Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях на примере компании Шоколадница».pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 298
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты формирование корпоративной культуры компании
1.1. Понятие корпоративной культуры, ее функции и значение
1.2 Элементы корпоративной культуры
1.3. Средства корпоративных коммуникаций компании
2. Исследование организационной культуры компании ШОКОЛАДНИЦА
2.1 Общие сведения о компании Шоколадница
2.2 Методы управления корпоративной культурой компании Шоколадница
2.3 Оценка клиентов и сотрудников сложившейся организационной культуры компании Шоколадница
Задачами исследования являлось выявление факторов, определяющих выбор кофейни со стороны потребителей; определение значения организационной культуры в общей потребительской оценке заведения. В ходе опроса сотрудников выявлялось отношение персонала к своему предприятию: факторы, определяющие приверженность кофейни. В итоге двух опросов предполагалось выявить взаимосвязь потребительских предпочтений и корпоративной лояльности.
Итоги исследования продемонстрировали следующие результаты. Во- первых, потребители довольно часто посещают заведения общественного питания – более 40% посещают несколько раз в неделю, 18,5% - периодически, и 15,6% - по праздникам (Приложение 2, рисунок 1).
Около половины респондентов (47,6%) тратят за одно посещение от 500 до 1000 рублей, 20% готовы затратить более 1000 руб., остальные респонденты, очевидно, предпочитают кафе и бистро, где цена чека составляет от 200 до 500 руб. (19%), и часть респондентов тратят только до 200 руб. (11,5% (Приложение 2, рисунок 2).
В рейтинге посещений первое место заняли заведения Шоколадница – их посещали почти половина участников опроса (49, 1%), 8,3% затруднились уверенно ответить на этот вопрос, на втором месте по частоте посещений заведения сети Шоколадница (15,6%). Эти данные позволяют говорить о том, что заведения исследуемой компании довольно широко известны потребителям и являются популярными местами посещения (Приложение 2, рисунок 3).
Решающим критерием в выборе заведения являются рекомендации знакомых, друзей (41,6%). Немаловажными факторами являются также качество обслуживания (20,3%) и ценовые скидки и акции (11,9%).
Благоприятное впечатление от общения с персоналом считают важным 5% опрошенных (Приложение 2, рисунок 4). В связи с этим можно объединить критерии «качества обслуживания» и «общения с персоналом», получив таким образом факт, что для четверти потребителей имеет значение поведение и стиль общения сотрудников заведения. Можно заметить, что более половины респондентов вспомнили цвет фирменной одежды персонала Шоколадница (53,3%) (Приложение 2, рисунок 6).
Половина опрошенных (50,9%) с уверенностью ответила, что в целом «скорее удовлетворена» услугами заведений данного бренда, 21,8% «полностью удовлетворены посещением», 22,6% затруднились ответить. Недовольных оказалось 4,7 процентов (Приложение 2, рисунок 7).
58% респондентов готовы рекомендовать своим знакомым Шоколадница, 7% не желают давать такие рекомендации (Приложение 2, рисунок 8).
Внешний вид и манера поведения персонала имеют важное значение для большой части респондентов – скорее важным этот фактор считают 27% и убедительно ответили на этот вопрос 41,9% («очень важно»). Не обращают внимание на внешний вид сотрудников только 11%, остальные (20,1%) затруднились с ответом (Приложение 2, рисунок 9).
Показательными в рамках данного исследования стали результаты ответа на вопрос, интересно ли участникам опроса узнавать о корпоративной жизни сотрудников ресторанных заведений. Более половины опрошенных интересуются корпоративными событиями, а 40% даже проявили желание стать участниками такой корпоративной группы в социальной сети (Приложение 2, рисунок 10).
Важным также является ответ на вопрос, имеет ли значение для посетителей кофеен, как руководство заведений относится к своим работникам (вовремя ли выплачивает зарплаты, имеет ли социальные мотивационные программы для работников и тп.) Уверенно ответили, что это имеет значение для потребителя более 70 процентов, остальные относятся к этому равнодушно (Приложение 2, рисунок 11).
Второй опрос проводился среди работников Шоколадница. В опросе приняли участие 90 человек. Из них свыше пяти лет работают в штате компании 18,6%, от трех до пяти лет – 22,9%, от одного до трех лет – 48,4%, и менее одного года – 10% участников анкетирования (Приложение 3, рисунок 1).
Высокую степень удовлетворения своей работы высказали почти 14%, «скорее довольны» – 67,3%, «скорее недовольны» – 13,4%, и совсем не удовлетворены работой 5,5% (Приложение 3, рисунок 2). Для любого предприятия на разных рынках такие показатели являются весьма положительными для общего состояния организационной культуры. Почти половина сотрудников (48,4%) считают, что их рабочее место «полностью оборудовано и позволяет комфортно работать».
Почти 62% заявили, что на рабочем месте им ничто и никто не мешает и они могут сосредоточиться на исполнении своих обязанностей. Около 6% сотрудников рабочие условия совсем не удовлетворяют (Приложение 3, рисунок 3).
На первое место в оценке преимуществ своей работы респонденты поставили гибкий рабочий график (44,2%). На втором месте дружелюбная атмосфера в коллективе – этот фактор оценили 22%; 17% оценивают возможность карьерного роста (Приложение 3, рисунок 4). Интересно, что критерий заработной платы других премиальных выплат респонденты поставили на последнее место – только для 16,8% этот критерий является важным.
В выборе факторов, которые соответствуют представлению работников об идеальной торговой организации, первое место занял социально- психологический климат в коллективе – так считает почти четверть респондентов (24,2%). На втором месте информационный уровень открытости руководства (23%). Возможность карьерного роста для идеальной модели организации выбрали 17,6%. Далее идут факторы профессионализма сотрудников (16,8%) и культура общения в коллективе (12,3%) (Приложение 3, рисунок 5).
Высокий патриотизм и гордость за бренд компании Шоколадница проявили 16,8% участников опроса («очень горжусь»), ответ «скорее да, горжусь» выбрали 74,5% (Приложение 3, рисунок 6).
При этом 40% опрошенных думают о том, что, возможно найти работу лучше за пределами данной компании (Приложение 3, рисунок 7).
Такие результаты явно подтверждают современные теории и концепции о креативном классе и о новом человеке эпохи постмодерна, который сегодня стремится в первую очередь к свободе и самостоятельности в построении своего рабочего графика, для которого приоритетами становятся полезное и позитивное общение в своих социальных группах, возможность раскрытия своего творческого потенциала, горизонтальный уровень профессионального роста и саморазвития. Именно об этом говорят, в частности, теории Р. Флориды, П. Кука, Ч. Лэндри, концепция креативной деятельности О. Карловой, Е. Ноздренко, И. Пантелеевой, И. Карлова.
В целом результаты социологического исследования позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, для потребителей ресторанного рынка имеет важное значение внешний вид и стиль поведения персонала заведения, а также тот факт, как руководство относится к коллективу: соблюдается ли законодательство о труде, создаются ли условия для комфортной работы, существуют ли социальные и мотивационные программы. Кроме того, посетителей интересует корпоративная жизнь коллектива.
Персонал Шоколадницы проявляет высокий уровень корпоративной лояльности своему предприятию, в целом доволен условиями работы. Сотрудники придают важное значение социально-психологическому климату и дружелюбной атмосфере в коллективе.
На основании полученных данных можно говорить о том, что корпоративная культура является одним из важных факторов стабильности бренда. Кроме того, оценка уровня организационной культуры зависит как от персонала предприятия, так и от потребительской аудитории.
Резюмируя проведенные этапы анализа, стоит привести выводы в виде тезисов:
- Шоколадница – устоявшийся бренд, чья продукция пользуется высоким спросом на рынке
- Шоколадница обладает рядом уникальных товарных преимуществ, к которым можно эффективно обращаться на этапе проведения коммуникационной кампании
- В результате проведенного анкетирования было, выявлено, что целевой аудиторией являются мужчины и женщины в возрасте от 18 - 35 лет, которые ведут активный образ жизни и активно пользуются социальными сетями. Также это студенты и люди совмещающие работу и учебу, и сотрудники офисов находящихся неподалеку от кофеен сети компании.
- Корпоративная культура в Шоколаднице является важнейшим аспектом позиционирования бренда
Существующая служба по организации работы с внутренней и внешней общественностью обладает широкими полномочиями и во многом определяют стратегию развития компании.
Проведена оценка клиентов и сотрудников сложившейся организационной культуры компании. В результате проведенного анкетирования было, выявлено, что целевой аудиторией являются мужчины и женщины в возрасте от 18 - 35 лет, которые ведут активный образ жизни и активно пользуются социальными сетями. Также это студенты и люди совмещающие работу и учебу, и сотрудники офисов находящихся неподалеку от кофеен сети компании.
В целом, основная выявленная проблема – потребителю не транслируются идеи и ценности бренда. Коммуникация не проходит, как на уровне взаимодействия с персоналом, так и в рамках распространениями специалистами коммуникационного департамента компании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования, были решены все поставленные задачи.
Понятие корпоративной культуры, ее функции и ее значение принимаются во внимание. Корпоративная культура - не единственный ключ к успеху компании. Но это мощная корпоративная культура, которая принесет свои стандарты и ценности, которые станут ключевыми моментами в достижении конечного результата. Стратегия и структура компании, рыночные условия, конкуренция, утвержденные инструкции для производственных процессов и т. д. не менее важные факторы. Однако следует отметить, что корпоративная культура играет ключевую роль в успехе организации, и именно эта связь до недавнего времени не привлекала внимания.
Описаны элементы организационной культуры и средства коммуникации корпоративных коммуникаций компании. Тенденция формирования организационной культуры уделяется большое внимание в компаниях как отечественных, так и зарубежных стран. Существует множество методик, посвященных формированию корпоративной культуры.
Описаны современные подходы к управлению корпоративной культурой компании в общественном питании.
Проанализированы методы управления корпоративной культурой компании. Шоколадница – устоявшийся бренд, чья продукция пользуется высоким спросом. Шоколадница обладает рядом уникальных товарных преимуществ, к которым можно эффективно обращаться на этапе проведения коммуникационной кампании. Благодаря существующей иерархии персонала управление компанией производится эффективно.
Существующая служба по организации работы с внутренней и внешней общественностью обладает широкими полномочиями и во многом определяют стратегию развития компании.
Проведена оценка клиентов и сотрудников сложившейся организационной культуры компании. В результате проведенного анкетирования было, выявлено, что целевой аудиторией являются мужчины и женщины в возрасте от 18 - 35 лет, которые ведут активный образ жизни и активно пользуются социальными сетями. Также это студенты и люди совмещающие работу и учебу, и сотрудники офисов находящихся неподалеку от кофеен сети компании.
Корпоративная культура в Шоколаднице является важнейшим аспектом позиционирования бренда. Внутренние коммуникации благодаря структурированности и организованности носят эффективный характер, вся информация передается по каналам в установленные сроки и достигает адресата.
На основании полученных данных можно говорить о том, что корпоративная культура является одним из важных факторов стабильности бренда. Кроме того, оценка уровня организационной культуры зависит как от персонала предприятия, так и от потребительской аудитории.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Асаул А.Н. Культура организации: проблемы формирования и управления. - СПб.: Гуманистика, 2019. – С. 93
- Бехар, Г. Дело не в кофе: Корпоративная культура Шоколадница / Г. Бехар. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 186 c.
- Внутренние коммуникации // Журнал Коммерческий директор [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kom-dir.ru/article/1826-vnutrennie-kommunikatsii Дата обращения: 02.11.2019 г.
- Гудкова, Т.В. Культура фирмы как фактор повышения эффективности её функционирования // ВМУ. Сер.6.Экономика. – 2018. – №6. – С.53 - 64.
- Даудрих Н.И. Особенности организации онлайн исследований при изучении внутрикорпоративных коммуникаций // Тр. конф. «Современная социология ˗ современной России» / НИУ «ВШЭ», №5. ˗ М., 2017. – С.
- Денисон Д., Лиф К. Изменение организационной культуры в организациях / Д. Денисон. –М.: Питер. – 2018. – 192 с.
- Демин, Д. Корпоративная культура: Десять самых распространенных заблуждений / Д. Демин. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 154 c.
- Ильина, О.С. Корпоративная культура: тенденции развития и инструменты регулирования / О.С. Ильина // Вестник РУДН. - серия Социология. - 2019. №2. С. 66-70
- Исаев, А.П. Корпоративная культура управленческого профессионализма / А.П. Исаев // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2018. - № 4. С. 25 - 36.
- Евдокимова А. Как построить систему внутрикорпоративных коммуникаций? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.trainings.ru Дата обращения: 02.11.2019 г.
- Кан А.С. Внутрикорпоративные коммуникации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.livecoach.ru/ Дата обращения: 03.11.2019
- Клюков, Ю.А. Корпоративная культрура и стили управления // Экономика и управление. - 2018. № 4. С. 57 - 60.
- Крымчанинова, М.В., Базаров Т.И. PR внутри компании и проблемы управления корпоративной культурой // Управление корпоративной культуры. - 2015. - № 4. С. 240 - 254.
- Лапина Т.А. Корпоративная культура – Омск, / Т.А. Лапина // 2017. – 96с.
- Лехнович Д. В. Маркетинговые технологии и анализ коммуникативной политики организации // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 327-329.
- Лисина Т.Н. Роль коммуникаций в управлении организацией [Электронный ресурс] Режим доступа: conf.sfu-kras.ru Дата обращения: 02.11.2019 г.
- Лысенко, Ю.Ю. Организационная культура: наблюдать или управлять? / Ю.Ю. Лысенко // Отдел кадров коммерческой организации. 2016. № 2. С. 21.
- Макеев, В.А. Корпоративная культура в организации / В.А. Макеева // Власть. - 2019. № 4. С. 70 - 73.
- Могутнова, Н.Н. Корпоративная культура: идеал и реальность // Вестник РГГУ. - 2016. - № 2 - 3. - С. 234 – 244