Файл: Адаптация ребёнка к школе (Формирование готовности к школе.).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования психологических условий готовности ребенка к школе
1.1 Психологические особенности ребенка, поступающего в школу
1.2. Адаптация готовности ребенка к обучению в школе
Глава 2. Экспериментальное исследование условий готовности ребенка к школе
2.1 Описание выборки и методики исследования
2.2. Диагностика уровня готовности к школе на этапе констатирующего эксперимента
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире для многих родителей становится проблемой подготовка ребенка к школе. Так же встает вопрос о том стоит ребенка вообще готовить ребенка к школе. И если стоит готовить хватит ли ребенку подготовки в детском саду или необходимо еще дополнительно отдавать в дополнительные курсы. И где лучше подготовить дома или на курсах.
Для ребенка школа — это новый мир, где свой режим, свои правила. Так же в школе ребенка ждет напряжение не только физическое - необходимо просидеть урок 30-35 минут, но и нервное напряжение. В школе необходимо усвоение определенного программного материала в определённый срок и новых условиях. Так же необходимо ребенку удерживать внимание на одном задании определенный отрезок времени. Слушать то, что говорить учитель и выполнять все, что говорит делать учитель.
Актуальность данной работы заключается в том, что есть необходимость в подготовке ребенка к школьному обучению. Но подготовка велась не только в плане знаний, умений и навыков, но и психологической подготовки ребенка к школе.
Готовность ребенка к школе состоит из нескольких аспектов, таких как физическая, социальная, личностная, познавательная сфера, эмоциональноволевая и психологическая. Основной целью психологической подготовки ребенка к школе является адаптация ребенка к обучению и к определенным условиям.
У ребенка, поступающего в школу, должна быть сформирована мотивация. Он должен хотеть в школу не только потому, что ему родители купили красивые вещи, а потому что он в школе получить новые знания, познакомиться с новыми людьми.
К моменту поступления в школу ребенок еще должен быть физически развит в соответствии с возрастными особенностями.
Подготовку ребенка к школе, а также диагностику готовности ребенка к школе изучали такие отечественные исследователи, такие как Л.С. Выготский, А.В. Запорожц, В.В. Давыдов, Н.Н. Гудкина, Р.В. Овчарова и др.
К моменту поступления в школу ребенок должен быть развит все стороне. Как физически, так в плане знаний, умений и навыков, так и в плане психологической стороны. Так как если какая-либо из сторон не будет развито, то ребенок будет не так успешен в школьном обучении.
Целью исследования - является разработка программы по созданию психологических условий повышению уровня готовности ребенка к школе.
Объект исследования: готовность ребенка к школе.
Предметом исследования являются психологические условия готовности ребенка к школе.
Гипотеза исследования: психологические условия для повышения уровня готовности ребенка к школе в рамках осуществления специальной развивающей программы являются следующие направления работы с ребенком:
- развитие познавательных процессов;
- развитие пространственных отношений;
- развитие произвольного поведения;
- развитие мелкой моторики.
Задачи исследования:
- Изучение литературы по данной проблеме.
- Подбор методик для изучения подготовки ребенка к школе.
- Разработка программы по созданию психологических условий готовности ребенка к школе.
- Оценка эффективности разработанной программы психологических условий готовности ребенка к школе.
Практическая значимость работы заключается в разработке и применении программы по созданию психологических условий для подготовки ребенка к школе.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования психологических условий готовности ребенка к школе
1.1 Психологические особенности ребенка, поступающего в школу
Ребенок на седьмом году жизни продолжает развиваться как физически, так и психологически. Продолжается становление психологических новообразований, которые появились ранее. В организме ребенка идет активное созревание. Вес ребенка увеличивается, рост ребенка все выше и выше, изменяются пропорции тела. Мозг ребенка сформирован почти так же, как у взрослого. У ребенка в этом возрасте хорошо развита двигательная сфера. Общее развитие ребенка связано с мелкой моторикой. Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием интеллекта, развитием речи и подготовка руки к письму.
Все виды деятельности дошкольника в этом возрасте становятся моделирующими. Ребенок в деятельности моделирует деятельность взрослого. Ребенок в игре моделирует отношения и деятельность взрослых.
Действия переходят во внутренний план из внешнего плана. Теперь ребенок перед тем, как, что-то сделать ему нет необходимости свои действия проговаривать. У ребенка меняется отношение к себе и образу Я. На данном этапе формируется сочувствие, активная позиция к окружающей жизни, заботливость.
Ведущей потребностью в данном возрасте является потребность в общении, как со взрослыми, так и в общении со сверстниками. В дошкольном возрасте расширяется общение со взрослым. Это происходит за счет развития речи. Общение в этом возрасте становиться вне ситуативно - личностное. Общение со взрослым становится теперь вне какой-то определенной ситуации. Теперь общение со взрослым происходит на познавательные темы, тема близких родственников, на нравственные темы. Мотивом для общения со взрослым становиться личностные.
У ребенка начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает управлять своим вниманием, удерживать внимание на нескольких объектах. Продолжает развиваться внимание, у ребенка оно становится произвольным. Ребенок способен более длительное время удерживать свое внимание и объем внимания достигает 7-8 объектов. У ребенка увеличивается концентрация внимания, если раньше ребенок мог удерживать 15-20 минут, а сейчас уже 25-30 минут. Так же ребенок может сконцентрировать внимание на одном и том же задании или объекте.
К концу года ребенок может произвольно наблюдать за объектом, возникает произвольное внимание и в результате чего появляется произвольная память. Наблюдать за объектом ребенок может наблюдать целенаправленно. В результате чего возникает произвольная память. Произвольная память возникает тогда, когда ребенок самостоятельно ставит себе цель запомнить. А потом вспомнить. Развитие произвольной памяти происходит тогда, когда ребенок выделил задачу на запоминание. Следует поощрять стремление ребенка запоминать, это залог развития памяти и не только памяти, но и всех остальных познавательных процессов. Развитие произвольной памяти способствует развитие опосредованной памяти - продуктивный вид запоминания. Для того что бы ребенок легче и быстрее запоминал необходимо, чтобы материал был ярким, красочным, необычностью и т.д.
В 6-7 лет - наглядно-образное мышление. Продолжается развиваться образное мышление, но затруднено воспроизведение метрических отношений. К концу дошкольного возраста начинает развиваться логическое мышление, наглядно-логическое мышление достигает своего пика в развитии. Ребенок может установить причинно-следственные связи, находить решение проблемной ситуации. Так же может делать исключения на основе всех изученных обобщения. Так же может выстроить последовательность из 6-8 картинок.
Формируются функции пространственного анализа и синтеза. Чувства тела, соотношение целого и частей целого, метрические представления, координатные представления и пространственные представления.
У ребенка идет развитие творческого воображения, этому способствует в первую очередь игра, яркие впечатления, эмоции. В данном возрасте у ребенка активизируется воображение, сначала воссоздающего, а потом творческого. Этот период очень благоприятен для развития воображения и творчества.
Ребенок готов воспринять новые правила и новую обстановку вокруг себя. Готов к общению со сверстниками и учителем. Так же ребенок готов воспринимать проблему не только со своей проблемой, но и учитывать мнение окружающих.
У ребенка активно развиваются познавательные процессы. Ребенок начинает осознавать, что есть не только игра, но еще и важные задания, и дела.
Он может считать до 10, сказать, где меньше предметов, где больше. Знает геометрические фигуры, может их назвать. Может сказать, где право и где лево, может правильно показать направление движений. Знает простейшие знаки, может совершить простейшие действия. Ребенок должен уметь объединить несколько предметов по одному признаку.
По А.Н. Леонтьеву деятельность это те процессы, которые осуществляется и выражается отношение самого человека к окружающему его миру. А ведущая деятельность —это такая деятельность, в которой идет развитие отдельных процессов (мышление, память и т.д.), развитие личности в целом, в этой деятельности зарождаются новые формы деятельности.
Ведущим видом деятельности в 6-7 лет является игра. И не просто любая игра, а сюжетно-ролевая игра. В игре дети начинают осваивать отношения между людьми, отражающие жизненные ситуации, происходящие между людьми. Игра усложнятся, в игре может быть сразу несколько центров, в которых развивается сюжет.
Большое значение для ребенка имеет общение со сверстниками. Избирательное отношение к сверстникам становится устойчивым, как раз в это время зарождается дружба. Дети продолжают сотрудничать между собой, и наблюдается конкурентные отношения. В общении со сверстниками ребенок старается проявить себя и привлечь внимание к себе. Ребенок может изменять свою точку зрение в связи со столкновением с общественным мнением.
У ребенка по окончанию дошкольного возраста начинается кризис 7 лет. Он проявляется в том, что ребенок начинает задумываться о своих действиях перед тем, как его совершить. Ребенок хочет показаться строгим и умным, в это время у ребенка появляется секреты от родителей.
Ребенок не хочет, что-то делать просто потому, что это предложил взрослый. Он настаивает, не потому, что он этого очень хочет, а потому что он это потребовал. Ребенок стремится к самостоятельности, у него появляется стремление сделать все самому.
У ребенка, поступающего в школу, должны быть сформированы определенный уровень познавательной активности, еще должна быть определенная психологическая готовность ребенка к школе. Готовность ребенка к школе не возникает просто так, она требует специальных занятий ребенком.
Подготовка ребенка к школе в современном обществе очень актуальна. Многие родители считают, что если ребенку дать определенные знания, умения и навыки, которые требует школа, в которую они пойдут, то этого достаточно. Некоторые родители о подготовке ребенка к школе вообще не задумываются. Подготовка ребенка к школе очень важна, но не только ребенку дать определенные знания, умения и навыки, но и психологически ребенка подготовить. Психологическая подготовка очень важна для ребенка. Так как ребенок, поступив в школу, попадает в новую ситуацию для него.
1.2. Адаптация готовности ребенка к обучению в школе
Поступление ребенка в школу - важное и волнительное событие в жизни ребенка. Поэтому важное значение имеет подготовка ребенка к поступлению в школу. Подготовка ребенка к школе проходит по нескольким уровням это физическая подготовка, интеллектуальная, личностная, эмоционально-мотивационная и волевая подготовка. Подготовка ребенка к школе заключается в психологической стороне. Но психологическая готовность ребенка формируется не сразу и не проста так.
Для того чтобы сформировать психологическую сторону ребенка к обучению в школе стоит обеспечить условия подготовки. В первую очередь для подготовки ребенка к школе стоит обеспечить предметно - пространственную среду, как в детском саду, так и дома.
Так же во время подготовки ребенка в школу необходимо соблюдать некоторые психологические условия. Для того, чтобы подготовка была более успешной необходимо соблюдать систематичность, последовательность, все занятия должны быть в соответствии с возрастом ребенка, желательно учитывать возможности ребенка — это то, что касается интеллектуальной и физической подготовки ребенка.
При подготовке ребенка к школе стоит так же обращать внимание на индивидуальные особенности самого ребенка. При проведении коррекционных занятий стоит учитывать индивидуальные особенности.
Развитие ребенка происходит в игре. В игре ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, также в игре происходит развитие произвольного поведения.