвардиола. За 2011 год испанец заработал 9,5 млн.евро. В рейтинг France Football попали два тренера, работающих в России. Речь о голландцах Гусе Хиддинке из «Анжи» и Дике Адвокаате, возглавляющем отечественную сборную. Владелец махачкалинского клуба миллиардер Сулейман Керимов выделил Хиддинку зарплату 8,6 млн.евро. А на зарплату тренера сборной России Дика Адвоката РФС тратит 7 млн.евро в год, что лишь на 1 млн.евро меньше, чем «Манчестер Юнайтед» платит одному из самых успешных тренеров в мире, Алексу Фергюсону.
Итак, развитие индустрии спорта имеет ярко выраженную тенденцию к росту, что подтверждается ростом доходов клубов с увеличением финансирования. Однако рост расходов не останавливает инвесторов: число желающих вложить деньги в спорт только растет (табл.3). Важно отметить, что в этот список вошли только обладатели состояния, оцениваемого более чем в 1 млрд.$.
Хотелось бы обратить внимание, что в данный список вошли только владельцы футбольных клубов, в то время как другие виды спорта пользуются отнюдь не меньшим спросом. В качестве примера можно привести покупку российским миллиардером Михаилом Прохоровым 80% баскетбольного клуба New Jersey Nets и 45% в проекте строительства стадиона Barclays Center в Бруклине.
Также заслуживает внимания сделка по продаже Фрэнком Маккортом бейсбольного клуба MLB «Лос-Анжелес Доджерс» финансовой группе Guggenheim Partners за $2 млрд., совладельцем которой является известный в прошлом баскетболист Мэджик Джонсон. При этом сам Маккорт в результате продажи остался в плюсе. Он купил «Доджерс» у Руперта Мердока в 2004 году за 330 млн. долларов, заплатив еще 100 млн. долларов за стадион и 260 акров окружающей его недвижимости (13).
Помимо интереса к спорту со стороны частных инвесторов нельзя не отметить и роль государства. В частности, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р), к одной из стратегических целей государственной политики в сфере физической культуры и спорта относится развитие спортивной инфраструктуры.
Подтверждением тому может служить возведение спортивных объектов в рамках подготовки к Олимпийским играм в Сочи, Универсиаде 2013 года в Казани, а также к Чемпионату мира по футболу в 2018 году (ЧМ-2018). Подобные проекты требуют огромных инвестиций, причем как со стороны государства, так и бизнеса.
Например, расходы на строительство стадионов для проведения игр ЧМ-2018 оцениваются KPMG (1) в 2,6 млрд. евро.
Надо отметить, что подобная оценка затрат представляется довольно оптимистичной: по многим стадионам в прессе приводятся куда более существенные расходы. К тому же ни одна арена еще не построена, а учитывая опыт олимпийских строек, можно сказать, что сметы подобных объектов по мере реализации имеют тенденцию к росту.
Инвестиции в спортивную инфраструктуру способствуют не только развитию спорта как такового – стимулируется и экономика в целом. Так, согласно исследованию Ernst&Young (9), Чемпионат мира по футболу станет мощным импульсом для роста инвестиций в бразильскую экономику. В 2010-2014 гг. она получит дополнительно 142,4 млрд бразильских реалов: 29,6 млрд на подготовку и проведение турнира и с учетом расходов болельщиков – еще 112,8 млрд. Прямое влияние на экономику Бразилии аналитики Ernst&Young оценили в 64,5 млрд реалов в 2010-2014 гг – это 2,17 % ВВП страны в 2010 г.: государство дополнительно получит 18,13 млрд реалов налогов.
Влияние турнира на бразильскую экономику будет сходно с эффектом домино: увеличение объема производства в секторах, непосредственно связанных с турниром, приведет к росту потребления ими ресурсов, а их производители, в свою очередь, также должны будут увеличить потребление. Наибольший рост ожидается в строительстве, торговле, бизнес-услугах. Появится 3,63 млн. новых рабочих мест, совокупные доходы населения вырастут на 63,48 млрд.реалов.
Непосредственно в инфраструктуру бразильцы вложат 14,5 млрд.реалов, из них в стадионы и дороги – 4,6 млрд. и 1,4 млрд. соответственно. В 2014 г. в Бразилию приедет 7,4 млн туристов, они потратят 5,9 млрд.реалов, а главной проблемой страны станет перегруженность аэропортов, несмотря на их реконструкцию к чемпионату мира.
Успешное проведение турнира и следование фундаментальным макроэкономическим принципам помогут Бразилии достичь заявленной цели – стать пятой экономикой мира, пишет Ernst&Young. По данным МВФ, номинальный ВВП Бразилии в 2011 г. составил 2,5 трлн – шестой в мире, у пятого, Франции – 2,8 трлн.$.
Столь же положительно чемпионат мира может сказаться и на российской экономике, следует из расчетов Оргкомитета «Россия-2018». По предварительным оценкам, дополнительный прирост ВВП России к 2018 г. составит не менее 527 млрд.руб., минимум будет создано 810 000 рабочих мест. Благодаря расширению налоговой базы поступления в бюджеты всех уровней повысятся не менее чем на 95 млрд.руб.
По данным Postbank, ЧМ-2006 в Германии ускорил рост экономики этой страны на 0,5 процентного пункта; в ЮАР с 2006 по 2010 г. рост ВВП ускорился с 0,5 до 2,2% констатировали аналитики UBS (15). Влияние Олимпийских игр на рост ВВП представлено.
Несмотря на то, что основная часть фактов, аналитики и статистических данных была связана с футболом, озвученные тенденции присущи и другим видам спорта. В связи с этим общие выводы будут сделаны по индустрии спорта в целом. При этом необходимо выделить основные составляющие сектора спорта, каждая из которых имеет ряд специфических особенностей и при более глубоком анализе должна рассматриваться отдельно:
– виды спорта с подразделением на профессиональное и любительское направления; например на сайте Олимпийского комитета России (16) представлено 15 зимних видов спорта и 33 летних, и каждый из них имеет существенные особенности как со стороны требуемых инвестиций, так и возможных доходов; для каждого вида спорта существует своя Федерация, курирующая его, в том числе и по финансовым вопросам;
– массовый спорт – развитие физической культуры и спорта для населения; отчасти это направление развивается упоминавшимися профессиональными федерациями, однако, учитывая масштабы нашей страны и огромный круг вопросов, этот блок (наряду с вопросами спортивной медицины) необходимо рассматривать отдельно, и он должен входить в круг ответственности Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Далее сформулируем основные факторы, способствующие развитию индустрии спорта:
- Поиск инвесторами новых проектов и возможностей для вложения свободных денежных средств.
- Престижность владения спортивной командой, предоставляющая возможность расширения бизнес-контактов, доступа в закрытые деловые сообщества и, как следствие, заключение новых контрактов, в том числе в отраслях, не связанных со спортом.
- Потенциально ничем не ограниченные рынки «сбыта», интернациональность спорта и возможность выхода на рынки других стран.
- Создание позитивного имиджа и увеличение числа клиентов. В качестве примера можно привести спонсорский контракт компании «МегаФон», который был выбран в качестве официального партнера и оператора сотовой связи зимних Олимпийских игр в Сочи. Подобное сотрудничество позволило добиться следующих результатов. Во-первых, «МегаФон» получил возможность привлечь потенциальных, лояльно привлечь потенциальных, лояльно настроенных к компании абонентов. Во-вторых, благодаря своему статусу компании удалось запустить сразу три новых крупных в рамках инфраструктуры Сочи и олимпийских объектов. Первый – «Безопасный город» - инновационная система видеонаблюдения, позволяющая осуществлять круглосуточный мониторинг городских магистралей, зданий, популярных мест отдыха и т.д. Второй – «МетеоФон» - запуск локальных метеостанций на базе сети компании. И, наконец, третий проект связан с эксклюзивными правами на развертывание сети четвертого поколения (14). Все эти проекты требуют существенных капитальных вложений и рассчитаны на долгосрочную перспективу. Разумеется, они не предполагают быстрой окупаемости, однако в дальнейшем могут внести неоценимый вклад в развитие компании.
- Наличие наглядных примеров успешной и прибыльной деятельности спортивных клубов, доказывающих, что спорт может выступать не только как увлечение или одна из форм социальной нагрузки, но и как полноценный бизнес.
- Серьезная диверсификация источников дохода, способствующая снижению рисков. В частности, в футболе клубы получают выручку от продажи билетов, атрибутики, прав на телетрансляции, от рекламы, спонсорских взносов. Существенную долю дохода может приносить собственный стадион, как объект коммерческой недвижимости (офисы, рестораны, фитнес-клуб и т.д.), а также за счет продажи наименования арены. Отдельная статья – сделки по продаже игроков. Наконец, довольно много приносит участие в еврокубках. Фактически все эти статьи дохода могут рассматриваться как отдельные бизнес-сегменты, что, с одной стороны, делает управление футбольным клубом сложным и многогранным процессом, с другой – открывает перед собственниками команды огромные горизонты роста.