Файл: Адаптация ребёнка к школе (Формирование готовности к школе.).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования психологических условий готовности ребенка к школе
1.1 Психологические особенности ребенка, поступающего в школу
1.2. Адаптация готовности ребенка к обучению в школе
Глава 2. Экспериментальное исследование условий готовности ребенка к школе
2.1 Описание выборки и методики исследования
2.2. Диагностика уровня готовности к школе на этапе констатирующего эксперимента
Выводы по второй главе
- Школа самый важный момент в жизни ребенка, к нему стоит подготовиться. Подготовка может быть разная и проходить по-разному. Но перед тем, как проводить занятия необходимо провести диагностику детей и определение уровня готовности детей к школе.
С детьми было проведены диагностические задания и определен уровень готовностей к школьному обучению. Был определен средний уровень готовности детей к школе.
- После диагностики детей и обработки результатов было принято решение о разработке программы по подготовке детей к школе. После того как программа была разработана группу разделили на 2 группы. Программа проводилась только с одной группой, а с другой группы была обычная жизнь.
Программа состоит из 4 разделов. В программе так же были соблюдены те условия, которые были разработаны в гипотезе. В программу входит работа с родителями, работа с педагогами учреждения, занятия. С группой детей проводятся занятия раз в неделю. Обязательно проводится индивидуальная работа с детьми. С родителями и педагогами проводится консультации.
- После проведенной программы с детьми одной и второй группы провелась повторно диагностика на определения уровня готовности к школе. Диагностический материал был использован такой же, как и при первой диагностики.
- По итогам проведенной диагностики можно сказать, что экспериментальная группа показала результаты выше, чем контрольная. В связи с этим можно сделать вывод об эффективности проведенной работы по формированию готовности к школе.
- Можно так же сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение. Если проводить занятия, которые направлены на создание психологических готовности к школе, а именно развитие познавательных процессов; развитие пространственных отношений; развитие произвольного поведения; развитие мелкой моторики, то можно обеспечить более высокую готовность ребенка к школе. В группе без проведения занятий и без обеспечения психологических условий готовность к школе оказалась не настолько высокая.
- Очень важно не только просто проводить занятия с детьми, но еще очень важно проводить работу с родителями. Объяснять, что проводятся занятия по готовности к школе. Родителям даются рекомендации по тому, как лучше готовить ребенка в домашних условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обучение в школе — это очень важный этап в жизни каждого ребенка. Очень важно, чтобы он прошел успешно, от этого зависит вся дальнейшая жизнь человека. Поэтому важное значение имеет подготовка ребенка к обучению в школе. Подготовка должна заключаться не только в передаче определенных знаний и передаче умений и навыков, но психологическая подготовка ребенка к обучению в школе.
Будет успешное или не успешное обучение ребенка в школе в большей степени зависит насколько он готов к этому обучению. И насколько будет успешной, зависит именно от психологической подготовки ребенка в школе. Многие родители считают, что важной задачей подготовки ребенка к школе это дать знания, умения и знания и чем больше, тем лучше. А другая половина родителей считает наоборот, что кто-то подготовит их детей к школе и что не стоит беспокоиться о подготовке ребенка к школе. А про психологическую подготовку ребенка никто не задумывается.
Психологическая готовность ребенка к школе занимает немало важное место в подготовке ребенка к школе. В психологическую подготовку входит личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе. У ребенка к поступлению в школу должны быть сформирована позиция школьника. Вовремя приходить на уроки, уважительное отношение к учителю, выполнять во время все задания, которые дает учитель. Удерживать длительно свое внимание на выполнение задания. Так же ребенок должен понимать ситуации урока, что на уроке ребенок должен слушаться учителя.
Так же у ребенка должна быть сформирована мотивация. Ребенок должен хотеть в школу для того, чтобы узнать, что-то новое, познакомится с новыми ребятами, а не потому, что родители купили новые вещи и ими хочется пользоваться.
У ребенка должна быть сформирована адекватная самооценка. Адекватная реакция на свои достижения и неудачи. За счет этого формируется адекватная реакция на поощрения и порицания со стороны родителей, учителей и ближнего окружения. При возникновении трудностей в достижении цели не опускать руки и не расстраивается, а наоборот уметь преодолевать трудности.
Психологическую готовность можно и нужно формировать в 5-7 лет. Она должна формироваться наряду с подготовкой в плане знаний, умений и навыков. Такая подготовка должна проводиться не только в специализированных учреждения (детский сад, развивающие центры и т. д.), но и дома с родителями. Родители должны постоянно сотрудничать со своим ребенком в плане подготовки ребенка к школе и не только.
Психологическая подготовка ребенка может проходить в виде различных занятий, упражнений и игр. Занятия могут проходить как по расписанию, так и в свободное время от занятий. Игры и упражнений могут, как и входить в занятия, так и проводиться в свободное время, например во время прогулки или перед обедом. В начале, середине и в конце года обязательно делается диагностика для определения уровня, на котором находится ребенок. Если диагностика делается в начале года для определения, в каком направлении двигается, а в средине года для корректировки направления программы.
В подготовке ребенка должны принимать участие не только детский сад и дополнительные курсы, но обязательно должны принимать и родители. В первую очередь должны заниматься подготовкой с ребенком к школе должны родители. Так от того, как и сколько занимаются родители с ребенком, зависит будущее ребенка не только в школе, но и после школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Просвещение, 2007. - 375.
- Агафонова, И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации [Текст] / И.Н. Агафонова // Начальная школа. - 2004. - № 1. - С.23-
- Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст] / В.А. Аверин. - СПб.: Питер, 2003. - 212 с.
- Асеев, В.Г. Возрастная психология [Текст] / В.Г. Асеева. - Иркутск. - МГУ. - 195 с.
- Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2006. - 256 с.
- Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 2007. - 224 с.
- Габай, Т.В. Педагогическая психология [Текст] / Т.В. Габай. - М.: Логос, 1995. - 348 с.
- Дмитриевская, Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе [Текст] / Л.А. Дмитриевская // Начальная школа. - 2007. - № 12. - С.17-21.
- Жукова, Л.Е., Кочурова, Е.Э., Кузнецова, М.И. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению к школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей [Текст] / Л.Е. Жукова, Е.С. Кочурова, М.И. Кузнецова // Начальная школа. - 2003. - № 8. - С.5-11.
- Жукова, Л.Е., Кочурова, Е.Э., Кузнецова, М.И. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению к школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей [Текст] / Л.Е. Жукова, Е.С. Кочурова, М.И. Кузнецова // Начальная школа. - 2003. - № 11. - С.70-77.
18.Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 483 с.
- Кайл, Р. Детская психология: тайны психики ребенка [Текст] / Р. Кайл. - СПб.: Питер, 2002. - 370 с.
- Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2007. - 675 с.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю. Кулагина. - М.: Мир книги, 2008. - 364 с.
- Мир детства: Дошкольник [Текст] / Под ред. Хрипкова, А.Г. - М.: Педагогика, 2005. - 256 с.
- Практикум по возрастной психологии [Текст] / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2006. - 688 с.
- Савицкая, Д.В. Психологическая готовность детей к школьному обучению [Текст] / Д.В. Савицкая // Начальная школа. - 2004. - № 3. - С.61-63.
- Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2006. - 366 с.
- Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Акадеия», 2006. - 368 с.
- Хрестоматия по детской психологии [Текст] / Ред. и сост. Г.В. Бурменская. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 655 с.
- Шаграева, О.А. Педагогическая психология [Текст] / О.А. Шаграева. - М.: Логос, 2007. - 456 с.
42.Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 384 с.
Приложение А
Программа по психологической подготовке ребенка к школьному обучению
Цель: психологическая подготовка ребенка к школьному обучению.
Задачи:
- развивать пространственные отношения;
- развитие познавательных процессов;
- развитие мелкой моторики;
- развитие произвольного поведения;
- просвещение родителей в плане психологической готовности ребенка к школе.
Срок действия программы: 1 год
Возраст детей: 6-7 лет
Условия программы: проходит в виде занятии продолжительностью 30 минут с группой детей подготовительной группы, так и индивидуально, проводить игры или упражнения в свободное время.
Взаимодействие специалистов: к подготовке ребенка к школе был привлечены воспитатели, музыкальный руководитель и физический инструктор.
В программу входят как занятия, которые проводиться с группой детей, индивидуальные занятия, игры, упражнения и консультации с родителями. Игры проводятся как на занятиях, так и вне занятий во время любых режимных моментов.
Подготовка к школе проводиться как с детьми, так и проводятся различные консультации, собрания с родителями.
Материал: учебные пособия, рабочие тетради для занятий, картинки необходимы для проведения игр и упражнений.
Прогнозируемые результаты: в конце усвоения программы у ребенка развита наблюдательность, развита мелкая моторика рук, развито произвольное внимание, самостоятельность, обогащён словарный запас.
Содержание программы
Программа предусматривает проведение занятий как группами, так и индивидуально, так же проводятся различные викторины.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность 30 минут.
Структура занятий предусматривает
- приветствие;
- задания на развитие мелкой моторики;
- задания на развитие самостоятельности;
- задания на развития внимания;
- физминутка;
- индивидуальная работа;
- графический диктант;
- прощание.
Вначале занятий проводится приветствие друг с другом и с педагогом. Далее дается задания развитие психологических процессов, потом проводится физминутка для снятия напряжения и усталости, далее проводится или индивидуальная работа с детьми с рабочими тетрадями или проводится графический диктант. В конце занятия проводится рефлексия, что делали на занятии, получилось или не получилось, если не получилось, то почему, и какие трудности были на занятии. В конце занятия обязательно проводится прощание с педагогом.
Раздел 1. Диагностика детей.
В данном разделе проводится диагностика детей для определения уровня развития и определения направления развития ребенка.
Диагностика проводится в начале учебного года (сентябрь - середина октябрь, май). Проводится по подгруппам. По результатам проведенной диагностики проводится индивидуальная работа или происходит корректировка программы по направлению который показал наиболее низкие и средние результаты, но и подержание тех аспектов, которые показали высокий результаты. Так же диагностика проходит и середине прохождения программы для корректировки направления программы или индивидуальной работы с детьми. Так же проводится анкета с родителями, которая показывает подготовка как проходит подготовка в домашних условиях.
Раздел 2. Коррекционно-развивающая занятия с детьми.
Занятия проводятся с всей группой детей (середина октября - апрель). Длительность каждого занятия - 30 минут, проводиться 1 раз в неделю. Индивидуальная работа проводится 2 раза в неделю, которые проводится по тем направлениям, которые необходимо развить у ребенка.
Приветствия
Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Группа встает в круг, у воспитателя в руках мячик. Воспитатель передает соседу и говорит: «Доброе утро», взявший мячик сосед передает другому и говорит то же самое.
Рефлексия
Каждое занятие ребят вместе с воспитателем вспоминают всё занятие, и воспитатель спрашивает у ребят что получилось, а что нет, как они считают почему не получилось. Так же воспитатель спрашивает, что понравилось, а что нет и почему.
Прощание
Так же каждое занятие завершается ритуалом прощания. Группа сидит на коврике в кругу. И у воспитателя в руках мячик и воспитатель у противоположной стороны отдает мячик и говорит: «До встречи» и так по кругу ребята передают по кругу.
Упражнения на групповую сплочённость
Формирование группой сплоченности необходимо для того, чтобы работа в группе была успешнее и эффективнее. Развивать умение у ребенка находить положительный контакт со сверстниками, развивать умение считаться с интересами других. Развитие у ребенка чувства, что он часть группы и от него зависит успешность группы, развитие у ребенка открытости. Развитие у ребенка толерантности к окружающим.
Упражнения на сплочение коллектива
- «Объятия»
Педагог предлагает детям сесть в круг. По кругу ребята обнимают друг друга, сначала в одну сторону ребята обнимаются друг с другом. Потом объятия повторяются в другую сторону.