Файл: Понятие учебно-познавательная деятельность учащихся.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С каждым годом современные интерактивные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Так, использование компьютера стало делом совершенно обычным, и нынешнее поколение детей с самого рождения попадает в очень насыщенную информационную среду. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. ФГОС в дошкольном учреждении предусматривает создание интерактивной среды, позволяющей существенно расширить возможности взаимодействий ребенка с информационными ресурсами[28].

Интерактивная доска SMART Board - это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входят компьютер и проектор. Технология работы доски, основанная на принципе резистивной матрицы, является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья. Интерактивная доска (ИД) является удобным инструментом как в организации учебного процесса, так и для проведения презентаций, семинаров, родительских собраний. Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи. Особенность интерактивной доски SMART - тактильное управление, которое помогает реализовывать различные стили обучения, в том числе и работу с детьми с ограниченными возможностями. Доска реагирует на прикосновение пальца (или любого другого предмета) как на нажатие компьютерной мыши. Эргономичный дизайн доски, лотка, маркеров и ластика максимально удобен для детей дошкольного возраста. Большая площадь поверхности доски SMART Board превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру. Используя крупные яркие изображения, передвигая буквы и цифры, составляя слова и предложения, оперируя геометрическими фигурами и различными объектами просто пальцами, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения. В этом случае дошкольники, воспринимающие информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения.

Работа с интерактивной доской имеет свои особенности. В нашем детском саду оборудован специальный кабинет с учетом возрастных и санитарно-гигиенических требований. Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха обязательно проводятся: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятие с одной подгруппой, включающее деятельность детей у доски, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз, длится от 20 до 25 минут. При этом использование экрана для непосредственной деятельности детей - не более 7-10 минут. Материал для работы с интерактивной доской тщательно подбирается в соответствии с возрастом детей и выстраивается по перспективному тематическому плану.


Работа с интерактивной доской включает в себя: дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры; проблемные ситуации; овладение символами, моделями, мнемотехникой; творческие задания; совместную деятельность детей и многое другое. Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребёнка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Наш небольшой опыт применения интерактивной доски показывает, что обучение и воспитание дошкольников стало более привлекательным и захватывающим. Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты: дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигают понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируются внимание и память; активно пополняется словарный запас. Старшие дошкольники раньше овладевают чтением и письмом; учатся планировать, выстраивать логические связи между предметами и явлениями; эффективно развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз; уменьшается время как простой реакции, так и реакции выбора; воспитываются целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности; развиваются элементы наглядно- образного и теоретического мышления; развивается способность к прогнозированию конечного результата действий. Интерактивные средства значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями.

Свою образовательную деятельность мы строим в соответствии с реализуемой в нашем детском саду программой «Развитие+» под редакцией Л. А. Венгера и О. М. Дьяченко. Мы используем доску практически на всех занятиях - при подготовке к обучению грамоте, сенсорном воспитании, развитии экологических представлений, ознакомлении с художественной литературой и развитии речи, развитии элементарных математических представлений, конструировании, развитии элементов логического мышления, интегрированных занятиях. Ниже отметим её преимущества для занятий в детском саду.

Организация интерактивного обучения может проходить в разных формах. В индивидуальной форме, когда каждый ребенок самостоятельно решает поставленную перед ним задачу. Например, на занятии по сенсорному воспитанию «Спрячь мышку» дошкольникам было предложено разместить мышек в разноцветные домики на интерактивной доске и подобрать к домику двери такого же цвета так, чтобы их не нашла кошка. Сначала была проведена коммуникативная игра, которая создала благоприятную атмосферу, подготовила детей к сотрудничеству. Далее дети познакомились на доске с кошкой и мышками, созданными путем анимации с наложением звука и эффекта появления, чтобы мотивировать детей и привлечь внимание каждого. Затем дети договорились между собой, кто в какой домик будет прятать мышку. Здесь педагог повторяет и закрепляет с дошкольниками семь цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Договорившись, дети выполнили задание на интерактивной доске, разместив мышек в домиках. После этого было обсуждение выполненного задания с целью выяснить, все ли дети согласны с предложенными вариантами и остались ли у кого-либо вопросы.


В конце занятия детей ожидал сюрприз за правильно выполненные задания: песенка мышат, под которую детям предлагалось подвигаться. Здесь педагог применяет звуковые эффекты интерактивной доски. Все занятие проводилось в игровой форме, дети не сидели статично за столами, подходили к доске, двигались под музыку. Следует отметить, что после такого занятия дети получают заряд положительных эмоций, раскрепощаются, готовы взаимодействовать с другими, чувствуют себя успешными, повышается активность образовательного процесса.

Парная форма используется для решения задания в паре. Например, такая форма применялась на занятии по художественному конструированию «Паровоз» с применением интерактивной доски. В начале занятия воспитатель предложил детям построиться паровозиком и подвигаться под музыку, изображая, как движется паровоз. Подвигавшись, дети подошли к интерактивной доске, где увидели схематичное изображение паровозика. Рассмотрели вагончики: какого они цвета и формы (зеленый прямоугольник), какого цвета и формы колеса у вагончиков (красный круг), какого цвета и формы окна в вагончиках (желтый квадрат). Далее педагог обратил внимание детей, что некоторые вагончики сломались, не хватает колес и окон. Детям необходимо починить вагоны. Но сделать это они должны в паре: кто-то ремонтирует окна, кто-то ремонтирует колеса. Дошкольникам необходимо договориться, научиться уступать друг другу, слушать товарища. Затем пары приступили к работе: подставляли пальчиком или электронным маркером недостающие элементы на доске. Результатом совместной работы было правильно выполненное задание. Дети всё выполнили верно, и вагончики смогли поехать. Дошкольники услышали звук отъезжающего поезда. В конце занятия детям предлагалось снова подвигаться под веселую песенку, изображая едущий паровоз.

Применение интерактивной доски на занятиях по основам первоначальной грамоты позволяет нам моделировать различные ситуации. Использование мультимедийных технологий, таких как звук, цвет, видеоматериалы, активизирует познавательную активность детей и повышает эффективность освоения материала. Например, на занятии по обобщению представлений о гласных звуках русского языка детям предлагался ряд картин (изображения дома, мака, лука, дыма, леса, кита), в названиях которых нужно было найти «волшебные» гласные звуки и обозначить их фишками нужного цвета (всем фишкам было задано свойство «утилита множественного клонирования»). Кроме того, в каждый их этих рисунков был вложен определённый гласный звук, встречающийся в соответствующем слове, и дети самостоятельно могли осуществить проверку правильности выделения гласных звуков. Не оставило равнодушными ни воспитателей, ни детей такое приложение интерактивной доски, как конструктор занятий. При обучении подбору слов к заданной звуковой схеме дети выбирали из предложенных картинок только те, названия которых состояли, например, из трёх звуков: твёрдого согласного, гласного и твёрдого согласного звуков (например, рак, кот, сыр и т.д.) и перемещали их к схеме. Самой схеме была задана функция отклонения тех картинок, которые ей не соответствовали.


Ещё одно преимущество интерактивной доски заключается в возможности совершения виртуальных путешествий. Так при обучении называнию слов с заданным звуком мы с детьми «отправились» в интерактивный супермаркет, где нужно было помочь маме заполнить тележку только теми продуктами, в названиях которых есть звук «к». Из предложенного ряда продуктов дети перемещали необходимые картинки в тележку. Затем, заглянув в мамину сумку через волшебный кармашек, который при необходимости «просвечивает» всё содержимое, а потом вновь его скрывает, дети самостоятельно проверили правильность выполнения задания. На одном из занятий мы «отправились» на помощь Буратино, у которого в магазине перемешались и растерялись игрушки. Дети, опираясь на условные обозначения двусложных и трёхсложных слов, расставляли игрушки по разным полкам. Находить утерянные предметы помогали загадки, при отгадывании которых детьми, игрушки загадочным образом возвращались на полки (использовалось свойство «анимация объектов»). Незабываемые впечатления дети получили во время виртуального путешествия по планете Земля на занятии по развитию экологических представлений. Для повышения познавательного интереса воспитатель создал образ «заблудившегося» инопланетного гостя, использовав приём анимации объекта с наложением звука и видеоматериала.

На занятии по формированию элементарных математических представлений Фея пригласила детей в Страну Математики. Для того чтобы в неё попасть, дети выполнили графический диктант, используя инструмент «Перо», украсили разноцветными флажками получившийся корабль и соотнесли их по длине, расселили «жильцов» числового острова в домики, закрепив состав числа (для постройки домов педагог использовал возможности инструмента «Таблица»). На данном занятии были использованы готовые задания «Мозаика», «Парные картинки» из коллекции, представленной в программном обеспечении SMART Notebook.

Использование интерактивной доски даёт возможность педагогу самостоятельно создавать интерактивные ресурсы для использования на занятиях. Это открывает большие просторы для творчества, самореализации педагога. При желании педагог может создавать свою коллекцию иллюстраций, развивающих заданий, видеоматериалов или воспользоваться уже готовой; создавать свои разработки занятий, мультимедийные слайд-презентации, развивающие интерактивные игры. В настоящее время имеется не так много готовых интерактивных ресурсов, созданных непосредственно в программном обеспечении интерактивной доски для работы с дошкольниками. Поэтому мы пытаемся создать свою коллекцию разработанных нами занятий. Конечно, первые материалы создавались нами методом «проб и ошибок» и при их создании нам приходилось преодолевать некоторые трудности, которые невозможно было предвидеть из-за отсутствия опыта. Но с каждым днём работать было всё легче и интереснее.


Основываясь на личном опыте, можно сказать, что применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивать разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребёнка к школе.

Вывод по третьей главе

Хотелось бы также подчеркнуть особую значимость интерактивного обучения и применения интерактивных технологий в дошкольных образовательных учреждениях. Ведь согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации», «детский сад стал начальной школой», т. е. стал первой ступенью в образовании. Задача детского сада - не научить ребенка писать, считать, а подготовить ребенка так, чтобы он хотел учиться и мог социализироваться в других условиях. Занятия, разработанные с применением интерактивной доски, реализуют основные принципы дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом: поддержку детской инициативы, развитие познавательных умений, а главное - ребенок превращается из объекта образования в субъект.

Заключение

В старшем дошкольном возрасте уже ярко проявляются познавательные интересы через увлеченное рассматривание, самостоятельный поиск и нахождение информации, знаний, через желание узнать, где, что и как растет, живет. Ребенок интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет самостоятельность, инициативу, что выражается в наблюдении, в стремлении узнать, подойти, потрогать, в выявлении связей и отношений. Дети старшего дошкольного возраста способны систематизировать и группировать, классифицировать объекты живой и неживой природы по различным признакам (как внешним, так и более существенным). Дети шестого года жизни уже понимают, что развитие и изменения в живой и неживой природе зависят и от отношения к ним человека.

На развитие познавательных интересов у дошкольников оказывают влияние как возрастные, так и индивидуальные особенности. Индивидуальное своеобразие проявления познавательного интереса чрезвычайно велико. Дети одного и того же возраста могут находиться на самых различных, даже крайне противоположных, уровнях развития познавательного интереса. В ходе исследований установлен важный факт, свидетельствующий о том, что познавательный интерес не развивается изолированно от общего развития личности. Он характеризуется теми же закономерностями, той же спецификой, что и процесс развития в целом.