Файл: Выбор стиля руководства в организации ( Классификация стилей руководства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский);

– демократический (или коллегиальный);

– попустительский (или либерально-анархический, или нейтральный) [9, с. 109].

Имеются две широко применяющиеся системы классификации стилей руководства. По традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (одна крайность), демократическим и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке [13].

Авторитарное руководство характеризуется использованием в качестве средств воздействия потребностей и интересов низкого уровня, высокой концентрации власти в руках менеджера, формальным отношением к человеку, повышенным контролем деятельности [13].

Для этого стиля руководства характерна централизация власти в руках одного руководителя, ставка на администрирование и ограничение контактов с подчиненными. Такой менеджер принимает решения единолично, не давая проявить инициативу подчиненным, он категоричен и основным содержанием его деятельности становятся приказы и команды.

Демократичное руководство определяется пониманием того, что если человек знает, во имя чего он трудится, участвует в формировании и реализации целей, имеет возможность проявлять инициативу, пользуется доверием менеджера и свободен от мелочного контроля, то труд его будет много производительней [13]. Ответственность не концентрируется, а распределяется.

Менеджер, использующий демократический стиль, стремиться как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчиненных о положении дел в коллективе, правильно реагировать на критику. В подготовке управленческих решений участвует весь коллектив.

Либеральное руководство характеризуется минимальным участием менеджера в принятии управленческих решений. В этом случае решения принимаются группой самостоятельно [13].

Такой руководитель практически не вмешивается в работу коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность. Он готов отменить ранее принятое им решение, если подчиненные приняли его негативно. Либералов отличает безынициативность, он пассивен при принятии управленческих решений.

Классификация стилей руководства приведена в таблице 2.

Таблица 2

Классификация стилей руководства

Критерий сравнения

Авторитарный стиль

Демократический стиль

Либеральный стиль

1. Способ принятия решений

Единоначалие

Совместно с подчинёнными

Подчиненными на основе указаний руководителя

2. Способ доведения задач до исполнителя

Приказ

Предложение

Просьба, уговоры

3. Ответственность

Полностью у руководителя

В соответствии с полномочиями

Полностью в руках подчинённых

4. Принцип подбора кадров

Избавление от сильных конкурентов

Ориентация на деловых людей, помощь в карьере

Нет чёткой ориентации

5. Инициатива

Допускается

Поощряется и используется

Полностью в руках исполнителей

6. Отношения руководителя к знаниям

Считает, что всё знает сам

Постоянно учится и требует этого от подчиненных

Безразличие

7. Отношение руководителя к подчиненным

Дистанцируется

Контактирует

Не проявляет инициативы

8. Отношение руководителя к дисциплине

Жёсткое формальное

Разумное

Мягкое, не требовательное

9. Отношение к мотивации

Наказание с редким поощрением

Поощрение с редким наказанием

Нет чёткой ориентации


Исследования эффективности этих стилей руководства, осуществленные К. Левиным, показали, что:

– авторитарное руководство обычно добивается выполнения наибольшего объема работ. При этом снижается мотивация;

– демократическое руководство обеспечивает высокий и средний объем работ, сохраняя высокую мотивацию и качество продукции;

– либеральное руководство дает наименьший объем работ, низкое качество и неудовлетворенность сотрудников [13].

Не все исследования подтверждают выводы К. Левина, что авторитарное руководство дает выполнение большего объема работ, но это дало толчок творческому поиску оптимального стиля руководства.

Следует иметь в виду, что каждый из указанных стилей в «чистом виде» встречается очень редко. Руководитель должен стремиться использовать преимущества каждого стиля в зависимости от ситуации.

Американский ученый Р. Лайкерт сформулировал прогрессивную классификацию четырех систем стилей руководства, которые применяются в управлении организациями: эксплуататорско-авторитарный, благосклонно-авторитарный, консультативно-демократический, основанный на участии (таблица 3) [13].

Таблица 3

Классификация систем стилей руководства Р. Лайкерса

№ п/п

Стиль руководства

Характеристика стиля

1.

Эксплуататорско-авторитарный

Руководители мотивируют людей угрозой наказания, использованием поощрения, сами принимают решения.

2.

Благосклонно-авторитарный

Руководители уверены в себе и верят своим подчиненным, применяют основы мотивации, поощрения. Используют идеи подчиненных.

3.

Консультативно-демократический

Руководители оказывают определенное доверие подчиненным, используют их идеи и точки зрения и консультируются с подчиненными в процессе принятия управленческих решений.

4.

Основанный на участии

Руководители проявляют полное доверие к подчиненным, выслушивают их мнения, привлекают ко всем видам деятельности, относятся к подчиненным как к равным.

Р. Лайкерт был ярым поборником применения системы четвертого типа. Он был убежден в ее универсальности и возможности применения ее в любой организации. Он разработал специальные программы, помогающие организации перейти на демократический стиль руководства.


В своем продуманном подходе Р. Лайкерт учитывал и фактор времени, необходимого для организационных изменений. Переход от системы один к системе четыре может занять более четырех лет, отмечал он. Позднее он показал, что это является удачным распределением времени даже чисто с финансовой точки зрения и краткосрочные достижения диктаторской (автократичной) системы управления могут оказаться препятствием в повышении производительности на более длительном отрезке времени. Так, организация, за один раз сэкономившая четверть миллиона долларов на снижении издержек производства, потеряла полмиллиона из-за текучести персонала и забастовок. Это был один из первых примеров неожиданных последствий сокращения производственных затрат.

Однако, несмотря на очевидные достоинства, теория стилей руководства не избежала серьезных критических замечаний. Одно из таких наиболее важных замечаний состоит в том, что шкала диктаторства – демократии измеряет лишь один из аспектов поведения лидера, и, выделяя этот параметр, упускается из виду ряд других важных аспектов, важнейшим из которых является приверженность идее и все, что с этим связано [13].

1.3. Сравнение стилей руководства, их преимущества и недостатки

Согласно глобальному исследованию Kelly Global Workforce Index (KGWI) большинство руководителей применяют либо автократический (34%) стиль управления, либо демократический (22%) [5].

Успешное управление зависит от способности руководителя применить разные стили управления, например, демократический (участие сотрудников в управлении компанией).

Таблица 4

Сравнительная характеристика стилей управления

Стиль управления

Основные черты

Достоинства

Недостатки

Примечания

Авторитарный

Догматизм, стереотипность, приверженность традициям, нацеленность на результат, беспрекословное подчинение, требовательность, формализм, единоличные решения

Четкость и оперативность управления, быстрое принятие решений, быстрая реакция на изменение внешних условий

Подавление потенциала сотрудников, бюрократизм, неудовлетворенность персонала условиями труда, отсутствие действенных стимулов, высокий расход ресурсов на систему контроля

Малые компании в условиях становления бизнеса, кризисные ситуации

Демократический

Разделение власти и передача полномочий; взаимодействие, основанное на сотрудничестве, а не на подчинении; доверие персоналу, применение материальной и социальной мотивации

Высокая мотивация сотрудников, успешное решение инновационных или нестандартных задач, благоприятный климат в коллективе

Не подходит для коллектива со слабой организацией, плохо работает в экстремальных производственных условиях

Стабильный коллектив, наличие активных работников, нормальные условия труда

Либеральный

Полная свобода коллективных и индивидуальных решений, отсутствие строгого контроля  и ориентации на результат, преобладание личных отношений над деловыми

Хорошие отношения с сотрудниками, возможность творческой работы, неконфликтная обстановка

Отсутствие реального авторитета руководителя, отсутствие мотивации, ограниченный арсенал инструментов воздействия на подчиненных

Зрелый коллектив, творческая работа, наличие активных и знающих помощников


На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что существует много взглядов на стили руководства. Однако не существует универсального, лучшего, который бы вел к максимальной эффективности организации. Поэтому задание руководителя найти такие рычаги управления, которые бы создали наиэффективнейший стиль, пригодный для конкретной ситуации. Для достижения оптимальных результатов необходимо стремиться адекватно оценивать ситуацию, творчески анализировать объективные ограничения и субъективные возможности их преодоления, прогнозировать последствия принимаемых решений, реально оценивать возможности подчиненных, как руководителей, так и исполнителей, опираться на тот стиль управления, который следует из психологических и личных характеристик руководителя. 

Исследованием данной темы занимались такие ученые как: Кузнецов И.Н., Морозов В.А., Павлов В.П. и др. [12].

Существуют основные стили управления:

  1. авторитарный стиль;
  2. демократический стиль;
  3. либеральный стиль.

Авторитарный стиль управления является диктаторским стилем. Он обусловлен тем, что руководитель при таком стиле ведет себя жестко и ориентируется исключительно на собственные знания, интересы и цели. Авторитарный менеджер не советуется с коллегами или подчиненными, занимает четкие позиции и использует административные методы воздействия на людей, навязывая им свою волю путем принуждения или вознаграждения.

Этот стиль наиболее актуален вначале процесса формирования организации, ее коллектива, когда у работников пока еще не выработаны навыки распознавания целей и путей их достижения. К минусам данного стиля причисляют то, что он подавляет инициативность, творческие способности сотрудников, а также ведет к текучести кадров.

Преимущества:

- точность отдаваемых указов;

- значительный темп выполнения;

- никак не потребует крупных экономических расходов;

- создаёт видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей;

- в малых организациях обеспечивает быструю реакцию на изменение внешних условий;

- в «молодых», недавно созданных фирмах, позволяет быстрее и успешнее справиться с трудностями становления;

- способствует сплочению коллектива «против начальства» [12].

Недостатки:

- недостаток мотивации работников;

- нет работы над созданием благоприятного климата;

- в организациях многие подчиненные не выдерживают напора и увольняются;


- подавление (неиспользование) инициативы, творческого потенциала исполнителей;

- отсутствие действенных стимулов труда;

- невысокая удовлетворённость исполнителей своим трудом;

- значительная взаимозависимость подчиненных и руководителя [12].

Демократический (коллегиальный) стиль является наиболее продуктивным, так как основан на сочетании принципа единоначалия с активным привлечением подчиненных в процессы принятия решений и управления организацией, тем самым обеспечивает большую вероятность верных решений. Менеджер-демократ, конечно же, принимает решения самостоятельно, но предварительно устраивает совет, на котором принимаются инициативные предложения от подчиненных, и вносятся корректировки. Демократический стиль управления выполним только, если менеджер будет тонко чувствовать психологию людей и учитывать социально-психологические особенности коллектива. Такой стиль поощряет творческую активность подчиненных, создавая здоровую рабочую обстановку и атмосферу взаимного доверия и сотрудничества.

Преимущества:

- психологическое мотивирование работы, создание хороших условий для работы;

- перспектива карьерного роста для работника, благодаря чему на предприятии отсутствует профессиональный «застой»;

- естественная конкуренция в условиях труда, которая дополнительно стимулирует работать лучше;

- стимулирует проявление инициативы, раскрывает творческий потенциал исполнителей;

- дает возможность эффективнее решать современные, неординарные проблемы;

- включает психологические механизмы трудовой мотивации [12].

Недостатки:

- демократическое управление требует много сил и внимания для контроля;

- требует подбора высококвалифицированного персонала с целью создания наилучшей атмосферы в коллективе [12].

Либеральный (несмешивающийся) стиль — это самый нейтральный стиль руководства, характеризуется тем, что менеджер ставит проблему перед подчиненными, и для них создает определенные рабочие условия, задает границы решения, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.

Данный стиль отличается тем, что руководитель-либерал мало вмешивается в дела подчиненных, малоактивен и очень осторожен, поэтому он обязан умело владеть принципом делегирования полномочий, создавать и сохранять хорошие отношения с подчиненными, уметь ставить задачи и определять основные направления деятельности.