Файл: Оптовая торговля в системе хозяйственных связей рыночной экономики (на примере компании "Фуд Фреш").pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты исследования оптовой торговли
1.1. Понятие и роль оптовой торговли в рыночной экономике
1.2. Функции оптовой торговли в рыночной экономике
2. Анализ оптовой деятельности компании «Фуд Фреш»
2.1. Общая характеристика компании «Фуд Фреш»
2.2. Характеристика эффенктивности оптовой деятельности компании «Фуд Фреш»
2.3. Рекомендации по совершенствованию торговой деятельности
Компания «Фуд Фреш» функционирует на основе таких принципов, как:
- Мы работаем только с проверенными поставщиками. И гарантируем качество каждого продукта.
- Скорость доставки - один из самых важных моментов в нашей работе, поэтому мы постепенно расширяем свой собственный автопарк, чтобы минимально зависеть от сторонних компаний.
- Никакой просрочки и неликвида - за это отвечает специальный отдел на нашем складе. Только свежая продукция.
- Полное сопровождение продуктов необходимыми документами. Также работаем со ФГИС "Меркурий" [26].
Правомочия общества обозначены в Уставе [25], последние изменения в который были внесены в 2013 году.
Деятельность компании основана на соблюдении российского законодательства, в частности. Гражданского кодекса РФ [8], Налогового кодекса РФ [17], законов о торговой деятельности.
Торговая деятельность осуществляется со склада. Общее руководство компанией осуществляется директором. Он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность.
Заместитель директора руководит коммерческой деятельностью, в его ведении находятся вопросы организации и технологические операции и хозяйственное обслуживание.
Бухгалтерский аппарат занимается расчетами с поставщиками, денежными средствами и банковскими операциями, а также выполняет другие бухгалтерские операции.
Заведующие отделами организуют работу своих отделов, следят за поддержанием товарных запасов на определенном уровне, составляют заявки на завоз товаров, принимают товары, выполняют другие функции, связанные с работой отделов.
Основной (торгово-оперативный персонал) – осуществляют поиск с одной стороны, поставщиков товаров, то есть, их производителей, а с другой – розничных покупателей с целью сбыта товара.
Организационная структура склада представлена на рисунке 2. Данная структура отделов позволяет удовлетворить все потребности розничных предприятий в продовольственных товарах.
Директор склада
Товаровед
|
|
Рис. 2 – Организационная структура склада компании «Фуд Фреш» [25]
Далее проведем анализ внутренней и внешней среды анализируемого предприятия. Анализ внешней среды предприятия проведем при использовании матрицы возможностей (табл. 1) и матрицы угроз (табл. 2).
Матрица возможностей применяется для анализа степени использования влияния внешних факторов в деятельности предприятия.
Таблица 1 – Матрица возможностей
Степень влияния возможности на организацию |
||||
Вероятность использования возможностей организации |
Сильное влияние |
Умеренное влияние |
Малое влияние |
|
Высокая ность |
вероят- |
1.Большой рынок сбыта 2. Небольшое количество конкурентов |
1.Репутация общества 2. Наличие потребности у потребителей |
|
Средняя ность |
вероят- |
1.Использование современных технологий 2. Наличие собственного здания |
1.Увеличение потребительской способности 2. Высокий уровень конкурентоспособности |
Политическая стабильность власти |
Низкая вероят- ность |
Источник: [Основано на данных [26]
Из данной таблицы наглядно видно, что сильное влияние, которое дает преимущественные возможности для развития деятельности компании «Фуд Фреш», оказывают следующие факторы: большой рынок сбыта; наличие потребности у потребителя (розничных предприятий); репутация компании; высокий уровень необходимости продукции; использование современных технологий; наличие собственного здания для склада товаров.
Чтобы получить наиболее полную картину влияния внешних факторов на деятельность компании «Фуд Фреш» необходимо определить угрозы, которые они представляют. Для этого построим матрицу угроз (табл. 2).
На основе данных матрицы угроз можно сделать следующие выводы о влиянии внешних факторов на деятельность компании «Фуд Фреш», а именно: угроз, которые бы представляли для деятельности предприятия реальное значение на сегодняшний день нет, то есть влияние внешний факторов на деятельность потребительского общества не оказывает на него губительного действия.
Таблица 2 – Матрица угроз
Возможность реализации угрозы |
Последствия реализации угрозы для предприятия |
|||
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
«Легкие ушибы» |
|
Высокая вероятность |
Мировой финансо- вый кризис |
|||
Средняя вероятность |
Введение санкционных ограничений |
1. Повышение цен у поставщиков |
1. Необходимость в доставке товаров из других регионов |
|
Низкая вероятность |
Увеличение стоимости обслуживания предприятия (содержание здания, электроэнергия и т.д.) |
Гибкая ценовая политика конкурентов |
Источник: [Основано на данных [26]
Анализ слабых и сильных сторон (табл. 3) позволяет понять, какие у предприятия есть преимущества, а какие недостатки.
Таблица 3 – Сильные и слабые стороны компании «Фуд Фреш»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
Маркети |
нг |
|
|
|
|
Производ |
ство |
|
1. ния 2. вара |
Применение современного оборудова- Наличие достаточного количества то- |
1. Потребность в расширении склада товаров |
Финанс |
ы |
|
1. обору |
Большое количество собственности и дования |
1. Высокая стоимость содержания бизнеса |
Персон |
ал |
|
|
1. Большая «пропасть» во взаимоотношениях: служащий – рабочий |
|
Организация и общ |
ее управление |
|
|
|
Источник: [Основано на данных [26]
В целом, результаты данной таблицы показывают, что компания «Фуд Фреш» обладает как сильными, так и слабыми сторонами, наличие которых необходимо учитывать со стратегической точки зрения. Результаты исследования представим в виде матрицы (табл. 4).
Таблица 4 – Матрица SWOT- анализа
Возможности Большой рынок сбыта Привлекательность продукции |
Угрозы Мировой финансовый кризис Введение санкционных ограничений |
|
Сильные стороны 1 Активное изучение рынка 2.Быстрота обслуживания 3 Большое количество собственности и оборудования |
Расширение рынка сбыта за счет распространения продукции на другие регионы |
Повышение качества обслуживание, открытие новых филиалов |
Слабые стороны 1 Наличие конкурентов 2 Небольшое количество рекламных и PR акций филиала 3 Высокая стоимость обслуживания собственного биз- неса |
Увеличение числа рекламных акций о работе отдельных направлений, участков работы, организация PR - мероприятий |
Разъяснения о преимуществах покупки товаров именно у этого оптового предприятия |
Источник: [Основано на данных [26]
Таким образом, мы видим, что слабые стороны и угрозы, которые имеет компания «Фуд Фреш» могут быть устранены при эффективном использовании сильных сторон и возможностей, для чего предприятию и необходимо построение стратегического плана.
Таким образом, подводя итог данному разделу, можно сделать вывод, что компания «Фуд Фреш» является юридическим лицом, действующим на основании Устава. Предприятие осуществляет деятельность в сфере оптовой торговли (продовольственные продукты) и реализует товары розничным компаниям с собственного склада. Компания имеет смешанную организационную структуру. Влияние внешних факторов на деятельность оптового предприятия невысокое. В целом, предприятие функционирует на рынке более 14 лет и деятельностью свою будет продолжать.
2.2. Характеристика эффенктивности оптовой деятельности компании «Фуд Фреш»
Эффективность деятельности предприятия определяется, прежде всего, финансовыми показателями. Дадим характеристику финансового состояния предприятия. Экономическая характеристика общества дана на основе данных бухгалтерского баланса. Основные финансовые результаты деятельности компании «Фуд Фреш» за 4 года приведены ниже в таблице 5.
Таблица 5 – Анализ финансовых результатов
Показатель |
Значение показателя, тыс. руб. |
Изменение показателя |
Средне- годовая вели- |
||||
2015. |
2016. |
2017. |
2018. |
тыс. руб. |
± % |
чина, тыс. руб. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Выручка |
21 510 |
15 428 |
16 459 |
15 528 |
-5 982 |
-27,8 |
17 231 |
2. Расходы по обычным видам деятельности |
22 353 |
14 966 |
16 070 |
15 152 |
-7 201 |
-32,2 |
17 135 |
3. Прибыль (убыток) от продаж |
-843 |
462 |
389 |
376 |
+1 219 |
↑ |
96 |
4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате |
-507 |
-556 |
-343 |
-401 |
+106 |
↑ |
-452 |
5. EBIT |
-1 350 |
-94 |
46 |
-25 |
+1 325 |
↑ |
-356 |
7. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее |
-52 |
-61 |
-58 |
-60 |
-8 |
↓ |
-58 |
8. Чистая прибыль (убы- ток) |
-1 402 |
-155 |
-12 |
-85 |
+1 317 |
↑ |
-414 |
Совокупный финансовый результат периода |
-1 402 |
-155 |
-12 |
-85 |
+1 317 |
↑ |
-414 |
Изменение за период нераспределенной прибыли |
-651 |
-155 |
12 |
-85 |
х |
х |
х |
Источник: [Основано на данных [5]
За период 01.01–31.12.201 8значение выручки составило 15 528 тыс. руб. За 4 года годовая выручка значительно уменьшилась (на 5 982 тыс. руб., или на 27,8%), при этом тенденцию на падение выручки также подтверждает усредненный (линейный) тренд. В течение рассматриваемого периода наблюдалось разнонаправленное изменение выручки (как рост, так и падение).
Значение прибыли от продаж за период 01.01–31.12.2018 составило 376 тыс. руб. За весь анализируемый период произошло весьма значительное, на 1 219 тыс. руб., повышение финансового результата от продаж. Более того, тенденцию на рост подтверждает и линейный тренд.
Далее проведем анализ рентабельности (табл. 6).
Таблица 6 – Анализ рентабельности
Показатели рентабельности |
Значения показателя |
Изменение показателя |
||||
2015. |
2016 |
2017 |
2018. |
Абс. |
± % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Рентабельность продаж (величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки). Нормальное значение: 4% и более. |
-3,9 |
3 |
2,4 |
2,4 |
+6,3 |
↑ |
2. Рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки). |
-6,3 |
-0,6 |
0,3 |
-0,2 |
+6,1 |
↑ |
3. Рентабельность продаж по чистой прибыли (величина чистой прибыли в каждом рубле выручки). Нормальное значение для данной отрасли: 3% и более. |
-6,5 |
-1 |
-0,1 |
-0,5 |
+6 |
↑ |
Прибыль от продаж на рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг) |
-3,8 |
3,1 |
2,4 |
2,5 |
+6,3 |
↑ |
Источник: [Основано на данных [5]
Только первый показатель рентабельности за последний год, приведенный в таблице, имеет положительные значения, поскольку организацией за данный период получена прибыль от продаж. Однако в целом от финансовохозяйственной деятельности получен убыток, что и обусловило отрицательное значение двух других показателей рентабельности.
Таким образом, мы видим, что у компании «Фуд Фреш» имеется ряд проблем экономического характера, которые могут быть обусловлены влиянием как внешних (мировой экономический кризис), так и внутренних факторов (неудовлетворительная финансовая политика).