Файл: Адаптация ребёнка к школе (Формирование готовности к школе.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После диагностики в начале года были проведены занятия, упражнения и игры. Так же проводится диагностика в средине года и в течение прохождения программы. Эта диагностика проводится для того, чтобы скорректировать ход программы и индивидуальной работы.

В последнем 4 разделе проводится последняя диагностика проводиться в конце года. Она направлена на то, чтобы определить уровень готовности детей к школе. И проанализировать насколько успешно данная программа будет реализована.

Перед тем, как приступить к проведению занятий надо запланировать работу, как с группой, так и индивидуально. Так же планируется работа с детьми, которые находится на низком уровне или ниже среднего. Так же планируется работа с родителями, такие как беседы, так и общие консультации.

Во втором разделе прописаны сами занятия. Занятия проводится один раз в неделю. Длительность занятия 25-30 минут, раз в неделю. На занятии проводиться разнообразные упражнения, игры, проводится работа в тетрадках. Так же на занятиях и вне занятий проводится индивидуальная работа с детьми.

В ходе занятий детям объясняется как себя вести в школе. Что есть перемена, что есть урок и сколько он длится, как себя необходимо вести на уроке. Что можно дела на переменах. На занятиях проводится работа по тетрадям, так же проводится индивидуальная работа. Так же проводится различные игры, упражнения на формирование или познавательных процессов, произвольного поведения и т.д.

В каждое занятие входит обязательно в начале приветствие, а в конце обязательная рефлексия и прощание. Между приветствием и прощанием обязательно входит различные упражнения и игры. В середине занятия обязательно входит или пальчиковая гимнастика, или физминутки, или то и другое. 

В программе структура занятий предусматривает следующие пункты

  • приветствие;
  • задания на развитие мелкой моторики;
  • задания на развитие мышления;
  • задания на развития внимания;
  • физминутка;
  • индивидуальная работа;
  • графический диктант;
  • прощание.

На индивидуальных занятиях прорабатывается либо то, что не получилось на занятии или получилось, но с трудом. Или доделывалась та работа, которая была не сделана во время занятия.

Индивидуальная работа с детьми проводится еще и с теми детьми, которые находятся на низком уровне подготовки к школе. Индивидуальные занятия проходят вне всех занятий. На таких занятиях проводится те задания, упражнения или игры, которые рассчитаны на их уровень подготовки.


В программе следующий раздел 3 по работе с педагогами учреждения. В этом разделе предусмотрена работа в виде индивидуальной консультации педагогов, не только воспитателей, но специалистов, которые работают с детьми. Так же на тему психологической подготовке ребенка к школе разрабатываются различные учебные пособия для педагогов.

Следующий раздел программы - 4, в котором проводится работа с родителями. Для начала было проведено анкетирование для определения уровня просвещения родителей по поводу подготовки ребенка к школе. В данном разделе реализуется задача о просвещении родителей по подготовке ребенка к школе. Вначале анализируются полученные результаты в ходе проведенного анкетирования. Планируются и проводятся беседы, индивидуальные консультации, родительские собрания с родителями по подготовке ребенка к школе. Так же для родителей создается папки передвижки, в которых прописаны как возрастные особенности ребенка данного возраста. Так же в этих папках прописаны, что необходимо делать для того, чтобы успешно подготовить ребенка к школе.

После прохождения программы проводилась диагностика со всей группой и подводился итог по прохождению программы, на основе чего делался вывод о психологической подготовки как каждого ребенка, так и в группы в целом.

4. Диагностика уровня готовности к школе на этапе контрольного эксперимента

После того как были проведены запланированные занятия и мероприятия были проведена диагностика на психологическую готовность детей к школе с помощью теста Йерасик-Керн.

Целью проведения теста был определить уровень сформированности психологической готовности ребенка к школе после проведения проведенных занятий, упражнений и игр.

Так же были применены три задания «Нарисуй человека», «Срисовывание группы точек», «Скопируй фразу». Так же в конце выполненных всех трех заданий, проводится опросник из 20 вопросов, которые направлены на определение зрелости детей.

Первое задание «Нарисуй человека». Ребенку дается лист бумаги и дается инструкция. При выполнении задания ребенку помощь не предоставляется и дополнительных пояснений не дается.

Группа из 30 человек был разделена на 2 группы. С одной группой были проведены занятия, различные игры и упражнения, а со второй не проводились. В каждой группе по 15 человек.

После проведения первого задания «Нарисуй человека» и обработки с первой группой, в которой реализовывалась созданная программа, были получены такие результаты как: 5 баллов получили 0 человек (0%), 4 балла получили 0 человек (0%), 3 балла получили 1 человек (6%), 2 балла получили 10 человек (67%), 1 балл получили 4 человека (27%).


После проведения первого диагностического задания с группой, которая не проходила программу, и были получены следующие результаты - 5 баллов получили 0 человек (0%), 4 балла получили 3 человека (20%), 3 балла получили 6 человек (40%), 2 балла получили 5 человек (34%), 1 балл получил (6%).

Таблица 1 - Сравнение результатов по заданию «Нарисуй человека» в экспериментальной и контрольной группе

Баллы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

5 баллов

0 человек (0%)

0 человек (0%)

4 балла

0 человек (0%)

3 человека (20%)

3 балла

1 человек (6%)

6 человек (40%)

2 балла

10 человек (67%)

5 человек (34%)

1 балла

4 человека (27%)

1 человек (6%)

Из таблицы выше можно сделать вывод о том, что дети, которые прошли разработанную нами программу, показали результаты лучше, чем те дети, которые программу не проходили

Второе задание «Срисовывание группы точек». В этом задании ребенку предлагается срисовать столько точек и в таком порядке, которое нарисовано на образце. После прохождения программы первой группой были получены следующие результаты, как 5 баллов получили 0 человек (0%), 4 балла получил 1 человек (6%), 3 балла получили 3 человека (20%), 2 балла получили 5 человек (34%), 1 балл получили 6 человек (40%).

После проведения диагностических заданий с группой детей, которые не участвовали в программе по подготовке к школе, были получены такие результаты: 5 баллов получили 0 человек (0%), 4 балла получили 3 человека (20%), 3 балла получили 5 человек (34%), 2 балла получили 4 человека (27%), 1 балл получили 3 человека (20%).

Таблица 2 - Сравнение результатов по заданию «Срисовывание группы точек»

Баллы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

5 баллов

0 человек (0%)

0 человек (0%)

4 балла

1 человек (6%)

3 человека (20%)

3 балла

3 человека (20%)

5 человек (34%)

2 балла

5 человек (34%)

4 человека (27%)

1 балл

6 человек (40%)

3 человека (20%)


Третье задание «Скопируй фразу». Детям было предложено скопировать написанную фразу. Так во время выполнения задания помощь и подсказки ребенку не предлагалось. Диагностическое задание было проведено в первой группе, которая проходили программу подготовки к школе и были получены такие результаты как 5 баллов получили 0 человек (0%), 4 балла получили 2 человека (13 %), 3 балла получили 8 человек (53%), 2 балла получили 2 человека (13%), 1 балл получили 3 человека (20%).

Такое же диагностическое задание было проведено и в группе, в которой не проходили занятия по программе подготовке детей к школе. Получены, такие результаты как 5 баллов получили 1 человек (6%), 4 балла получили 5 человек (34%), 3 балла получили 6 человек (40%), 2 балла получили 2 человека (13%), 1 балл получил 1 человек (6%).

Таблица 3 - Сравнение результатов по заданию «Скопируй фразу» в экспериментальной и контрольной группе

Баллы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

5 баллов

0 человек (0%)

1 человек (6%)

4 балла

2 человека (13%)

5 человек (34%)

3 балла

8 человек (53%)

6 человек (40%)

2 балла

2 человека (13%)

2 человека (13%)

1 балл

3 человека (20%)

1 человека (6%)

В приведенной выше таблице можно заметить разницу в показателях, между детьми, которые посещали занятия и которые не посещали. Те, которые занимались, показали себя с лучшей стороны, так как они посещали занятия.

Так же после проведённых трех заданий подводится итог. Итог то же будет проводиться по группам. По результату, первой группы, которая занималась по программе, можно сделать следующие результаты 5 баллов получили 10 человек (67%), 6-7 баллов получили 4 человека (27%), 8-9 баллов получил 1 человек (6%) и более 10 баллов получили 0 человек (0%).

По результату, второй группы, которая не проходила занятия по программе, получили следующее результаты 5 баллов получили 3 человека (20%), 6-7 баллов получили 6 человек (40%), 8-9 баллов получили 4 человека (27%) и более 10 баллов 1 человек (6%).

Таблица 4 - Сравнительные результаты по итоговым результатам в экспериментальной и контрольной группе

Баллы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

5 баллов

10 человек (67%)

3 человек (20%)

6-7 баллов

4 человека (27%)

6 человек (40%)

8-9 баллов

1 человек (6%)

4 человека (27%)

10 и более

0 человек (0%)

1 человек (6%)

По итогам, приведённым в таблице видно, что по итогам всего диагностических заданий можно сказать, что та группа, которая проходила разработанную программу показала наилучшее результаты как по всем заданиям, так и по итоговым показателям. А те дети, которые не проходили программу, показали низкие показатели по сравнению с теми, кто проходи


программу. Дети, у которых показатели высокие можно считать зрелыми, то есть готовые к школьному обучению.

Так же был проведен опрос на определение школьной зрелости детей. В нем 20 вопросов на различные темы. Опрос был проведен в той группе, которые, проходили программу в течение года. Были получены следующие результаты в 1 группе - 8 человек (53%), 2 группа - 5 человек (33%), 3 группа - 1 человек (6%), 4 группа - 1 человек (6%), 5 группа 0 человек (0%).

Так же опрос был проведен в той группе, в которой не проводились занятия по программе и были получены такие результаты как в 1 группе - 2 человека (13%), 2 группа - 5 человек (33%), 3 группа - 6 человек (40%), 4 группа - 1 человек (6%), 5 группа - 1 человек (6%).

Таблица 5 - Сравнение результатов опроса в экспериментальной и контрольной группах

Г руппа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

1 группа

8 человек (53%)

2 человека (13%)

2 группа

5 человек (33%)

5 человек (33%)

3 группа

1 человека (6%)

6 человек (40%)

4 группа

1 человек (6%)

1 человек (6%)

5 группа

0 человек (0%)

1 человек (6%)

По итогам проведенного опроса так же видно, что показатели выше у тех детей, которые проходили программу по подготовке к школе. А у тех детей, которые не проходили программу подготовки к школе. И это значит, что дети из экспериментальной группы более зрелые, чем дети из контрольной группы.

По всем диагностическим заданиям и опросу по показателям видно, что те дети, которые занимались по программе, более готовы к обучению в школе, а те, кто не занимался по программе менее подготовлены к обучению в школу.

Диагностические задания выявляет умение ребенка действовать по образцу, которое будут необходимы при обучении в школе. Поэтому можно сказать о том, что у тех детей, которые прошли обучение по программе, развито умение действовать по образцу.

Так же по итогам теста можно сказать о том, что у детей экспериментальной группы показатели выше, по сравнению с контрольной. Можно сказать о том, что у детей стал выше интеллектуальный уровень готовности к школе. Можно сделать вывод о том, что стоит с детьми заниматься, но дополнительно к занятиям стоит выполнять еще и психологические условия. Условия помогут наиболее лучше подготовить ребенка к школе.