Файл: Оптовая торговля в системе хозяйственных связей рыночной экономики (на примере компании "Фуд Фреш").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что рыночная экономика в нашей стране начала активно развиваться лишь 90-х годах прошлого столетия, которая до сих пор до конца не сформировалось. Стоит отметить, что все правовые разработки последних лет были направлены на развитие связи продавец-потребитель, в Гражданском кодексе Российской Федерации [8] разработаны различные договоры, активно применяется закон «О защите прав потребителей» [20], однако такая важная связь как продавец-продавец не получила своей должной разработки.

Так профессиональные участники рынка практически предоставлены сами себе, что создает угрозу для развития рыночного распределения товаров. Дискуссия о понятии и роли оптовой торговли сохраняется в правовой, экономической, социальной науках. Таким образом, мы видим, что актуальность темы не вызывает сомнений.

Степень изученности проблемы. Вопросам торговой деятельности, в том числе и оптовой торговле, в литературе всегда уделялось достаточно много внимания.

Так, основные характеристика оптовой торговли как элемента рыночной экономики представлены в трудах таких авторов, как М. С. Карина [12], В. А.

Сотина [24], С. У. Нуралиев [19].

Задачи и функции оптового торгового предприятия на современном этапе развития экономики стали предметом исследования для Т. И. Назипова [16], А. А. Антоновой [2], Н. Ю. Анисимова [1] и др.

Виды оптовых торговых предприятий в той или иной степень рассматривались Н. Ю. Никитиной [18], А. М. Костиковой [13] и др.

В тоже время, развитие рыночных отношений, изменений правовой базы, разработка новых методов управления оптовыми предприятиями требуют постоянного мониторинга данной проблемы и поиска новых путей ее решения.

Целью работы является изучение оптовой торговли в системе хозяйственных связей рыночной экономики.

Достижение данной цели обусловило постановку следующих задач:

  • определение понятия и роли оптовой торговли в рыночной экономике;
  • изучение функций оптовой торговли в рыночной экономике;
  • выявление видов оптовых предприятий;
  • общая характеристика компании «Фуд Фреш»;
  • анализ оптовой деятельности компании «Фуд Фреш»;
  • разработка рекомендаций по совершенствованию торговой деятельности.

Предметом исследования выступает оптовая торговля как элемент рыночных отношений.

Объектом исследования является оптовое предприятие «Фуд Фреш».

Теоретические основы исследования составили материалы по курсу экономики, экономической теории, оптовой торговли, а также аналитические работы авторов по тем или иным аспектам темы исследования.


В качестве источников при написании работы использовались нормативно-правовые акты, регулирующие оптовую торговлю, материалы по деятельности компании «Фуд Фреш», иные данные, находящиеся в свободном доступе.

При написании работы использовались такие методы, как анализ и синтез информации, абстракция и конкретизация, а также логический, сравнительный и функциональный методы научного познания при использовании технологий системного подхода.

Структуру работы составили: введение, в котором поставлены основные цели и задачи работы; основная часть, представленная двумя главами, в которых наиболее полно рассмотрены вопросы темы исследования; заключение, содержащее основные выводы по работе; список литературы, на основе которой была написана данная работа.

1.Теоретические аспекты исследования оптовой торговли

1.1. Понятие и роль оптовой торговли в рыночной экономике

Основной идеей товарообмена является идея удовлетворения человеческих потребностей, то есть нужд, принявшие определенною форму в соответствии с развитием определенного человека. Потребности людей постоянно возрастают в связи с развитием общества. При такой обстановки появляются производители, основной целью которых является удовлетворять потребности населения. Возникают попытки объединить товаропроизводителей и потребителя такого товара.

Исследование понятия оптовой торговли проводятся не только в современный период, они были и ранее. А. А. Антонова утверждает, что в советский период под оптовой торговлей понималась составная часть внутренней торговли, которая являлась начальной стадией движения товара от производителей до предприятий, реализующих товар гражданам через розничные торговые сети [2, с. 121].

Согласимся с М. Г. Вербицкой в том, что в рассматриваемый период оптовая торговля играла роль организации сбыта в народном хозяйстве. Это включало в себя хранение продукции, поступающих с произведённых предприятий, сортировка, подбор ассортимента и распределение по стране с учетом нужд населения [6, с.3].


С 1991 г. оптовые организации вышли из управления государственных органов, ликвидировано централизованное распределение продукции. Таким образом, основной целью на данный период было создание предприятий оптовой торговли, которые будут реализовывать продукцию в условиях рыночной экономики [15, с. 117].

В свою очередь, М. С. Карина утверждает, что введенный с 01.01.2000 ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» определяет оптовую торговлю как торговлю товарами с последующей перепродажей или профессиональным использованием [12, с. 97].

Согласимся с Т. И. Назиповым в том, что оптовая торговля является отраслью экономики и видом предпринимательской деятельности. Ее главная функция – обеспечение товарами розничные сети [16, с.83]. Также под оптовой торговлей понимают деятельность, основанную на возмездных сделках по перемещению продукции от изготовителя к организации розничной торговли. Оптовая торговля – это торговля товарами, предназначенными для последующей перепродажи в розничной сети конечным потребителям.

Оптовая торговля заключается в нахождении нужного потребителя, и реализация товаров или услуг в большом количестве. Оптовые организации обеспечивают бесперебойный процесс продажи, мелким торговым предприятиям. Розничные продавцы, предпочитают совершать закупку необходимого товара у одного оптовика, а не по отдельности у производственных предприятий, но только при условии широкого ассортимента товара.

Таким образом, Н. О. Никитина приходит к выводу, что отличительной особенностью оптовой торговли является передача товара не любому потребителю, а организации занимающейся розничной торговлей, которая непосредственно реализует товар населению [18, с.99].

При рассмотрении данной особенности, можно определить роль оптовой торговли как посредническую между производством и розничными сетями. Она обеспечивает поступление товара в торговые точки в необходимом ассортименте и высокого качества. Определяющая цель данной деятельности – максимальное удовлетворение спроса конечного потребителей в нужном количестве и ассортименте товара в удобное для потребителя время.

В нашей стране, уровень правового регулирования оптового рынка крайне низок, а правовое обеспечение носит точечный характер. Так в правовой науке нет точно определения оптовой торговли. Я. Р. Самченко определяет оптовую торговлю как деятельность специализированных организаций, связанная с закупкой и реализацией крупных партий товаров для обеспечения ими розничной торговли и других потребителей, и оказание им услуг, связанных с поставкой (подсортировка, расфасовка, упаковка товаров, комплектование партий и др.) [23, с. 71].


С. У. Нуралиев понимает под оптовой торговлей куплю-продажу крупной партии товаров, осуществляемую субъектами предпринимательской деятельности на оптовом рынке, предназначаемую для непосредственной продажи розничной торговой организации, т.е. до момента доставки конечному потребителю [19, с. 90].

В законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [21] дано нормативное понятие оптовой торговли. Так под ней понимается вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль оптовой торговли сводится к следующему:

  1. удовлетворение спроса производителей продукции, которые осуществляют закупки товара для обеспечения материально-технического производственного процесса;
  2. обеспечение сбыта произведенной изготовителем продукции;
  3. опосредованные деятельности, направленную на продвижение товаров на товарных рынках к конечным потребителям.

Стремительный рост оптовой торговли в последние годы увеличивает рост экономики, за счет: увеличение массового производства; увеличение объемов производства впрок, а не для конкретного заказа; увеличение количества промежуточных производителей; производства товара высокого качества, который будет конкурентным на рынке.

А. М. Костикова отмечает, что важнейшая задача оптовой торговли - планомерно регулировать товарное предложение в соответствии со спросом. Объективная возможность успешно решить эту задачу обусловлена промежуточным положением оптовой торговли: в ней концентрируется значительная часть товарных ресурсов, что позволяет не ограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу производства, розничную торговлю и через неё - на сферу потребления [14, с. 81].

Оптовая торговля занимает промежуточное место между предприятиемизготовителем и розничной торговлей, воздействуя на объемы производства товаров и реализацию его. Воздействие оптовой торговли на производственные предприятия, направлено на увеличение объемов производства, увеличение ассортимента товаров, улучшение качества выпускаемого товара, своевременной доставки товара до потребителя. Заранее заказанный товар служит основой для разработки планов производства товаров по количеству и качеству


[10, с. 59].

Ю. А. Калинина к числу особенностей развития оптовой торговли на современном этапе относит то, что предприятия оптовой торговли выступают центром сосредоточения и передачи информации по вопросам исследование рынка, т.е. призваны выполнять информационную функцию [11, с. 231]. Именно информационные центры способны обеспечить сбор, накопление и обработку коммерческой информации, обобщив и проанализировав ее, передать поставщику или покупателю.

Таким образом, подводя итог данному разделу, можно сделать вывод, что под оптовой торговлей необходимо понимать деятельность по продаже товаров, которые предназначены для дальнейшей перепродажи посредством розничной торговли до конечного потребителя. Оптовая торговля по своему экономическому смыслу является отраслью экономики и видом предпринимательской деятельности. Важнейшей функцией оптовой торговли в рыночной экономике является обеспечение товарами и продукцией предприятий розничной сети. Кроме того, оптовые предприятия осуществляют взаимодействие с производителями товаров, чем оказывают влияние на развитие также и производственной деятельности.

1.2. Функции оптовой торговли в рыночной экономике

Как уже отмечалось, оптовая торговля играет важную роль в современной рыночной экономике. Ее главной задачей выступает планомерное регулирование товарного предложения согласно рыночному спросу на товары и услуги. Вместе с тем она выполняет множество функций. Г. В. Денисенко отмечает, что единого подхода к их выделению не существует [9, с. 47].

Тем не менее, ученые сходятся во мнении о том, что к числу основных функций оптовой торговли следует относить:

  • функцию сбора и обработки информации о покупателях, рыночном спросе и предложении;
  • функцию закупки и формирования товарного ассортимента;
  • функцию отбора, сортировки и формирования наиболее приемлемых для потребителя партий поставок;
  • функцию хранения и складирования товарной продукции;
  • транспортную функцию (нередко предприятия оптовой торговли организуют доставку товарной продукции к местам ее продажи);
  • функцию распределения рынка (предприятия оптовой торговли принимают на себя риски, связанные с возможным хищением, порчей и устареванием запасов товаров);
  • функцию рыночного продвижения товарной продукции;
  • функцию финансирования поставок и продаж;
  • оказание услуг консультационного характера [7, с. 116].