Файл: Оптовая торговля в системе хозяйственных связей рыночной экономики (на примере компании "Фуд Фреш").pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты исследования оптовой торговли
1.1. Понятие и роль оптовой торговли в рыночной экономике
1.2. Функции оптовой торговли в рыночной экономике
2. Анализ оптовой деятельности компании «Фуд Фреш»
2.1. Общая характеристика компании «Фуд Фреш»
2.2. Характеристика эффенктивности оптовой деятельности компании «Фуд Фреш»
2.3. Рекомендации по совершенствованию торговой деятельности
Число описанных выше функций и уровень их реализации определяются тем, какая именно форма оптовой торговли используется [4, с. 309].
Стоит подчеркнуть, что оптовые предприятия функционируют на микро и макроуровнях. Таким образом, функции оптовой торговли принято рассматривать применительно к макро- и микроуровням (рис. 1). Как видно из данного рисунка, функции оптовой торговли на разных уровнях разные.
Рис. 1 – Функции оптовой торговли на микро и макро уровнях [4, с. 310]
Е. А. Бессонова утверждает, что, говоря о функциях оптовой торговли на микроуровне, принято различать функции, осуществляемые по отношению к клиентам-покупателям и по отношению к клиентам-поставщикам [3, с. 68].
Функции, осуществляемые предприятиями оптовой торговли применительно к клиентам-покупателям, связаны с оценкой спроса и потребностей рынка, сглаживанием цен, преобразованием промышленного ассортимента в товарный, накоплением и хранением товарных запасов, концентрацией товарной массы, доработкой и доведением товаров до требуемого качества, фасовкой, упаковкой, доставкой товарной продукции, кредитованием, информационным и консалтинговым обслуживанием [1, с. 89].
В этом случае розничные предприятия благодаря предприятиям оптовой торговли розничные продавцы освобождаются от необходимости приобретения товаров у множества производителей. Помимо прочего имеет место быть снижение затрат, связанных с хранением, формированием товарного ассортимента и его доставкой.
А. М. Костикова считает, что в том же случае, если речь идет о функциях применительно к клиентам-поставщикам, оптовая торговля обеспечивает концентрацию коммерческой деятельности, поддержку процессов перехода прав собственности на товары, а также способствует инвестиционному обеспечению процессов товародвижения, осуществляет маркетинговое обслуживания и минимизирует коммерческий рынок [13, с. 170].
Для сектора розничных продаж сотрудничество с предприятиями оптовой торговли имеет особо важное значение. Оптовые торговцы нужны как производителям, так и покупателям. Их деятельности обеспечивает эффективность торгового процесса [24, с. 74]. В современном мире оптовая торговля выступает одним из наиболее эффективных способов реализации продукции товаропроизводителей и ее приобретения покупателями.
Я. Р. Самченко выделяет несколько основных причин: широкий охват торговой зоны; крупные размеры заключаемых сделок; высокая эффективность; концентрация товарной массы; рыночное продвижение продукции [23, с. 72]. Рассмотрим их более подробно.
Предприятия оптовой торговли в силу специфики своей деятельности меньше внимания уделяют расположению и стимулированию своего торгового предприятия. В большинстве своем такие предприятия чаще имеют дело с розничными клиентами в торговле, нежели с конечными потребителями. Это значит, что оптовая торговля, как сфера вложения капитала, зачастую оказывается эффективнее розничной торговли – торговая зона оптовых предприятий шире, а размеры сделок – значительно крупнее.
Определенные различия между оптовой и розничной торговлей имеют и в части правового и налогового регулирования. Согласимся с А. М. Магомедовым в том, что, помимо прочего, не следует забывать, что мелким товаропроизводителям, имеющим ограниченные финансовые ресурсы, зачастую оказывается не под силу создавать и содержать собственную систему прямого маркетинга [15, с. 101]. Как показывает практика, чаще всего такие компании предпочитают направлять средства не на организацию оптовой торговли, а на развитие производства, а потому – прибегают к услугам оптовых торговцев.
Н. В. Жабина утверждает, что доходность и эффективность сферы оптовой торговли нередко оказывается существенно выше розничных продаж [10,
с. 60]. Причина тому не только масштабы совершаемых сделок, но и наличие специальных знаний и умений, а также большое число деловых контактов в сфере розницы.
Наконец, как показывает практика, предприятия розничной торговли, имеющие дело с широким товарным ассортиментом, чаще всего предпочитают приобретать весь набор у одного оптовика, нежели закупать по частям у разных товаропроизводителей. Таким образом, у товаропроизводителей и розничных торговцев есть все основания для сотрудничества с предприятиями сферы оптовой торговли. Оптовая торговля не только облегчает процесс продвижения и сбыта продукции, но и создает удобства для крупно партийных закупок розничных торговых предприятий.
В условиях рыночной экономики задачами оптовой торговли являются:
- наращивание объемов оптовых операций;
- внедрение активных форм продвижения отечественных товаров;
- развитие региональных, межрегиональных и национальных хозяйственных связей в сфере опта;
- обеспечение потребностей рынка страны в товарах [7, с. 117].
Ю. В. Бухарева считаем, что целями развития оптовой торговли в рыночной экономике являются:
- создание развитой структуры каналов товародвижения;
- поддержание необходимой интенсивности товаропотоков;
- формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товародвижения;
- обеспечение экономии совокупных издержек обращения [4, с. 310].
Таким образом, подводя итог данному разделу, можно сделать вывод, что на микроуровне оптовая торговля выполняет такие функции, как: по отношению к клиентам-покупателям, по отношению к клиентам-поставщикам; а на макроуровне: интегрирующую, оценочную, организующую, регулирующие функции.
1.3. Виды оптовых предприятий
На сегодняшний день существует несколько оснований для классификации оптовых торговых предприятий. Одной из основных, является классификация по выполняемым функциям [2, с. 121]. По данном основанию выделяют такие виды оптовых предприятий:
- Дистрибьютор – производит закупку товаров от своего имени и имеет право собственности на него. Они приобретают товар за свои собственные денежные средства, и в последующем реализовывает мелким торговым клиентам.
- Дилер – это посредник, который производит перепродажу товара от своего имени и за свои деньги. Осуществляет продажу конечным потребителям.
- Посыл-торговец – это посредник, основной функцией которого является реализация товара, рассылка каталогов потенциальным покупателям.
- Агент – это лицо, которое действуют от имени производителя. Основной функцией агента является процесс купли – продажи [13, с. 171].
- Принципал – это лицо, которое представляет агента, и от его имени совершается покупка товара. Принципалом может быть собственник товара, который поручает продать его товар.
- Брокер – это посредник, который заключает договор на приобретения конкретного товара. За счет клиента получает материальное вознаграждение. – Комиссионер – это посредник, который за оговоренную сумму денег заключает соглашения от своего имени, но за счет комитента [18, с. 112].
- Комитент – одна из сторон договор комиссии, которая дает распоряжения комиссионеру на осуществление и подписание договоров. Комитент должен оплатить комиссионеру определенное вознаграждение, размер которого определяется процентом от суммы сделки.
В. А. Сотина еще одним основанием для классификации видов оптовых предприятий считает тип подчиненности данных предприятий [24, с.75]. Согласно данному основанию выделяют такие виды оптовых предприятий:
1. Независимые посредники — выступают как покупатели, то есть приобретают товары на основе договора купли-продажи. Они становятся собственниками товара и могут реализовывать его по своему усмотрению на любом рынке и по любой цене. Отношение между такими посредниками и производителями прекращаются после выполнения сторонами договора поставки.
М. С. Карина утверждает, что этих посредников в разных странах называют по-разному — оптовиками-купцами, оптовыми предприятиями, дистрибьюторами, торговцами по договору, концессионерами и др. [12, с. 98] Независимых посредников целесообразно использовать:
- при внедрении производителя на новые рынки сбыта;
- при работе на основном рынке для создания конкуренции со сбытовыми подразделениями производителя;
- для вытеснения с рынка конкурирующих фирм;
- если производитель не может самостоятельно осуществить комплекс торгово-посреднических услуг. Специализирующиеся на оптовой торговле торговые предприятия в России должны составить основу системы оптовых структур на потребительском рынке. Их основная задача — создание в среднем звене товародвижения условий для выхода на рынок крупных товаропроизводителей и розничных торговцев [9, с.48].
2. Формально независимые посредники. Они появились в связи со стремлением производителей включить эти предприятия в свой производственно сбытовой цикл через систему договоров.
Т. И. Воронова выделяет следующие виды договоров:
- договор-поручение — заключается с доверенными или торговыми агентами;
- договор комиссии — определяет полномочия комиссионеров; – договоры простого посредничества [7, с. 117].
Подробнее рассмотрим агентов.
К зависимым посредникам — агентам по сбыту — относятся консигнаторы и брокеры.
Консигнаторы — посредники, имеющие собственные склады и работающие по соглашению.
Продавец поставляет товар на склад консигнатора, а он обязан продавать товар со склада от своего имени, но за счет продавца к определенному сроку.
Таким образом, продавец кредитует консигнатора на срок реализации товара
[16, с.84].
Брокеры — фирмы или физические лица, которые занимаются поиском заинтересованных продавцов и покупателей, сводят их, но не участвуют в сделке ни своим именем, ни своим капиталом. Брокеры хорошо информированы о конъюнктуре рынка. Брокеры не держат товарных запасов, не принимают участие в финансировании сделок, ограничены в принятии риска на себя. Брокеры обычно представляют покупателя, который выплачивает им комиссионные вознаграждения. Работа с брокером важна там, где покупатели желают купить товар в период избытка данного товара по низкой цене или нуждаются в срочных поставках.
Г. В. Денисенко следующим основанием для деления оптовых предприятий выделяет уровень [9, с. 48].
Оптовые предприятия первого уровня — крупные оптовые структуры общенационального (федерального) и межрегионального масштабов. Эти предприятия должны быть стержнем всей структуры оптовой торговли. Они должны гарантировать устойчивость и стратегическую стабильность всей оптовой торговли. На основе деятельности этих предприятий формируются каналы товародвижения для крупных российских товаропроизводителей, зарубежных производителей и поставщиков товаров. Создаются благоприятные условия для выхода на зарубежный рынок производителей-поставщиков отечественных товаров [15, с. 114].
Оптовые предприятия второго уровня — оптовые предприятия регионального (внутрирегионального) уровня. Это основное звено оптовой торговли [19, с. 91]. Данные оптовые организации закупают товары у оптовых структур федерального масштаба и непосредственно у товаропроизводителей как в регионе размещения, так и на остальной территории страны. Основная задача — довести товары до предприятий розничной торговли и иных потребителей в зоне своей деятельности. Они обеспечивают товарами региональные товарные рынки [23, с. 72].
Таким образом, подводя итог данному разделу, можно сделать вывод, что существует несколько оснований для классификации оптовых торговых предприятий. По выполняемым функциями оптовые предприятия бывают таких видов, как: дистрибьютор; дилер; посыл-торговец; агент; принципал, комиссионер, брокер, комитент. Еще одним основанием для классификации видов оптовых предприятий является тип подчиненности данных предприятий. Согласно данному основанию выделяют такие виды оптовых предприятий: независимые посредники, формально независимые посредники; зависимые посредники. По уровню функционирования выделяют оптовые предприятия первого (федерального) и второго (регионального) уровней.
В целом, резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что оптовая торговля занимает важнейшее место в системе экономических связей между регионами страны, отраслями экономики, изготовителями товаров и организациями розничной торговли. Оптовую торговлю можно представить как форму отношений между участниками рынка, при которой хозяйственные связи по поставкам продукции формируются сторонами самостоятельно. Оптовая отрасль влияет на систему экономических связей между регионами, отраслями, определяет пути перемещения товаров в стране, что влияет на функционирование предприятий на территории регионов.
2. Анализ оптовой деятельности компании «Фуд Фреш»
2.1. Общая характеристика компании «Фуд Фреш»
Компания «Фуд Фреш» существует на рынке оптовой торговли в 2015 года. Компания является оптовым поставщиком продуктов питания для:
- ресторанов;
- гостиниц;
- столовых; – HoReCa.