Файл: Организация страхового дела в РФ (Развитие системы страхования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 235

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сокращение реальной заработной платы населения также сильно влияет на сегмент страхования ОСАГО, количество заключенных договоров по которому снизилось на 3,12 млн. шт. в 2015 году по сравнению с 2014 годом [43]. Рост тарифов по обязательному страхованию автогражданской ответственности, низкий уровень доходов населения, привело к тому, что доля поддельных полисов ОСАГО в обращении на текущий момент составляет до 5%. В связи с этим, страховые компании в 2015 году из-за фальшивых полисов потеряли около 1 млрд. руб.[56].

Проблемой, мешающей развиваться секторам ОСАГО и КАСКО является страховое мошенничество. По оценкам международных оценочных организаций, на долю мошенников приходится около 15% всех страховых выплат. В странах с неустойчивой экономикой и во времена кризисов эта цифра доходит до 20 и более процентов [58]. Если учесть, что выплаты по ОСАГО в 2015 году составили 123,5 млрд. руб., а по КАСКО – 143,9 млрд. руб.[43], то уровень выплат, приходящийся на долю мошенников в 2015 году составил приблизительно 40,1 млрд. руб. Из-за действий мошенников страховые компании вынуждены значительно усиливать проверку страхователей, содержать большой штат юристов и экспертов, повышая уровень издержек.

Проблемой для развития деятельности страховых компаний также является их низкая капитализация и концентрация страхового рынка на крупнейших компаниях. По данным Центрального Банка, совокупный уставный капитал всех страховых компаний на конец 2015 года составил 189,1 млрд. руб., снизившись по сравнению с 2014 годом на 14%. При этом доля иностранных инвесторов составила 20,9% от всего совокупного

44

уставного капитала, или 39,6 млрд. руб., увеличившись с 15,4% в 2014 году.

  1. Совокупный уставный капитал десяти крупнейших компаний по объему полученной премии составил 83,4 млрд. руб. на момент написания работы,

или 44,1% от всего совокупного уставного капитала [43]. Таким образом, на долю оставшихся действующих страховых компаний приходится всего 105,7 млрд. руб. Низкий уровень капитализации не позволяет многим компаниям осуществлять масштабную деятельность по страхованию. Не выдерживая роста конкуренции с крупнейшими компаниями, они уходят с рынка, о чем свидетельствует увеличение количества отзываемых лицензий.

Помимо вышеуказанных проблем, в отрасли существуют проблемы, связанные с низкой страховой грамотностью клиентов (невнимательное изучение условий страхования часто является причиной претензий к страховым компаниям и отказу от страхования в дальнейшем). В связи с этим компании вынуждены проводить разъяснительную работу и затрачивать денежные средства на информационный материал.


Таким образом, мы рассмотрели и выявили что основными являются проблемы, связанные с макроэкономической нестабильностью в стране и её последствиями, мошеннические операции, наносящие значительный ущерб, высокая концентрация на крупнейших компаниях и низкая капитализация остальных, что влияет на их надежность, уровень страховой грамотности клиентов.

45

3.2 Перспективы развития страховых компаний в РФ

Потенциал развития страховых компаний в России напрямую зависит от макроэкономических перспектив страны. Прогноз Министерства экономического развития РФ на плановый период 2017-2018 годов, предусматривает повышение уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса, а также рост ВВП в 2016 году на уровне 0,7%. Предполагается, что в дальнейшем темпы роста экономики повысятся до 1,9% в 2017 году и до 2,4% в 2018 году. Однако в консервативном варианте прогноза, при низком уровне цен на энергоносители, предполагается снижение уровня ВВП, инвестиционной активности и уровня дохода населения [60].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что прогноз Министерства экономического развития РФ предполагает небольшой рост экономики при достаточно оптимистичном варианте, или дальнейшее снижение ВВП при консервативном варианте. Данный прогноз развития позволяет предположить, что страховым компаниям придется адаптироваться к неблагоприятным условиям экономики. В связи с этим предполагается, что компании будут применять ряд мер в целях оптимизации финансовых ресурсов:

  1. Развитие директ-страхования (дистанционные продажи по заявкам через сайт или кол-центр). Использование интернет для продаж страховых полисов позволит страховым компаниям сэкономить комиссионные для уплаты посредникам (агентам, брокерам, партнерам). Наибольшее развитие директ-страхование уже происходит в таких сегментах, как добровольное и обязательное страхование автогражданской ответственности, каско, а также упрощенные продукты страхования имущества физических лиц.
  2. Изменение своей тарифной политики, предложение клиентам адаптированных страховых решений: страховые продукты с

46

франшизой, страхование отдельных частей автомобиля, установление величины страховой премии в зависимости от параметров вождения при установке телематического устройства.

3. Предложение новых инновационных страховых продуктов. Некоторые страховые компании начали объединять в рамках одного договора несколько видов страхования. Например, страхование имущества, личное страхование и страхование гражданской ответственности.


  1. Централизация бизнес-процессов, что предполагает изменение управления бизнеса за счет четкого разграничения полномочий между центром и филиалами страховой компании, при котором филиалы выполняют функцию продаж и осуществления сервиса. Основная цель проведения централизации бизнес-процессов – снижение издержек компании в части численности персонала компаний и стоимости аренды рабочих офисов. Целями второго уровня являются: снижение показателей убыточности, увеличение страховых сборов и рост прибыли организации.
    • перспективе, проведение данных мер позволят страховым компаниям получить ряд преимуществ в сложных макроэкономических условиях российской экономики.

Помимо многочисленных экономических факторов, на перспективу развития страховых компаний оказывает значительное влияние государственное регулирование.

Согласно Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, принятой Правительством в 2013 году [17], в 2017-2019 годы предполагается утверждение ряда нормативных актов, касающихся различных страховых сегментов, и в том числе сближение с нормами

международного регулирования (Организации экономического сотрудничества и развития, Международной ассоциации страховых надзоров, Европейского союза, Таможенного союза). Для страховых компаний России

47

это означает в перспективе повышение интереса со стороны стратегических иностранных инвесторов.

На перспективу дальнейшего развития страховых компаний также повлияло принятие в 2016 году Госдумой в первом чтении законопроекта, повышающего минимальный размер уставного капитала для страховщиков со

  1. млн. руб. до 300 млн. руб. Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 января 2018 года [61]. Законодатели предполагают, что это качественно отразится на входящих в рынок компаний и повысит их финансовую устойчивость. Однако, по мнению экспертов страхового рынка, данная мера негативно отразится на небольших региональных страховых компаниях,

которые не смогут привести уставный капитал к требованиям законодательства. По оценке, в случае утверждения закона, в 2018 году на страховом рынке останется около 80 страховщиков, что еще больше усилит концентрацию и снизит конкурентоспособность на рынке [62].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что с учетом макроэкономических факторов и законодательных инициатив, на рынке продолжится снижение количества работающих страховых компаний. При этом продолжатся такие процессы, как концентрация рынка на крупных федеральных страховщиках, отзыв лицензий у компаний, не выдержавших конкуренцию и новые требования законодательства в части капитала. Тем не менее, принятие мер по развитию директ – страхования, новых инновационных продуктов и т.д., позволит многим компаниям адаптироваться в перспективе к сложным условиям экономики и сохранить позиции на страховом рынке.


48

3.3 Рекомендации по совершенствованию деятельности страховых компаний в РФ

Анализ деятельности страховых компаний в России выявил множество проблем, препятствующих их развитию. Проблемы существуют как на уровне законодательства, так и в макроэкономической среде и внутренней организационной деятельности компаний. Перспективы и дальнейшее развитие страхового дела в России зависит от того, будут ли они успешно решены. При этом ключевая роль в решении данных проблем лежит на государстве, так как принятые законодательные акты и нормативно-правовое регулирование оказывают прямое воздействие на работу страховых компаний. В связи с этим, представляется возможным принять ряд мер на государственном уровне по совершенствованию законодательства и стимулированию различных сегментов страхования. Таким образом, на государственном уровне мы предлагаем такие меры, как:

а) Предоставление пониженных тарифов для отдельных категорий граждан при страховании. На текущий момент существуют определенные льготы для инвалидов при оформлении полиса ОСАГО. В качестве рекомендуемой меры можно установить дополнительные льготы для пенсионеров. Предоставленную скидку по полису ОСАГО страховой компании может компенсировать государство. Данная мера позволит стимулировать получение страховых премий компаниями, а также снизить количество поддельных страховых полисов, так как стоимость легальных полисов для отдельных категорий граждан станет доступнее, и их будет покупать выгоднее;

б) Внесение изменения в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», где внести приоритет ремонта автомобиля перед денежной выплатой. Выплата по ОСАГО в натуральной форме уменьшает риск мошенничества, т.к., как

правило, добросовестному владельцу важнее всего получить

49

отремонтированное транспортное средство. Кроме того, данная мера позволит снизить количество судебных споров по размеру выплат по ОСАГО; в) Расширение налоговых льгот (социальных налоговых вычетов) при заключении договоров страхования. В настоящий момент физические лица, заключившие договор добровольного страхования жизни на срок не менее 5 лет, смогут ежегодно получать социальный налоговый вычет по НДФЛ с суммы уплаченных по таким договорам страховых взносов. Рекомендуется распространить налоговый вычет и на другие виды страхования и снизить необходимый срок заключения договоров до 3 лет, чтобы простимулировать


спрос [63].

Расширение налоговых льгот, предоставление льготных тарифов и изменение в законе об ОСАГО, поможет компаниям частично компенсировать потери от действий мошенников, объем ущерба от которых оценивается в размере около 40 млрд. руб.

Помимо вышеуказанных рекомендуемых мер по совершенствованию законодательства, с учетом сложившейся ситуации, связанной со значительным количеством отзываемых лицензий и ужесточением требований Центрального Банка к уставному капиталу и инвестируемым активам, мы предлагаем страховым компаниям разработать ряд мер:

а) В связи с предполагаемым увеличением минимального размера уставного капитала до 300 млн. руб. в 2018 году региональным компаниям с небольшой капитализацией требуется проработка вопроса о слиянии друг с другом с целью соответствия требованиям законодательства и усиления их присутствия в регионе. Например, рекомендуется слияние компаний «Поволжский страховой альянс» (уставный капитал – 275 млн. руб.) и АО СК «Астро-Волга» (уставный капитал -266,1 млн. руб.). На текущий момент «Поволжский страховой альянс» имеет удовлетворительный уровень надежности (В++), что говорит о том, вероятность финансовых затруднений в

случае возникновения обязательств, требующих значительных единовременных выплат, оценивается как высокая. А вероятность

50

исполнения обязательств очень сильно зависит от стабильности макроэкономических и рыночных показателей [64]. АО СК «Астро-Волга» рейтинг надежности не имеет. В случае слияния образуется компания с уставным капиталом более 541 млн. руб. и долей рынка по объему собранной премии в Самарской области в 7,31%. Помимо соответствия требованиям Центрального Банка, данная мера позволит получить высокий рейтинг надежности, что значительно влияет на стоимость либо увеличение объема кредитования, т.к. рейтинги используются при выдаче кредитов банками. Также при слиянии происходит упразднение структуры организации, снижение издержек и частичное уменьшение численности работников. Объединение региональных компаний снижает риск отзыва лицензии, так как крупной компании проще поддерживать необходимые нормативы.

Проведем анализ экономической эффективности меры по объединению двух компаний. В качестве примера возьмем две региональные страховые компании - «Поволжский страховой альянс» и «Астро-Волга». В Таблице 15 представлены данные бухгалтерского баланса страховых компаний «Астро-Волга» и «Поволжский страховой альянс» за 2013 год [67]. В таблице представлены также данные показателей компаний (консолидированные) в случае их объединения.