Файл: Современное состояние мировой индустрии спорта (Существующие рынки спортивной индустрии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Спорт давно уже стал международным культурным явлением, воплощением социальных ценностей, патриотизма, успеха и славы. А еще – серьезной отраслью экономики, год от года набирающей обороты. Сегодня в сферу спортивной индустрии во всем мире вовлечены миллионы людей, тратящих и зарабатывающих миллиарды долларов. В условиях рынка наиболее эффективной системой управления экономическими ресурсами является маркетинг. Современная спортивная индустрия – сложный механизм, включающий элементы, представляющие разные сферы экономической активности – от создания спортивного зрелища до розничной торговли. Поэтому важнейшая специфика спортивного маркетинга – в необходимости работать с уникальными продуктами, тесно связанными между собой.

Для того, чтобы успешно работать в этой гигантской системе, каковой является сегодня спортивная индустрия, необходимо четко представлять себе все ее элементы и взаимосвязи между ними. Существует два взгляда на содержание понятия «спортивная индустрия». В узком смысле в него включают лишь рынок спортивных товаров. Но в последнее время спортивная индустрия рассматривается более широко (Рис.1). По мнению большинства специалистов, она охватывает и отношения по поводу проведения спортивных соревнований, трансферных соглашений, оказания спортивно-оздоровительных услуг, управления спортивными сооружениями, спонсорства, продажи прав на телетрансляции, научной деятельности в сфере спорта, подготовки кадров. Кроме того, в последнее время в спортивную индустрию включают многочисленные квази-рынки, использующие в своих интересах потенциал спорта. Общий объем рынков, включаемых в спортивную индустрию в мире, превышает $250 млрд.

Следует также различать понятия «спортивная индустрия» и «индустрия спорта».

Как мы уже знаем, в первом случае речь идет о гораздо более широкой сфере, в которую включены не только те виды деятельности, связанные непосредственно с физической активностью людей, но и с производством, торговлей, ставками и т.п. Под индустрией спорта же понимают исключительно ту часть отношений, которые возникают в связи с тренировками и соревнованиями. В приведенной выше структуре спортивной индустрии это - рынки спортивных событий и спортивных услуг.

Глава 1. Существующие рынки спортивной индустрии


1.1 Рынок спортивных событий

Безусловно, своеобразным «центром Вселенной спорта», солнцем, вокруг которого вращается все, здесь являются спортивные события – соревнования, турниры, показательные выступления и т.п.  

Тяга к зрелищу возникла у людей давно – пожалуй, одновременно с появлением homo sapiens. Первобытный «спорт» моделировал самые экстремальные жизненные ситуации – охоты, боя, спасения от опасностей. Помимо чисто утилитарных целей (тренировка кормильцев и защитников племени) стал хорошим адреналиновым допингом и очень понравился нашим предкам.

Древние греки поняли, что состязания могут стать зрелищем, достойным внимания тысяч людей. В 776 г. до н.э. они начали проводить в разных городах атлетические игры – помимо самых известных из них Олимпийских, были еще и Пифийские, Истмийские и Нимейские игры, проходившие на протяжении десяти веков (!) – до 394 года. Многие современные виды спорта берут свое начало с тех давних времен, сохранившись почти без изменений.

Спустя полторы тысячи лет, спорт превратился в глобальное явление, мы стали свидетелями широкомасштабного включения спорта в мировой шоу-бизнес, в число наиболее доходных зрелищ. Для пятой части населения планеты финальный матч Кубка мира по футболу  гораздо увлекательней, чем все голливудские блокбастеры. Никакой, даже самый гениальный режиссер, не сможет так заинтриговать зрителя, как делают это спортсмены, «вживую», прямо на наших глазах. Сегодня в мире существует более двухсот видов спорта, от суперпопулярного тенниса до экзотического нетбола (разновидность баскетбола).

Основных субъектов рынка спортивных событий несколько. Это в первую очередь их организаторы – спортивные федерации, лиги, компании или государственные учреждения, обладающие правами на продажу трансляций и спонсорских возможностей. Непосредственные участники – спортсмены, тренеры и спортивные команды, принадлежащие спортивным клубам, государственным организациям или частным владельцам. Отдельное место здесь отводится спортивным агентам, зачастую принимающих решение о целесообразности участии своих подопечных в тех или иных состязаниях.

Современный рынок спортивных событий в России находится в стадии становления. Несмотря на огромное количество соревнований и спортивных шоу, немногие из них обходятся без финансовой помощи государства или без включения пресловутого административного ресурса.


Есть надежда, что получение права на проведение крупнейших международных спортивных событий в нашей стране поможет выстроить эффективный, по-настоящему рыночный механизм в этой ключевой, системообразующей части спортивной индустрии.

Как и любое зрелище, спортивное событие рождает своих героев. Звезды спорта известны не меньше популярных киноактеров и эстрадных исполнителей. Они становятся не только объектами обожания, но, что более важно, образцами для подражания миллионов. А значит, хотят они этого или нет – герои спорта оказывают неоценимую поддержку продавцам спортивной одежды и обуви, снарядов и тренажеров, аксессуаров и специального питания.

Таким образом, основными продуктами рынка спортивных событий, в отношении которых разрабатываются программы маркетинга, являются соревнования разного типа, а также показательные выступления и шоу. Основная выгода, предлагаемая этими продуктами – зрелище. Кроме того, на рынке спортивных событий предлагаются правана профессиональных спортсменов (в процессе трансферов) и на использование по лицензии фирменной символики клубов и соревнований. Отдельно стоит выделить маркетинг спортсмена, цель которого – построение персонального бренда. 

1.2 Рынок спортивных товаров

Мировой рынок спортивных товаров является самым масштабным и, по разным данным, оценивается сегодня от $120 до $150 млрд. На США приходится его львиная доля – около $66 млрд. Объем западноевропейского рынка  достиг в 2010 году $58 млрд. А что же Россия? Максимальный объем продаж – $3,5 млрд. был достигнут в 2008 году, в следующем кризисном году он снизился на 15%.  По самым оптимистическим оценкам, за прошедший год в нашей стране было продано спортивных товаров примерно на $3 млрд. При нынешнем уровне развития информационной составляющей инфраструктуры спортивной индустрии, более точную оценку, к сожалению, получить невозможно.

Рынок спортивных товаров разделен на три основных кластера – спортивной обуви, спортивной одежды и спортивного инвентаря. В каждом сегменте есть четкое разделение продукции по видам спорта, а также в зависимости от того, предназначена ли она для профессионального спорта и спорта высоких достижений или для занятий физической культурой. Одежда и обувь, кроме того, разделяются по ценовым сегментам.

На современном рынке спортивных товаров сложилась функциональная структура его субъектов. Компании могут выполнять одну или сразу несколько функций – поставщика, фабрики, дистрибьютора или ритейлера.


Поставщики - это компании, владеющие товарными брендами, и предлагающие рынку одежду, обувь и инвентарь под своей маркой. Они играют ключевую роль на рынке, поскольку максимально заинтересованы в инновациях и маркетинге.

Фабрики занимаются изготовлением спортивных товаров, часто под чужими марками и отвечают на рынке за развитие технологий и процессов производства.

В функции дистрибьютора входит решение логистических задач – доставка товара, разделение на партии, хранение и т.п., а также представление товара на своей маркетинговой территории.

Ритейлер занимается розничными продажами товаров в различных магазинных и внемагазинных форматах.

Чаще всего предприятия рынка спортивных товаров выполняют несколько функций одновременно – «АВМ Спорт», «Спортмастер» (дистрибьютор, ритейлер), Nike, Puma (поставщик, дистрибьютор), adidas (поставщик, дистрибьютор, ритейлер).

Маркетинг спортивных товаров тесно связан со спортивными событиями, спортсменами, а также с рынком спортивных услуг.

1.3 Рынок спортивных услуг

Пример знаменитых спортсменов оказывает влияние на то, что большое количество людей устремляется в спортивные залы и бассейны в надежде стать такими же сильными, ловкими, стройными и подтянутыми, как их кумиры. Мода на спортивность вошла в нашу жизнь не только благодаря массовым коммуникациям, но и из-за появления возможности тратить больше денег на самосовершенствование. Удовлетворить подобные потребности могут спортивно-оздоровительные услуги. Их оказанием занимаются как государственные, так и частные предприятия, которые в частности относят к фитнес-индустрии.

Практически любая, доступная широкой публике физическая активность, может быть отнесена к фитнесу, если:

- она предлагается на рынке в форме услуги (оплачивается непосредственно потребителем или косвенными платежами через государственный,  региональный или местный бюджет);

- она осуществляется в целях оздоровления, улучшения физических навыков и физического совершенствования;

- осуществляется в соответствии с разработанными специалистами программами тренировок, питания и поведения (стандартных и индивидуальных);

- осуществляется в специально подготовленном для этого месте (фитнес-клуб, спортивные сооружения, природные парки и т.п.);

- использует специальное оборудование;


- осуществляется при участии специалистов (тренеров, врачей, диетологов).

Подчеркнем, что при этом не важно, кто предоставляет подобные услуги – государственная или частная организация, а также каким образом осуществляется оплата – напрямую или косвенно (через разные уровни государственного бюджета).

Для одних сегодня фитнес - объект культа, способ приятного и полезного проведения времени, для других – возможность поддерживать здоровье, для третьих – средство демонстрации респектабельности.

По оценкам экспертов Национального фитнес-сообщества, объем рынка спортивных услуг в России сегодня составляет не менее $700 млн.

Важно также отметить, что фитнес - самый самостоятельный и успешный элемент спортивной индустрии. За два десятилетия он без всякой помощи государства смог преодолеть этап становления и продолжает динамично развиваться.

Одна из важнейших задач, стоящих перед профессиональным фитнес-сообществом – создание системы эффективного государственно-частного партнерства. Это поможет не только получить новый импульс для рынка спортивных услуг, но и позволит в полной мере использовать возможности фитнес-индустрии для массового развития спорта.

Основным продуктом рынка спортивных услуг являются тренировки (в форме программ и отдельных услуг). Именно в отношении их разрабатываются маркетинговые программы.

Рынок спортивных сооружений

Для проведения спортивных событий, тренировок, предоставления спортивных услуг необходимы оборудованные спортивные сооружения – поля, бассейны, залы, манежи, горнолыжные склоны и т.д. Современные стадионы в немалой степени способствуют не только эффективной подготовке спортсменов, но и созданию качественного зрелища, а значит - нужному настроению спортсменов и болельщиков. Функциональность спортивного сооружения, комфортные условия безопасность напрямую влияют на выбор сооружения организаторами соревнований, на продажу билетов и рекламы.

Так, важнейшим условием получения Россией  глобальных спортивных соревнований – Универсиады и Чемпионата мира по легкой атлетике в 2013 году, зимней Олимпиады-2014, Чемпионата мира по футболу-2018 стали представленные гарантии строительства и реконструкции стадионов. Их появление на карте России внесет значительный вклад в развитие рынка спортивных сооружений.

От наличия необходимого количества доступных спортивных залов, катков, бассейнов, фитнес-центров, оборудованных горнолыжных спусков и т.п. зависит состояние рынка спортивных услуг и развитие массового спорта. Поэтому рынок спортивных сооружений превратился сегодня в один из важнейших элементов спортивной индустрии.