Файл: ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ( Теоретико-методологические аспекты принятия управленческих решений).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-методологические аспекты принятия управленческих решений
1.1 Понятие и сущность принятия управленческих решений
1.2 Подходы и методы принятия управленческих решений
2. Анализ принятия управленческих решений в сети ресторанов «ХХХ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика сети ресторанов «ХХХ»
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Анализ существующей системы принятия управленческих решений на предприятии
Что видно из этой истории? Решение было принято хорошее. Организована его реализация. Шел сам процесс его реализации. Однако не было обратной связи. В данном случае не было контроля и корректировки реализации решения. В результате, общий эффект реализации решения был сведен к нулю. С экономической точки зрения даже не к нулю, а к действиям, приведшим к ненужным затратам.
Таким образом, для повышения эффективности рационального решения оно должно быть не только хорошо спроектировано (спланировано), но и организовано, и исполнено. При этом, на всех стадиях – от выработки решения до его исполнения – должна эффективно работать обратная связь.
Современная наука располагает богатым прикладным математическим аппаратом, который эффективно используется в проектировании рациональных управленческих решений. В литературе, изданной на русском языке, наиболее распространено обобщенное название этого инструментария – математические методы и модели, на английском – исследование операций.
Математический инструментарий включает в себя: математическое программирование, математическую статистику, теорию графов и другие. Составной частью математического аппарата являются математические модели и математическое моделирование как процесс разработки (формирования) математических моделей исследуемых объектов, решения с их помощью управленческих задач, анализ полученных результатов и выработка на их основе приемлемых рациональных (эффективных) управленческих решений.[10, c.69]
Интенсивное развитие теории и практики математического моделирования привело к тому, что в настоящее время существуют отдельные направления моделирования, например: теория игр, теория массового обслуживания, программно-целевое планирование и управление, модели управления запасами, модели сетевого планирования и управления, оптимизационные модели и ряд других. Кроме того, сложились такие дисциплины как: экономическая кибернетика, эконометрика и другие.
При решении управленческих задач, для проектирования рациональных управленческих решений должна быть четко сформулирована задача, далее подобрана или разработана математическая модель и подобраны или разработаны математические методы для ее решения.
Математические методы и модели не могут существовать друг без друга. Они всегда интегрированы, но интеграция может быть разной.
Например, если исследуемый объект (задача) описывается линейной оптимизационной моделью, то для решения выбираются математические методы одного из широко используемых разделов математического программирования – линейного программирования; для решения сетевых задач – математический инструментарий теории графов. В современных условиях определенные математические модели и методы интегрируются с соответствующим программным, информационным и компьютерным обеспечением.
Упрощенно эту логическую схему можно представить в виде следующего рисунка (рис. 3.)
Рис. 3. – Логическая схема принятия решения [3]
Для принятия решений в оперативном планировании и управлении выполнением комплекса работ, как правило, применяются так называемые ленточные (линейные) графики Ганта. В основе этих графиков лежит принцип последовательности построения и отслеживания выполнения работ. Данный принцип не позволяет вскрыть все резервы использования множества ресурсов (времени, финансов, оборудования, людей и т.д.), которые используются для выполнения комплекса работ.
Использование принципа параллельности выполнения и содержательной связи между работами позволило перейти к моделям сетевого планирования и управления (СПУ).
2. Анализ принятия управленческих решений в сети ресторанов «ХХХ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика сети ресторанов «ХХХ»
Сеть ресторана "ХХХ" - это 22 дорогих, но разной кухни и направленности ресторанов и кафе. В сети "ХХХ" сочетаются заведения на любой вкус не только кухни, но и времяпровождения. В сети присутствуют как спокойные места для уютного вечера, так и зажигательные для вечеринок и танцев, тут же можно найти место для переговоров с важными людьми и прекрасное место для отдыха с компанией друзей.
История самой крупной ресторанной сети в городе начиналась именно в этих стенах в далеком 2001 год. Сегодня «ХХХ» – это настоящий бренд и живая легенда, место, где у каждой детали своя история, которой, кажется, уже не меньше сотни лет.
На данный момент сеть ресторанов «ХХХ» одна из наиболее крупных и качественных в городе Краснодаре. На сегодняшний день ресторан «ХХХ» так и остался единственным в городе рестораном венгерской кухни с соответствующим интерьером, и одним из самых любимых мест времяпровождения краснодарцев.
Каждый ресторан имеет свою концепцию, несет свою идею и реализует свое отношение к гостям. А объединяет их неизменное качество каждого блюда и умение сделать так, чтобы гость ресторана превратился в друга.
Сфера общественного питания является динамично развивающейся отраслью рыночной экономики.
Среднегодовая численность занятых в таком виде деятельности как «гостиницы и рестораны» с 2015 по 2016 увеличилась с 1250 тыс. чел. до 1272 тыс. чел, составив тем самым 1,9% всей численности занятых в экономике (против 1,8% годом ранее). По данным Росстата Они привлекли 0,7% инвестиций в основной капитал и создали 1% от валовой добавленной стоимости созданной в стране.
В связи с тем, что данной сферой затрагиваются интересы практически всего населения (как проживающего на данной территории, так и приезжих), общественное питание быстро реагирует на растущие потребности рынка.
Потребителем результатов деятельности предприятий ресторанного бизнеса является конкретный индивид – клиент ресторана. Ресторанный бизнес является той отраслью социальной сферы, качество функционирования которой во многом определяет не только уровень удовлетворенного спроса совокупного потребителя, но и характер решения многих социальных проблем в рамках социальной политики государства.
Сегодня, большинство ресторанных заведений относятся к многопрофильным предприятиям, поскольку они удовлетворяют не только базовые, физиологические потребности посетителей, но и коммуникативные потребности, потребности в проведении тех или иных форм досуга, а также в получении определенных культурных благ.
На тех территориях России, где рыночная инфраструктура недостаточно развита и поэтому современные логистические цепи в рамках поставки, переработки и хранении продуктов питания отсутствуют, рестораторами создаются прямые длительные хозяйственные связи непосредственно с производителями сельскохозяйственной продукции, которые и формируют продовольственный комплекс страны.
В последние годы, в условиях развития рыночной экономики в России, многими ресторанами в содержание хозяйственной деятельности включаются культурно-развлекательные программы. Данные предприятия организовывают своим клиентам поставку определенного вида культурно-досуговых услуг. В то же время хозяйствующие субъекты общественного питания выступают своего рода структурными подразделениями крупных развлекательных комплексов, казино, клубов так называемой «досугово-развлекательной» специализации. Поэтому можем отметить то, что существует достаточно тесное взаимодействии сферы ресторанного бизнеса с культурно-развлекательным комплексом.
Достаточно значительной составляющей в хозяйственной деятельности предприятий ресторанного бизнеса является некоммерческая деятельность. В рамках совершения которой рестораны выступают организаторами некоммерческих акций, спонсорами, благотворителями и т.п. В данном случае мы можем говорить о предоставлении бесплатных услуг общественного питания или установления на данный вид услуг низких социальных цен с соответствующей оплатой.
Таким образом, предприятия сети ресторанов «ХХХ» тесно взаимодействуют с многообразными отраслевыми комплексами: продовольственным, торгово-сбытовым, туристско-экскурсионным, рекреационным, культурно-развлекательным, комплексом социальной защиты населения.
Наиболее часто предприятия общественного питания сегментируют по ценовой политике (размеру среднего чека). В соответствии с этим делением на рынке существует 5 основных сегментов (таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Сегментирование предприятий общественного питания по размеру среднего чека
Название |
Средний чек |
Street Food |
100 рублей |
Fast Food / QSR |
250 рублей |
Quick&Casual / Fast Casual |
600 рублей |
Casual Dining |
500-1000 рублей |
Fine Dining |
свыше 1000 рублей |
В структуре сетевого сегмента наибольшую долю по количеству заведений занимают заведения низкого ценового сегмента Street Food и Fast Food – 39% и 30% соответственно, демократичному ценовому сегменту принадлежит 31% рынка. В 2015 году в крупнейших городах России работало 393 российских и международных сетей заведений общественного питания (объединяющих под одним брендом 3 и более точки), а на 10 крупнейших сетей приходилось около 30% от общего количества сетевых заведений общественного питания, работающих на территории России.
Основной тенденцией развития ресторанного рынка в современной России является то, что с 2000 года обороты рынка общественного питания стремительно растут. Так, отмечается - темпы роста рынка за последние 8 лет не падали ниже 26%.
В целом же, по мнению большинства специалистов, наибольшим спросом на отечественном рынке пользуются сравнительно дешевые заведения, такие как: кафе, фаст-фуд, бары, закусочные, так как они соответствуют уровню доходов населения в целом. Элитные же рестораны могут позволить себе посещать лишь 2-3% населения, что и находит свое отражение в их доле рынка.
Нами были выделены следующие тенденции развития современного ресторанного бизнеса на обозримое будущее:
Возвращение к «классике». Возврат к классическому ресторанному меню с ограниченным набором услуг и кулинарных продуктов из любимых блюд потребителей. Классические блюда и продукты, например, гамбургеры и пицца, снова оказываются в моде. Их "изюминкой" является добавление в экзотических начинок и оригинальное оформление блюд. Всё служит цели получения гарантированного (привычка, сформировавшиеся вкусовые предпочтения клиента при желании новизны в умеренном масштабе) удовольствия клиентом.
Демонстрация мастерства повара путём создания кулинарных шедевров на основе ограниченного набора продуктов местного производства;
Сети быстрого питания меняют свои тренды повышенного внимания гурманам, которые требуют оказания полного спектра услуг и изысканной кухни ресторана на удовлетворение потребностей посетителей, которые хотят доступной простой и бюджетной по цене, качественной, здоровой пищи. При этом, как отмечается, доля гурманов в потоке клиентов данного типа заведений обычно невелика. Приготовление блюд с меньшим количеством ингредиентов из продуктов местного производства (в особенности - мясо и морепродукты), простыми методами приготовления - позволяет поварам демонстрировать свой вкус и мастерство создания оригинальных блюд из простых тщательно подобранных ингредиентов.
Чрезвычайно популярным направлением развития ресторанов является установление приоритета «авторской» кухни. На смену национальных кухонь приходит другая тенденция ресторанного бизнеса, когда основная концепция ресторана строится вокруг мастерского приготовления одного главного продукта в исполнении разных кухонь: мяса определенного вида (птица, свинина, баранина, говядина), рыбы, морепродуктов, овощей или одного овоща (картофель, капуста, баклажан, помидор). Концепциями «авторских» ресторанов используются изощрённые особенности ресторанного бизнеса. Так, почитатели любой национальной кухни станут постоянными клиентами того ресторана, где им подадут любимый продукт в самом любимом исполнении. В данном случае успех гарантируется мастерством повара и авторской подачей блюда, которая акцентирует натуральность основного продукта. Также большинством рестораторов выстраивается концепция ресторана вокруг одного напитка: например, виски, текилы, мартини и т.д.
Таким образом, главной особенностью современного ресторанного бизнеса в России становится все большая направленность ресторанных заведений на конкретных потребителей услуг, многообразие форматов ресторанов и разнообразное меню заведений, а также возможность удовлетворить потребности практически каждого.
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Рассмотрим одно из предприятий сети ХХХ предприятие ООО «Дубай», 350049, г. Краснодар, ул. Красных партизан, 515. ИНН 238179989. ООО «Дубай» - учрежденное несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Данная организационно-правовая форма распространена среди мелких и средних предприятий.