Файл: Организация страхового дела в РФ (Развитие системы страхования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18

  • 1999 г. был принят федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» [11]. В данном законе стала четко прописываться финансовая система обязательного социального страхования (бюджетный процесс, источники поступлений и расходование средств бюджетов фондов конкретных видов социального страхования, тарифы), управление системой и права и обязанности субъектов страхования. Закон определил виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, такие,

как оплата расходов медицинскому учреждению, различные пенсии и пособия, оплата путевок на санаторно-курортное лечение. После вступления

  • силу, закон способствовал решению важнейших социально-экономических проблем, возникающих при возникновении угроз жизни, здоровью и трудоспособности граждан.

Принятый в 2001 году ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [9] установил организационные, правовые и финансовые основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в России. Утверждение данного закона стало закономерным этапам развития системы обязательного страхования. Закон установил права и обязанности участников правоотношений, четко обозначил процессы по формированию и использованию средств бюджета Пенсионного фонда и установил тарифы.

    • целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, в 2002 году произошло принятие закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [5]. При принятии данного закона был использован зарубежный опыт стран, в которых данный вид страхования является обязательным. В России автовладелец не имеет права эксплуатировать транспортное средство без полиса обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО). Большие нарекания данный закон получил от автовладельцев в связи с постоянным ростом тарифов на страхование.

19

  • 2003 году был принят важный для многих граждан России закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [8].

Данный закон поспособствовал устойчивости банковской системы страны, так как защитил сбережения частных клиентов и процентов по ним в пределах сначала 600 000 рублей, а затем и 1 400 000 рублей при наступлении страховых случаев. Под страховыми случаями законом понимается отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций либо введение моратория на удовлетворение требований кредиторов.


Закон «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» [12], принятый

  • 2009 году, стал регулировать отношения, связанные и исчислением, и уплатой страховых взносов в фонды. Закон установил плательщиков страховых взносов, базу для начисления, порядок исчисления, уплаты и отсрочки, контроль за уплатой страховых взносов, а также тарифы. Закон упорядочил деятельность в сфере обязательного социального страхования.
    • 2010 г. также был принят узкоспециализированный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»13.

Согласно закона, владельцы таких опасных объектов, как гидротехнические сооружения, автозаправочные станции и т.д., в обязательном порядке

страхуют ответственность в пределах сумм, предусмотренных законодательством.

Таким образом, принятие федеральных законов способствовало развитию и расширению нормативно-правовой базы, регулированию различных сфер страховых отношений. Но система федеральных законов не является статичной. Например, в России разрабатывается проект закона «О социальной защите граждан, пострадавших от террористических актов»,

20

который предусматривает право граждан на получение компенсаций и льгот в случае причинения им ущерба.

Следующим уровнем нормативно-правового регулирования являются подзаконные акты различных органов исполнительной власти в области страхования. Например, Постановление Правительства РФ от 24.04.2003 N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств" [15] (вместе с "Правилами организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства") регулирует вопросы технической экспертизы при вопросе о выплате страхового возмещения.

Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2002 N 1361-р «О Концепции развития страхования в Российской Федерации» [16] ставит перед собой цели, задачи и направления развития страхования в России. В концепции прописаны меры капитализации рынка страховых услуг, совершенствованию налогообложения, повышению участия иностранного капитала, улучшению законодательства. Также в концепции прописаны основные ожидаемые результаты.


Другим примером является Указание Банка России от 19.09.2014 N 3384-У (ред. от 20.03.2015) "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" [14] действует в области автогражданской ответственности.

Существует множество нормативных актов исполнительных органов, которые конкретизируют применение тех или иных федеральных законов в области страхования.

21

Самым последним является уровень документов, которые разрабатываются самостоятельно страховыми компаниями. К таким документам относятся те, которые не включены в альбом унифицированных форм.

Например, правила добровольного страхования разрабатываются либо каждой страховой компанией самостоятельно, либо, если страховая компания входит в ассоциацию страховщиков, она должна соблюдать правила, принятые для всех страховых компаний, входящих в данную ассоциацию. Правила страхования всегда должны быть в свободном доступе.

Также компании разрабатывают различные программы по добровольному страхованию и устанавливают тарифы, которые не регулируются государством.

Помимо этого, страховые компании самостоятельно утверждают должностные инструкции по сотрудникам, а также по бизнес-процессам (проведение андеррайтинга, проверка службой безопасности, экспертная оценка и т.д.).

Таким образом, мы рассмотрели основные уровни нормативно-правового регулирования страхования в России. В первую очередь затронули самый высокий уровень (гражданский, налоговый, трудовой кодексы). Затем мы уделили внимание основным федеральным законам, касающихся организации страхового дела, обязательного социального страхования, страховании вкладов физических лиц, гражданской ответственности и т.д. После этого мы рассмотрели следующий уровень – примеры подзаконных актов органов исполнительной власти. В качестве примера мы упомянули Постановление и Распоряжение Правительства РФ, а также Указание Банка России. Знание системы нормативно-правового регулирования позволяет повести достоверный анализ развития страховых компаний в России.


Глава 2. Анализ деятельности страховых компаний в Российской Федерации

2.1. Анализ и оценка деятельности страховых компаний в Российской Федерации

Деятельность страховых компаний, работающих в России, в последние несколько лет подвержена ряду факторов давления, влияющих на их операционную и инвестиционную деятельность. Во-первых, это продолжающаяся стагнация экономики. По данным Росстата, внутренний валовый продукт (ВВП) страны в 2015 году снизился по отношению к 2014 году на 3,7%. [45] По прогнозам Международного Валютного Фонда (МВФ) ВВП России в 2016 году может снизиться еще на 1% [46]. Во-вторых, рост инфляции и снижение платежеспособного спроса. По информации Росстата, инфляция в 2015 году составила 12,91%, превысив показатель 2014 года в 11,4% [42]. В-третьих, значительное падение курса национальной валюты. В четвертых, привлекательность российского страхового рынка для иностранного капитала остается низкой. В 2014 году заявили о полном или частичном выходе из российского бизнеса некоторые международные страховые группы (Allianz, Zurich, Achmea), что связано с низким уровнем развития классических видов страхования, серьезным влиянием нестраховых факторов на финансовый результат, ростом политических и валютных

рисков. В пятых, политика Центрального Банка по отношению к деятельности страховых компаний. Ужесточение требований к качеству активов выразилось в запрещении использования векселей для покрытия собственных средств, принятии новых требований к размещению собственных средств и средств страховых резервов, регулярных проверках качества активов, введении уголовной ответственности за фальсификацию отчетности. Именно данный фактор является решающим в снижении количества страховых компаний на рынке. Так, в 2015 году количество страховых компаний уменьшилось на 70 единиц. Большинство отзывов лицензий связано с претензиями Центрального Банка к структуре и качеству

23

активов (Рисунок 1). Таким образом, на протяжении последних пяти лет наблюдается тенденция к снижению количества работающих страховых компаний в России. На 1 января 2016 года в России работало 334 компании, имеющих право осуществлять страховую деятельность [44].

Рисунок 1- Количество страховых компаний в РФ,ед.


Помимо снижения количества страховых компаний, другой важной особенностью их деятельности стало усилении концентрации рынка страхования на крупнейших компаниях. Концентрация страхового рынка достигла максимального значения за последние 5 лет. Так, если в 2014 году десять крупнейших страховщиков, охватывали 59% всех собранных премий, то в 2015, компании, указанные в Таблице 1, охватывали уже 65,6% рынка[43].

Таблица 1 -Десять крупнейших страховых компаний по полученной премии в 2015 г.

Номер

Наименовании компании

Размер полученной премии в 2015 (кроме ОМС),

млрд. руб.

1

2

3

1

РОСГОССТРАХ

148,9

2

СОГАЗ

123,2

3

РЕСО-ГАРАНТИЯ

77,9

4

ИНГОССТРАХ

73,6

5

АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ

54,0

6

ВСК

48,1

7

ВТБ СТРАХОВАНИЕ

47,5

8

СБЕРБАНК СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ

44,0

9

СОГЛАСИЕ

30,8

24

Продолжение Таблицы 1.

10

РОСГОССТРАХ-ЖИЗНЬ

23,9

Двадцать крупнейших компаний увеличили долю рынка с 72,4% до 77,5%. Фактически сто крупнейших страховых компаний владеют 96,2% всего страхового рынка, увеличив долю с 93,5% [50]. По прогнозам экспертов, тенденция по концентрации страхования продолжится и в дальнейшем, что будет способствовать уходу с рыка страхования небольших компаний, которые не смогут выдержать конкуренцию. Уходу с рынка также способствует жесткая регуляторная и надзорная политика Центрального Банка по отношению к страховым компаниям, не соблюдающим требования по финансовой устойчивости и платежеспособности в части порядка и условий инвестирования собственных средств, и средств страховых резервов. Изменение концентрации страхового рынка приведено на Рисунке 2.

Рисунок 2- Изменение концентрации страхового рынка

Проведем анализ количества страховых компаний по размеру уставного капитала. В соответствии с требованиями законодательства, минимальный размер уставного капитала страховой компании составляет 60 млн. рублей.