Файл: Понятие учебно-познавательная деятельность учащихся.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 4
Введение
Актуальность исследования. На настоящем этапе в разряд насущных потребностей науки и практики выдвигаются задачи повышения субъектной активности личности в осуществлении различных видов деятельности, в том числе познавательной, качество которой в существенной мере определяется степенью мотивационной направленности на нее и наличием необходимого и достаточного уровня развития соответствующих способностей. Решение этой задачи в свою очередь требует внимания ученых к выявлению тенденций становления ключевых характеристик субъектности на ранних этапах онтогенеза, прежде всего на этапах дошкольного возраста, поскольку, как утверждают специалисты, именно в эти периоды развития закладывается фундамент многих личностных качеств.
В контексте обозначенныхвопросов со всей очевидностью встает задача изучения развития у дошкольников познавательной активности, концентрированно выражающего степень субъектной активности в таких видах деятельности, как познавательная, учебная, творческая и др., так как он обеспечивает осознание ценности деятельности для личности, мотивационную нацеленность на ее осуществление, мобилизацию интеллектуальных сил и волевых усилий на ее процесс и результат.Это обеспечит возможность организации оптимальных психолого-педагогических условий развития познавательного интереса у детей.
Сложность и многогранность познавательного интереса как психического образования рождает неоднозначность и противоречивость мнений относительно его сущности.
Целью данной работы является активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на современном этапе, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты изучение развития учебно-познавательной деятельности у младших школьников;
- провести исследование учебно-познавательной деятельности на современном этапе;
- разработать мероприятия по повышению познавательной активности дошкольников.
Объект исследования – познавательная активность.
Предмет исследования – пути повышения познавательной активности детей.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области педагогики, материалы периодических изданий и сети Интернет.
Глава 1 Теоретические аспекты изучение развития учебно-познавательной деятельности у младших школьников
Понятие учебно-познавательная деятельность учащихся
В связи с достижениями в науке и практике, изменениями, происходящими в современном социуме, все более высокие требования предъявляются к воспитанию и образованию подрастающего поколения. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что «образование направлено не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но прежде всего на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из принципов построения дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В современном обществе образовательная деятельность строится на основе учета индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда ребенок становится субъектом образования. Создаются благоприятные условия для максимального развития разнообразных способностей детей. Вместе с тем, у некоторых дошкольников наблюдается снижение познавательных интересов, способностей, что обусловлено нестабильными социальными условиями и изменением ценностных ориентаций. В связи со сложившейся обстановкой развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность как один из способов решения социально-педагогических проблем.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что у ученых нет пока единого мнения о сущности познавательных интересов. По мнению С.Л. Рубинштейна, это сложное явление, которое носит двусторонний характер. С одной стороны, выступает объект интереса или явление, предмет, с другой стороны, познавательная, избирательная направленность самой личности. «...Интерес, - пишет С.Л. Рубинштейн, - принимает характер двустороннего отношения. Если меня интересует какой-либо предмет, это значит, что этот предмет для меня интересен»[1].
Различные авторы указывают на разные свойства, считая их наиболее характерными для проявления познавательного интереса. Изучение определений понятий «интерес», «познавательный интерес» показывает, что их содержание достаточно разнопланово, многоаспектно. Рассмотрим некоторые из них.
Интерес (от лат. interest - имеет значение) - стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательные характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе[2].
Интерес - особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в его суть, узнать, понять[3].
Интерес - мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности[4].
Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности[5].
В работах Н.Ф. Добрынина интерес рассматривается как избирательная направленность человека, его внимания.
По мнению Л. А. Гордона, «интерес - это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека»[6].
Л.С. Выготский утверждает, что интересы лежат в основе всего культурного и психического развития ребенка. Они определяют такой вектор отражения объективной действительности, который ориентирует ребенка на избирательное отношение к существующим обстоятельствам.
В психолого-педагогической науке выделяют различные признаки интереса. Например, А.Н. Прядёхо выделяет следующие:
- объективно-субъективный характер, то есть посредством интереса устанавливается связь с объективным миром;
- эмоциональная окрашенность интереса;
- осознанность интереса (степень осознанности характеризует силу его проявления и устойчивость);
- избирательный характер интереса;
- положительное влияние интереса на интеллектуальную и практическую деятельность, на волевые усилия личности[7].
В психолого-педагогических трудах известных отечественных ученых (Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л. А. Гордона, А.Н. Леонтьева, Н.Г. Морозовой, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной и других) выявлена сущность понятия «познавательный интерес», выделены его структурные компоненты, обозначены содержательные характеристики его развития, определены условия, этапы возникновения и развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова характеризуют познавательный интерес как мотив, побуждающий к познанию окружающего.
В своих работах Г.И. Щукина рассматривает воспитательную составляющую познавательного интереса. Исследователь показывает, что интерес выступает и как избирательная направленность психологических процессов, и как стремление, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение, и как мощный побудитель активности личности: под его влиянием все психические процессы получают особое избирательное отношение к окружающему миру, наполненное яркими эмоциями, волевыми усилиями[8].
Н. Г. Морозова характеризует познавательный интерес как важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения[9].
А.Ю. Дейкина обращает внимание на то, что «познавательный интерес можно назвать избирательной деятельностью человека, направленной на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности»[10].
Представленные подходы показывают, что авторы выделяют разноплановые психологические характеристики интереса, связанные с проявлением познавательной потребности, мотивацией деятельности, избирательной направленностью личности, проявлением эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов. И в данное время не выработан системный, целостный подход к изучению познавательного интереса. Так, Ю.Н. Кулюткин указывает на наличие в познавательном интересе эмоционального начала, которое содержит мощные энергетические ресурсы. Т. А. Куликова отмечает, что познавательный интерес - это стремление узнавать новое, выяснять неизвестное в предметах и явлениях действительности. В работах Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой отмечается, что для познавательного интереса свойственен поисковый характер, что влияет на активизацию мыслительных процессов. С данным положением можно согласиться, так как под влиянием познавательного интереса человек все время находится в поиске, старается узнать новую информацию об интересующем его предмете, выявить более сущностные взаимосвязи и взаимозависимости.
В целом исследователи отмечают, что интерес - это избирательная направленность личности на изучение новых знаний, овладение умениями, приобретение навыков. Познавательный интерес - это избирательная направленность личности ребёнка на получение и овладение знаниями в определенной предметной области.
Познавательный интерес не относится к отдельным психическим функциям, как, например, мышление, воображение, память. Познавательный интерес относится к группе фундаментальных эмоций и выступает одним из основных компонентов мотивации деятельности ребенка. Это достаточно сложное комплексное явление, включающее интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы, которое проявляется в отношении человека к окружающему миру. Вместе с тем следует отметить, что познавательный интерес, в свою очередь, оказывает влияние на развитие психических процессов (мышления, воображения, памяти).
Вместе с тем, несмотря на разницу подходов к определению понятий «интерес», «познавательный интерес», ученые едины во мнении относительно структуры познавательного интереса. Например, в психологических исследованиях С.Л. Рубинштейна, Л.А. Гордона, А.Н. Леонтьева и других раскрыта структура познавательных интересов, которая включает такие компоненты, как:
- интеллектуальный (направленность на познание объекта, стремление постичь его сущность);
- эмоциональный (положительное эмоциональное отношение к объектам и явлениям окружающей действительности, проявляется в оживленности, выразительности речи, мимики;
- волевой (сосредоточенность на объекте, преодоление трудностей для достижения поставленной цели).
Известный ученый И.П. Павлов в качестве физиологической основы познавательного интереса выделяет безусловный ориентировочный рефлекс «Что такое?».
В психологических исследованиях (Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и другие) отмечается, что познавательный интерес имеет свой предмет, в нём выражена направленность на определённую предметную область. Ребенок стремится познавать окружающий мир не только с целью физической и социальной ориентировки в действительности, но прежде всего с целью проникнуть в его многообразие, постичь, понять характерные стороны, причинно-следственные связи, закономерности. Интерес направляет и организует познавательно-исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста.
В основе познавательного интереса лежит внутренняя потребность человека в познании, постижении глубочайших связей и отношений в окружающем мире и пространстве. Познавательные интересы постоянно поддерживаются и развиваются в процессе участия в различных видах деятельности (игровой, трудовой, познавательно-исследовательской и других). Их поддержанию и совершенствованию способствует оптимально выстроенная система воспитания и обучения, задающая соответствующий вектор положительной направленности на разностороннее развитие личности ребенка.