Файл: Современное состояние мировой индустрии спорта (Существующие рынки спортивной индустрии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В последние годы в России реализуются программы по строительству спортивных сооружений в различных регионах, их число заметно выросло. По данным Росстата, в 2007 году в стране было 2,5 тыс. стадионов с числом мест для зрителей от 1,5 тыс., 67 тыс. спортивных залов, 3,5 тыс. бассейнов и 120 тыс. плоскостных сооружений.

Но само наличие сооружений лишь создает необходимые условия для занятия спортом. Сегодня требуются квалифицированные менеджеры, способные эффективно управлять объектами инфраструктуры и их подготовка становится одной из актуальных проблем рынка спортивных сооружений.

Основные объекты маркетинга на рынке спортивных сооружений – их возможности проводить спортивные мероприятия различных форм и уровня.

Рынок инфраструктуры

Инфраструктура состоит из нескольких элементов, обеспечивающих эффективное функционирование спортивной индустрии: организационная, маркетинговая, информационная и научная инфраструктура.

Организационная инфраструктура включает спортивные федерации, профсоюзы, ассоциации и т.п. и выполняет функции организации и развития видов спорта (разработка регламентов, проведение соревнований, и т.п.).

Маркетинговая инфраструктура выполняет функции информационного обеспечения деятельности субъектов спортивной индустрии, способствует созданию рыночных продуктов. К ней относятся маркетинговые агентства, компании, занимающиеся сбором, обработкой, анализом и предоставлением маркетинговой информации, организаторы выставок, конференций и т.п.;

Научная составляющая инфраструктуры представлена исследовательскими организациями, работающими в различных направлениях, способных привести к новым спортивным результатам  – спортивной медицине, промышленных технологиях, ИТ, дидактике и т.д.

Информационную инфраструктуру представляют СМИ, создающие информационные  продукты, благодаря которым, число болельщиков и зрителей увеличивается многократно, что в свою очередь, привлекает в спорт спонсоров.

Основными маркетинговыми продуктами рынка инфраструктуры – деловые услуги, которые могут получать спортивные организации для достижения своих целей. 

Рынок спортивного спонсорства

Сделать доступным  для миллионов самое реальное из всех шоу – спорт - могут телекомпании, приобретающие права на трансляцию (до 70% доходов организаторов крупных соревнований). Кроме того, благодаря СМИ спорт становится все более привлекательным для спонсоров. Такую маркетинговую коммуникацию специалисты считают одной из наиболее эффективных. Рынок спортивного спонсорства, сложившийся за последние несколько десятилетий, характеризуется высокой степенью конкуренции в отношении главных событий и персонажей мира спорта. По данным PricewaterhouseCoopers, его мировой объем в 2010 достиг $31 млрд. Наиболее популярными у спонсоров видами спорта остаются футбол и гонки F1, благодаря их огромной телеаудитории. Среди компаний, представляющих спонсоров, лидируют производители спортивной одежды, автомобилестроители, поставщики телекоммуникационных и банковских услуг, а также авиаперевозчики. Специфика российского рынка спортивного спонсорства – в доминировании топливных компаний.


В то же время, например, детский спорт, за редким исключением, по-прежнему обделен вниманием серьезных спонсоров.

Основными объектами маркетинга здесь являются целевые аудитории спортивных событий (клубов, спортсменов). Благодаря их успехам на спортивных аренах формируется круг лояльных болельщиков и поклонников, которые также являются потенциальными клиентами спонсоров. Спонсор, поддерживая спортивное событие, получает доступ к его целевой аудитории гораздо эффективней, чем при использовании других маркетинговых коммуникаций.

Рынок спортивных кадров

Развитие и профессионального и массового спорта влечет за собой развитие еще одного важного элемента спортивной индустрии - рынка спортивных кадров. Наличие в стране эффективной системы подготовки спортсменов, тренеров и менеджеров сегодня является ключевым фактором не только в достижении высоких спортивных результатов и побед, но и в решении задач оздоровления нации. 

В стране существует полтора десятка вузов, занятых подготовкой тренеров и преподавателей физкультуры, на основе многолетнего опыта научных исследований, накопленного еще в советское время. Современный высокотехнологичный и наукоемкий спорт значительно повысил требования к специалистам разного профиля, занятых подготовкой спортсменов, заставил переосмыслить некоторые привычные подходы и методики. Только в этих условиях физкультурные вузы смогут соответствовать новым вызовам и решать возложенные на них задачи.

Последние десять лет связаны с началом формирования системы подготовки еще одного типа специалистов для спортивной индустрии – спортивных менеджеров. Так, в нескольких столичных вузах были запущены соответствующие программы высшего образования, переподготовки и повышения квалификации. Благодаря сочинской Олимпиаде были открыты центры подготовки волонтеров в нескольких партнерских вузах, в том числе – в МФПА.

Среди основных маркетинговых объектов на рынке спортивных кадров являются образовательные услуги.

Квази-рынки спортивной индустрии

Отдельно располагаются так называемые квази-рынки спортивной индустрии (лат. quasi — нечто вроде, около, как будто, как бы, псевдо). Фактически их субъекты относятся к соответствующим отраслевым или функциональным рынкам, но при этом они активно эксплуатируют спортивную тематику.  Компании, действующие в этих секторах,  тесно связаны с основными рынками спортивной индустрии.


К таким «околоспортивным» рынкам можно отнести, например, рынок лицензиатов (license product), приобретающих у организаторов спортивных соревнований и клубов лицензии на использование их символики. Производитель посуды, постельного белья, косметики, аксессуаров привлекает внимание к этим товарам, благодаря нанесенным на них популярным эмблемам и логотипам.

Рынок компьютерных игр – спортивных симуляторов – пример еще одного квази-рынка спортивной индустрии. Сегодня отчетливо определилась тенденция его дальнейшего развития – игры превращаются из интерактивных в активные. Теперь они способны дать участникам настоящие физические нагрузки, заставляя выполнять движения, присущие тому или иному виду спорта. Представители фитнес-индустрии всерьез рассматривают игры нового поколения как своих потенциальных конкурентов уже в самое ближайшее время.

К субъектам квази-рынков можно отнести также букмеров, издателей спортивной литературы, спортивные бары и т.п. 

Нашу модель спортивной индустрии следует дополнить участием государственных органов управления. Спортивная отрасль имеет свою властную вертикаль, цель которой – развитие спорта высоких достижений и массового спорта. Государство следует рассматривать как важного игрока всех перечисленных рынков в той лишь мере, которая будет способствовать их развитию, а не препятствовать созданием бюрократических препонов бизнесу. Особенность спорта – неотъемлемое сочетание двух аспектов - профессионального, коммерческого, создающего зрелище, востребованное миллионами людей и социально-значимого, способствующего популяризации здорового образа жизни населения. Эффективная спортивная индустрия та, где оба аспекта существуют в гармонии, помогая друг другу развиваться. Таким образом, главная роль государства – создавать для этого условия.

Тем не менее, в сфере государственного управления спортом также может быть использован маркетинг. Его основными объектами являются: здоровый образ жизни; спорт, как социальное явление; социальные ценности спорта; Россия, как спортивная супердержава; государственные программы развития спорта; спортивные события; спортсмены.

Так, в самом общем виде выглядит структура спортивной индустрии. В конечном счете, главным действующим лицом здесь является потребитель – болельщик, покупатель  спортивного магазина, клиент фитнес-центра. Именно  он готов платить за удовольствие быть приобщенным к удивительному социальному феномену нашего времени – спорту. Маркетинговая деятельность в спортивной индустрии базируется на необходимости эффективного развития спортивных организаций и проектов в условиях рынка. Более подробно об этом – в наших следующих материалах.


Глава 2. Роль индустрии спорта в развитии современной экономики

Исторически все проекты, связанные со спортом, относились к сектору отдыха и развлечений (Leisure/Hospitality/Recreation) и играли довольно несущественную роль. Однако в последние годы ситуация кардинальным образом изменилась: индустрия спорта выходит на новый уровень развития и становится полноценной отраслью экономики. Об этом свидетельствуют огромные инвестиции в развитие спортивных клубов и соответствующей инфраструктуры, а также особое внимание со стороны государства.

Согласно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020», развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. При этом, как справедливо отмечает в своей статье Н.В.Слободнюк, «спорт все больше становится важной отраслью экономики многих развитых стран. Физическая культура и спорт все чаще проникают во все сферы жизни людей, формируют отношения с государством, образуя специфическую сферу для ведения бизнеса. Физическая активность и спорт являются важнейшей сферой предпринимательской деятельности, которая обеспечивает, с одной стороны, занятость многих людей в отраслях спортивной индустрии, с другой стороны, указанные отрасли предпринимательства пополняют федеральные и местные бюджеты за счет налоговых поступлений, что позволяет государству решать социальные проблемы населения. Динамика развития самого спорта и его видов все больше связана с экономикой, торговлей и профессиональной ориентацией участников спортивных мероприятий. В этой системе находятся значительные материальные и финансовые активы, расширяется сеть трудовых и управленческих ресурсов. Спортивная индустрия объединяет не только спортсменов, одновременно формируется традиционная коммерческая сфера деятельности и организация бизнеса, которая в свою очередь позволяет зарабатывать деньги в условиях конкуренции как в сфере национального так и в сфере международного спорта» (5).

Наконец, приведем мнение президента Олимпийского комитета России (ОКР) Александра Жукова, которое он высказал, комментируя подписание соглашения между Российским международным олимпийским университетом и ОКР: «По сути дела спорт – это отдельная очень серьезная сфера бизнеса» (9).


Все вышесказанное подтверждает актуальность исследования индустрии спорта как отдельного сектора экономики. При этом научных и практических работ по данной тематике крайне мало.

Целью исследования является обоснование важности индустрии спорта для развития экономики в целом и анализ перспектив ее развития.

Среди задач исследования необходимо отметить следующие:

– привести факты, свидетельствующие о высокой роли индустрии спорта для современной экономики;

– выделить ключевые составляющие сектора спорта;

– сформулировать факторы, с одной стороны, способствующие развитию индустрии спорта, с другой – сдерживающие его;

– обосновать или выдвинуть критерии эффективности индустрии спорта;

– выделить ключевые тенденции в развитии индустрии спорта;

– проанализировать перспективы индустрии спорта.

Начнем с обоснования высокого значения сектора спорта для экономики и приведем данные из нескольких аналитических отчетов.

Так, согласно исследованию PwC, посвященному перспективам развития мировой индустрии спорта до 2015 года (4), несмотря на неспокойные времена, которые переживает мировая экономика, индустрия спорта продолжает расти и развиваться. Спонсоры выделяют на спортивные проекты все больше средств, рекламодатели увеличивают бюджеты на спортивные мероприятия, бизнесмены инвестируют в спортивные клубы, а правительства активно обновляют спортивную инфраструктуру и стимулируют развитие сектора в целом. Как показывает прогноз PwC, в период с 2011 по 2015 год доходы мировой индустрии спорта во всех регионах будут расти благодаря следующим основным факторам: улучшению экономической ситуации в мире, усилению воздействия телевизионной рекламы, дельнейшему распространению платного ТВ и продолжающемуся переходу спортивных трансляций на платное телевещание.

В 2010 году доходы мировой спортивной индустрии составили 121,4 млрд.долл. США (табл.1). Этот год оказался весьма прибыльным благодаря проведению чемпионата мира по футболу в ЮАР. В последующие пять лет совокупные темпы годового роста (СТГР) составят 3,7 % за счет чего в 2015 году мировая выручка достигнет отметки 145,3 млрд.долл. США. Самая большая доля (41%) в суммарном доходе приходится на Северную Америку. При этом самые высокие темпы роста будут наблюдаться в Латинской Америке. Вторым по размеру рынком является регион Европы, Ближнего Востока и Африки (ЕМЕА), однако темпы роста здесь будут самыми низкими. Частично это объясняется сроками проведения крупных спортивных состязаний.