Файл: Понятие учебно-познавательная деятельность учащихся.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как показали исследования Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А. А. Люблинской, А.К. Марковой, М.В. Матюхиной, М.Ф. Морозовой, Н.Ф. Талызиной, Г.И. Щукиной и др., в основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит познавательная потребность. Она рождается из потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности и начинает проявляться рано, в первые дни жизни ребенка.

Л.И. Божович отмечает, что развитие познавательной потребности происходит неодинаково у разных детей: у одних детей она выражена достаточно ярко и носит более теоретический характер, у других детей она больше связана с практической деятельностью, что свидетельствует о различном уровне познавательного отношения ребенка к окружающей действительности[11].

Для проявления познавательного интереса важное значение имеет содержание знаний. Для детей младшего дошкольного возраста характерен интерес к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира. Старшие дошкольники стремятся к проникновению в сущность объектов, явлений, к обнаружению причинно-следственных связей и отношений между ними.

Н. Г. Морозова выделяет три уровня развития познавательной потребности: низкий, средний и высокий[12]. Для начального уровня потребности характерна потребность во внешних впечатлениях - индивид реагирует на новизну стимула. На следующем уровне познавательная потребность проявляется как потребность в знаниях (любознательность), носит, в основном, эмоциональный характер и не имеет значимого материального результата деятельности. На третьем (высоком) уровне познавательная потребность приобретает характер целенаправленной исследовательской деятельности.

Исследователем выделяются также две формы проявления познавательной потребности: первая - усвоение, интеграция и систематизация готовых знаний; вторая - исследование окружающей действительности с целью получения нового знания (решение проблемных ситуаций, стремление к познавательно- исследовательской деятельности).

Н. Г. Морозова, Г.И. Щукина и др. выделили стадии развития познавательных интересов у детей:

  • любопытство;
  • любознательность;
  • познавательный интерес;
  • теоретический интерес.

Любопытство проявляется в избирательном отношении к окружающему миру. Избирательность вызвана появлением неожиданных предметов, явлений, привлекающих внимание ребенка. Любопытство выступает как реакция на новизну и отличается рефлекторностью. На данной стадии еще не обнаруживается подлинного стремления к познанию.


Любознательность не является врожденным свойством личности. Для любознательности характерно желание ребенка вникнуть в сущность вещей, явлений, выйти за пределы увиденного. Проявление любознательности сопровождается положительными эмоциями (удивления, радости познания).

В своих исследованиях Д.В. Годовикова в качестве основного показателя любознательности выдвигает категорию инициативы в познании, «стремление строить полной и точный образ нового, в конечном счете, образ мира»[13].

Познавательный интерес проявляется в проникновении ребенка в причинно-следственные связи, отношения, закономерности познания. Познавательный интерес в процессе своего развития характеризуется познавательной активностью. Познавательная активность проявляется у детей в исследовательских действиях, направленных на получение новых знаний об окружающем мире.

Для теоретического интереса характерно проявление стремления к познанию сущностных теоретических вопросов, проблем. Теоретический интерес отражается прежде всего в мировоззрении личности, в ее убеждениях, взглядах. Для его пробуждения и развития существенное значение имеет содержание знаний. Таким образом, развитие познавательного интереса у детей осуществляется от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира к проникновению в их сущность и обнаружению взаимосвязей и взаимоотношений, существующих между ними.

Н.Г. Морозова обращает внимание на структуру деятельности, способствующей воспитанию познавательного интереса. Для подобной деятельности характерны следующие специфические особенности:

  • возникновение в ее ходе недоумения и вопросов у самого ребенка; для этого подача нового материала должна опираться на прежние представления, которые вступают в противоречие с новыми и требуют объяснения;
  • постановка и принятие ребенком задачи для самостоятельного или совместного с воспитателем решения, чтобы она становилась собственной задачей ребенка и вызывала желание самостоятельно добиваться ее решения;
  • организация поиска решения задачи, проходящего через преодолимые трудности и приводящего к положительному результату;
  • решение задачи, включающей возникновение новых вопросов, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более устойчивым[14].

В исследованиях Л.Ф. Захаревич, Н.К. Постниковой и др. установлены этапы развития интересов у детей:


  • возникновение эпизодических и кратковременных интересов, основанных на восприятии яркого и внешнего в предмете или явлении;
  • расширение познавательных интересов за счет внимания к большему количеству внешних признаков, разрозненных фактов;
  • углубление познавательных интересов в результате стремления к обучению и систематизации фактов, явлений, к проникновению в глубину их содержания и установлению причинных связей;
  • устойчивое проявление интереса в познавательной деятельности детей, вовлечение ими других и передача им соответствующих знаний и умений[15].

В дошкольном возрасте возможно формирование первых трех этапов развития познавательного интереса. Справедливость данного положения подтверждают экспериментальные исследования Н.Г. Белоус, Л.Н. Вахрушевой, Н.С. Денисенковой, Л.Ф. Захаревич, Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой, Н.К. Постниковой, П.Г. Сирбиладзе и других. Специфика развития познавательных интересов у дошкольников изучалась в различных предметных направлениях: по отношению к природе (Л.Ф. Захаревич, Т.А. Куликова, Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова и другие), к технике (С.В. Гусарова, С.В. Кожокарь), к поэзии (В.Н. Андросова), к математическим знаниям (Н.Г. Белоус, Р.Л. Березина, Н.С. Денисенкова, З.А. Михайлова), в игровой, изобразительной деятельности (Н.А. Бойченко, Л. А. Блащук), в экспериментировании (О.В. Афанасьева) и др. В исследовании Л.Н. Вахрушевой определяется место компьютерных игр в развитии у дошкольников интереса к математическим знаниям.

Необходимо создавать такие условия, при которых бы раскрывались детские интересы к разным сферам действительности.

Одним из основных условий являются участие в различных видах деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, изобразительной и других). Т.А. Куликова выявила тесную взаимозависимость между уровнем развития познавательных интересов, их глубиной и деятельностью, в которой данные знания проявляются и применяются. В ходе участия в деятельности формируются личностные отношения, избирательные отношения к той или иной сфере действительности, познавательно-исследовательской деятельности, участию в них, общению со сверстниками в процессе познания. На этой основе формируется мировоззрение, активное отношение к окружающему. Познавательный интерес аккумулирует многие психические процессы, что побуждает личность к постоянному исследованию окружающего мира. Другим условием являются вопросы воспитателя к детям. Вопросы активизируют детскую мысль, развивают умственные операции (сравнение, обобщение, рассуждение, классификация и др.). Вопросы и задания вызывают у детей положительные эмоции (радость, удивление, сочувствие, сопереживание и др.). Педагоги постепенно, в процессе участия в деятельности, закрепляют положительное отношение к изучаемым явлениям, фактам, расширяют их круг, обогащая любознательность и вместе с тем изучая заинтересованность детей определенным предметным содержанием. Дошкольники стремятся расширить горизонты познания, стремятся вникнуть в существующие в мире связи и отношения, испытывают потребность утвердиться в справедливости своего отношения к окружающему миру.


Одними из основных направлений познавательного развития ребенка является обогащение его представлений об окружающем, развитие любознательности, развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, закономерности.

Один из эффективных приёмов стимуляции познавательных интересов - приём создания ситуаций занимательности (введение в образовательный процесс занимательных примеров, экспериментов, интересных, необычных фактов). Развитию интереса к познанию будет способствовать создание ситуации успеха у дошкольников, так как, многочисленными исследованиями показано, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении затруднений в познавательно-исследовательской деятельности. Для создания ситуаций успеха необходим благоприятный эмоционально-психологический климат. Благоприятный микроклимат значительно снижает чувство неуверенности, тревожности, страха сделать что-нибудь неправильно. Следующим важным условием развития познавательных интересов является использование игровых проблемных ситуаций, дидактических, компьютерных игр познавательного содержания, игр-путешествий, проектной деятельности. Всё это при умелом сопоставлении фактов, явлений, определении причинно-следственных связей и зависимостей, при убедительности этих примеров вызывает глубокие эмоциональные переживания у дошкольников.

1.2 Формирование учебно-познавательной деятельности

Известно, что весь период дошкольного детства окрашен удивительной любознательностью ребенка, его творческим, активным отношением к окружающему миру. Это позволяет ему в краткие сроки сделать большие успехи в познавательном и личностном развитии. По обилию вопросов, которые задают дети, этот период получил название «Возраст вопросов».

Мышление человека приставляет собой не только решение уже «готовых» задач, но прежде всего их порождение. С.Л. Рубинштейн писал: «С чувства или осознание непонятности, в результате которого перед ребёнком стоят вопросы, раскрываются противоречия и возникают «проблемы», начинается активная мыслительная деятельность - обдумывания, рассуждения, размышления»[16].

Ситуация в которой возникает проблема называется проблемной. Она характеризуется с возникновением у человека такого психического состояния, которое пробуждает его найти новые решения, ранее не известные ему знания или способы действия. Это состояние есть не что иное, как познавательная потребность. Возникновение проблемной ситуации ограничено двумя пределами процесса мышления: нижним и верхним. Как утверждает А.М.Матюшкин нижний предел, «соответствует тем случаям, когда для выполнения задания достаточно усвоенных знаний. Верхний предел процесса мышления характеризуется такими случаями, когда усвоенные знания не позволяют человеку понять поставленное перед ним интеллектуальное задание»[17].


Чувствительность ребенка к проблемам является его индивидуальной психологической характеристикой и определяет возможности его творческого научения. Чувствительность к проблемам имеет прямое отношение к творческому мышлению, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной проблемы.

Каждый здоровый ребёнок рождается на свет с ориентировочно - исследовательским рефлексом - реакцией на новизну: он поворачивает голову в сторону вспыхнувшего света или нарастающего звука. И каждый ребенок уже на этом этапе своего развития нуждается в разной степени изменения стимула для возникновения реакции на новизну. Это составляет врожденную основу дальнейшего развития. Но чем старше становится ребенок, тем больше усложняется связь между его первоначальной реакцией на новизну и возникающей на ее основе чувствительностью к проблемам.

Вывод по первой главе

В самом деле, яркая погремушка, помещенная перед глазами младенца, вызовет у него исследовательскую активность, которая будет выражаться в попытках дотянуться до нее, ощупать, потрясти, попробовать на вкус. Дошкольник, заметив что-то новое, будет вести себя совсем иначе: он атакует взрослого многочисленными вопросами. Именно так начинается история детской любознательности, которая проходит ряд стадий, имеет свои закономерности. Путь ее развития чрезвычайно зависим от условий общения и обучения ребенка в семье и школе.

В повседневной жизни ребенку часто приходится сталкиваться с проблемными ситуациями: когда он строит дом из кубиков, или хочет достать закатившийся мяч, или поймать бабочку. Уже в этих простых жизненных ситуациях он должен проявлять исследовательские способности: умение проанализировать условия, выделить необходимые решения.

Глава 2 Исследование учебно-познавательной деятельности на современном этапе

2.1 Постановка проблемы

Проблема познавательной активности в психологии представлена большим количеством исследований (Б.Г. Ананьев, Богоявленская Д.Б., Годовикова Д.Б., Куликова Т.А., Петровский А.В., Щукина Г.И.и др.). Проблема познавательной активности в дошкольном возрасте чаще всего рассматривается с точки зрения условий и факторов ее формирования и развития (Д.Б. Годовикова, Дуткевич Т.В.,