Файл: Организация страхового дела в РФ (Развитие системы страхования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данная организация занималась как имущественным, так и личным страхованием. Ингосстрах преимущественно работал по заграничным операциям, и имел широко разветвлённую сеть представительств по всему миру. Таким образом, система страхования в СССР являлась полностью государственной [23].

  • конце 80-х годов, в связи с проводимыми экономическими мерами по изменению структуры экономики СССР, был принят закон «О кооперации». Этот и последующее за ним постановление Совета Министров СССР № 835 "О мерах по демонополизации народного хозяйства" послужили начало развитию системы негосударственного страхования в СССР. После принятия данных законов, в 1988 году, появилась первая частная страховая компания.

После прекращения существования СССР и образования Российской Федерации, был принят ряд законов по проведению приватизации и преобразованию государственных предприятий в акционерные общества.

  • связи с этим, в 1992 году Госстрах СССР и Ингосстрах были преобразованы в акционерные общества. Правопреемником Госстраха стала российская государственная страховая компания «Росгосстрах». Компания Ингосстрах была преобразована в закрытое, а в 1993 году открытое акционерное общество «Ингосстрах» [25].

11

  • 1992 году был принят закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [4], который послужил основой развития системы страхования в России.
  • 1996 года функцию страхового надзора начал осуществлять Департамент страхового надзора Министерства Финансов Российской Федерации. Демонополизация страхового рынка и принятие законодательства по созданию страховых компаний привели к значительному росту их количества. Если в 1992 году было зарегистрировано 900 страховых компаний, то к 1995 году их количество увеличилось до 2217. Рост числа компаний был связан прежде всего с невысокими требованиями к капиталу,

стратегией собственников на быстрое расширение доли рынка. Рост числа страховых компаний в условиях недостаточной проработки законодательства привел к частому нарушению предъявляемых к ним требований. С 1996 года началось сокращение страховых компаний. Этот период характеризуется тем, что с рынка должны были уйти компании, которые не справились с данным видом бизнеса. На протяжении 1996-1997 годов Росстрахнадзор был вынужден отозвать лицензии у 324 компаний. К концу 1997 года было зарегистрировано 1893 страховые компании, что ниже на 14,62% их максимального числа в 1995 году. Именно начиная с 1997 года происходит процесс консолидации и укрупнения компаний[24].


  • 1998 году произошло изменение в законодательстве, в соответствии с которым увеличились требования к оплаченному уставному капиталу, к собственным средствам страховых компаний. Данные изменения, вместе с возникшим экономическим кризисом, недостаточной компетенцией руководства, сужением рынка привели к значительному снижению их количества. На протяжении 1998 по 2000 года лицензий лишились 727

страховых компаний.

Кроме того, с этого периода государство начало активную законотворческую деятельность с целью построения и четкого регулирования системы обязательного и добровольного страхования. В 1998 г. был принят

12

закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». На протяжении 2000-2009 годов был принят ряд законов, регулирующих деятельность в области гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхования банковских вкладов физических лиц, обязательном пенсионном страховании

  • так далее. Данные законы послужили основанием текущей системы страхования в России, где основной упор уделяется качеству, а не количеству страховых компаний.

Стоит также отметить, что с 2004 по 2011 года [19] страховой надзор

осуществляла Федеральная служба страхового надзора (ФССН) [20],

которая в 2011 году была упразднена и присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).

  • задачи службы на тот момент входили выдача и аннулирование лицензий, ведение реестра страховых компаний, осуществление контроля за их деятельностью, совершенствование законодательства в области страхового права.

Федеральная служба по финансовым рынкам также была упразднена в 2013 году, и её функции были переданы Центральному Банку России [7]. На текущий момент именно Центральный Банк осуществляет надзор деятельности страховых компаний. На 1 января 2016 года под контролем Центрального Банка находится деятельность 326 компаний, имеющих лицензию.

Сегодня в России, наряду с частными, сформировалось несколько систем обязательного государственного страхования:

а) Система обязательного пенсионного страхования направлена на формирование будущей пенсии работающего населения. В соответствии с действующим законодательством, работодатель обязан ежемесячно перечислять денежные средства за каждого работника в Пенсионный Фонд. Данные платежи отражаются на индивидуальном счете и формируют его будущую пенсию;

13

б) Система обязательного социального страхования связана с защитой граждан при полной или частичной утрате трудоспособности, в случае болезни и т.д. Средства на данные цели финансируются за счет Фонда социального страхования (ФСС). В соответствии с законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» работодатели также перечисляют средства в Фонд социального страхования за каждого работника;


в) Система обязательного медицинского страхования подразумевает защиту населения в случае возникновения проблем со здоровьем. При этом гражданину оказывается бесплатная первичная медицинская помощь. В соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [6] работодатель регистрируется и перечисляет денежные средства в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за каждого сотрудника. В дальнейшем Фонд перераспределяет денежные средства между территориальными медицинскими учреждениями, в которые обращаются работники при возникновении страхового случая;

г) Система обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта. К таким объектам законодательство относит такие объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества. Например, автозаправочные станции с заправкой сжиженными углеводородными газами и жидким моторным топливом. Кроме того, к таким объектам относятся гидротехнические сооружения – гидроэлектростанции, платины и т.д.

д) Система обязательного страхования профессиональной ответственности предполагает страхование от возможных убытков,

связанных с недосмотром, упущениями, неосторожности в профессиональной деятельности. В обязательном порядке застраховать ответственность обязаны строители, оценщики, таможенные перевозчики, нотариусы и адвокаты.

14

Система обязательного государственного страхования также охватывает такую область как страхование вкладов физических лиц в банках в пределах определенных сумм. При возникновении страхового случая (отзыва лицензии

  • банка, являющегося участником системы страхования вкладов), средства физических лиц возвращаются через банки –агенты.

Кроме того, в России с 2002 года существует система обязательного государственного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО),

при которой объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда третьим лицам. Введение данного вида обязательного страхования вызвало неоднозначную реакцию у автовладельцев в связи с ростом тарифов.

Параллельно системе обязательного государственного страхования, в России существует система добровольного страхования. Данная система охватывает такие области, как имущественное, личное страхование и страхование ответственности. Эта система позволяет получить ряд дополнительных услуг, не предусмотренных системой обязательного государственного страхования. Например, если обязательное медицинское страхование позволяет получить ряд ограниченных медицинских услуг, то в рамках добровольного страхования возможно проведение ряда дорогостоящих операций, патронаж в коммерческих клиниках и т.д. Добровольное пенсионное страхование позволяет каждому гражданину активно участвовать в формировании своей пенсии. При этом денежные


средства, добровольно уплачиваемые гражданами, управляются негосударственным пенсионным фондом и по достижении определенного возраста, указанного в договоре, выплачиваются страхователю [25].

Примером развития добровольного страхования ответственности является такая получающая широкое распространение услуга, как страхование автогражданской ответственности для выезжающих за рубеж. Для беспрепятственного передвижения по 46 странам, в России оформляется

15

«Грин карта» – «GreenCard», которая является аналогом ОСАГО, и действует за границей. Россия присоединилась к системе «Зеленая карта» относительно недавно, с 1 января 2009 года. Функции российского бюро «Зеленая карта» возложены на Российский Союз Автостраховщиков.

Деятельность по добровольному страхованию является одной из основополагающих для страховых компаний, работающих на территории Российской Федерации. Страховыми компаниями постоянно предлагаются новые виды страхования, в зависимости от спроса в различных секторах экономики.

Таким образом, мы рассмотрели развитие системы страхования в Российской Федерации, проследили её формирование начиная с периода

СССР по текущий момент. Также выделили изменения в области страхового надзора и законодательства. Помимо этого, мы рассмотрели текущие системы обязательного государственного страхования (в области пенсионного обеспечения, социального и медицинского, профессионального страхования, страхования вкладов, ответственности владельцев опасных объектов и автогражданской ответственности). При этом затронули существование, помимо обязательного, системы добровольного страхования и привели несколько примеров.

16

1.3. Нормативно-правовое регулирование страхования в РФ.

  • настоящее время в России сформировалась комплексная система нормативно-правового регулирования, которое основывается на следующих уровнях правовых актов:
  1. Гражданский, Налоговый и Трудовой кодексы Российской

Федерации,

  1. Прочие Федеральные Законы;
  2. Подзаконные акты различных органов исполнительной власти в области страхования;
  3. Документы (инструкции и правила), которые разрабатываются самостоятельно страховыми компаниями.

Рассмотрим каждый уровень нормативно-правового регулирования более подробно. При рассмотрении затронем основные федеральные законы, которые регулируют страховую деятельность на текущий момент.


Глава 48 Гражданского Кодекса [1] посвящена только страхованию и включает в себя 44 статьи, которые охватывают различные области. В первую очередь, это области, касающиеся добровольного и обязательного страхования; интересы, страхование которых не допускается; существенные условия договора страхования; тайна страхования. Во вторую очередь, в Гражданском Кодексе прописываются формы договоров страхования, их начало действия и досрочное прекращение, внесение страховых премий и взносов, последствия наступления страхового случая, сроки исковой давности и т.д. Гражданский Кодекс является основополагающим кодифицированным федеральным законом, регулирующим гражданско-правовые отношения в области страхования.

Статья 213 Налогового кодекса [2] определяет налоговую базу по договорам страхования, а статья 263 рассматривает расходы на обязательное

  • добровольное имущественное страхование. Налоговый кодекс дает полный перечень расходов на страхование разного вида имущества, которые могут

17

быть включены в общую массу прочих затрат в размере фактически уплаченных денежных средств.

Трудовой кодекс РФ [3] определяет обеспечение права на обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также условия по обязательному и дополнительному пенсионному обеспечению.

Следующим уровнем системы нормативно-правового регулирования являются федеральные законы. Для страховой отрасли России важным стало принятие в 1992 году Федерального Закона №4015-1" Об организации страхового дела в Российской Федерации» [4].

Со времени своего принятия данный закон много раз корректировался, последняя редакция от 30.12.2015 года. Закон определяет цель и задачи организации страхового дела, дает определение объектам страхования, страховщиков и страхователей, а также страховых агентов и брокеров. Ранее присутствовавшая глава о договоре страхования исключена из текущей редакции. В законе также присутствуют главы об обеспечении финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков, о надзоре за их деятельностью и перечисляются все виды страхования.

Помимо вышеупомянутого закона на протяжении 90 –х и 2000-х годов был принят ряд законодательных актов, отражающих развитие как финансовой системы России в общем, так и страховой системы в частности.

Целью принятого в 1998 году ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»[10] стало обеспечение социальной защиты граждан и экономической заинтересованности в снижении профессионального риска. Другими важнейшими целями стало обеспечение возмещения вреда, причинённого застрахованным в процессе их трудовой деятельности и применение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.