Файл: Оптовая торговля в системе хозяйственных связей рыночной экономики (на примере компании "Фуд Фреш").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Далее рассмотрим такую составляющую деятельности оптового предприятия, как ассортимент. Необходимо отметить, что общий перечень наименований товаров, реализуемых компанией «Фуд Фреш» превышает тысячу показателей. Кроме того, ассортимент товара формируется по каждому отделу самостоятельно, то есть, каждый отдел формирует ассортимент в соответствии с теми потребностями, которые имеет. Рассмотрим ассортимент товаров компании «Фуд Фреш» на основе мясного отдела. Структура товаров по данному отделу представлена на рисунке 3.

0

10

20

30

40

50

60

мясо свежее

продукты

мясопереработки

деликатесы

полуфабрикаты

говядина свинина курятина сосиски колбаса вареная колбаса копченая балык грудинка шейка котлеты пельмени чебуреки

Рис. 3 – Ассортимент мясного отдела компании «Фуд Фреш»

Источник: [Основано на данных [26]

Как видно из данного рисунка, в товары мясного отдела компании «Фуд Фреш» можно разделить на такие категории:

  • мясо свежее (свинина, курятина, говядина);
  • продукты мясопереработки (колбасы, сосиски и т.д.);
  • деликатесы (балык, грудинка и т.д.);
  • полуфабрикаты (пельмени, котлеты и т.д.).

Как мы видим из рисунка, ассортимент товаров очень широк.

Далее рассмотрим прибыль компании по отделам (рис. 4).

35

%

12

%

19

%

23

%

3

%

8

%

отдел заморозки молочный мясной бакалея морепродукты грибы

Рис. 4 – Прибыль компании «Фуд Фреш» по отделам

Источник: [Основано на данных [5]

Как видно из данного рисунка, наибольшую прибыль магазину приносят отдел заморозки, бакалея и мясной отделы. При этом, необходимо отметить, что отдел морепродуктов приносит всего 3 % прибыли, в связи с чем считаем его наличие нецелесообразным, продукцию (наиболее востребованную у потребителя) перенести в мясной отдел или в отдел заморозки, в зависимости от вида товара.

Далее проведем анализ динамики товарооборота компании «Фуд Фреш». Данный анализ проведем по группам товаров (по отделам), которые функционируют в компании (табл. 7).

Таблица 7 – Анализ динамики товарооборота компании «Фуд Фреш»


Наименование отдела

2016

2017

2018

Отклонение абсолютное, (+,-)

Темп роста

2018/2016

2018/2017

2018/2016

2018/2017

Отдел заморозки

8535

13575

10030

4595

-3545

117,5

73,9

Мясной от-

дел

4850

3958

3999

-850

41

82,45

101,0

Молочный

отдел

4231

5736

5961

1730

225

140,9

103,4

Грибы

3437

7058

4190

753

-2868

121,9

59,36

Бакалея

1113

3911

7415

6302

3504

666,2

189,6

Рыбный от-

дел

717

822

477

-240

-344

66,5

58,1

Итого

23410

36510

33630

10220

-2880

143,66

92,11

Источник: [Основано на данных [26]

Как видно из данной таблицы, в 2018 году наблюдается снижение темпа роста товарооборота по сравнению с 2017 году, что и нашло свое отражение в финансовом результате компании.

Далее проведем ABC- и XYZ-анализ ассортимента компании «Фуд Фреш». Весь ассортимент разделен на девять сегментов на основании двух критериев — доля товарной группы в товарообороте и доля товарной группы в прибыли. Результаты совмещенного анализа представлены в таблице 8.

Таблица 8 – ABC- и XYZ-анализ ассортимента компании «Фуд Фреш»

АХ

Заморозка

AY

Мясо

AZ

Консервы

ВХ

Бакалея

BY

Рыба

BZ

Морепродукты

СХ

Мясопереработка

CY

Молочная продукция

CZ грибы

Источник: [Основано на данных [26]

Данные, приведенные в таблице 8 , позволили выделить наиболее выгодные и наименее прибыльные для магазина группы товаров. Так, наиболее выгодными для магазина товарными группами, обеспечивающими наибольший вклад в товарооборот и формирование прибыли магазина, являются АХ, ВХ, AY — группы. К числу групп, нуждающихся в специальных мероприятиях по повышению их эффективности, относятся BY и CY. Наконец, к наименее прибыльным и плохо оборачиваемым товарам относятся сегменты BZ, CZ. Данные товарные группы требуют особого внимания со стороны руководства магазина.


В целом, недостатки в системе управления торговой деятельностью компании «Фуд Фреш», выявленные на основе анализа, представлены на рисунке 5.

Недостатки управления торговой деятельностью

компании «Фуд Фреш»

отсутствие специалиста в

сфере формирования ассор-

тимента

отсутствие системы управле-

ния ассортиментом, ассорти-

ментной политики

малая эффективность отдела

мо-

репродуктов

Рис. 5 - Недостатки управления торговой деятельностью компании «Фуд Фреш»

Источник: [Основано на проведенном исследовании]

Таким образом, подводя итог данному разделу, можно сделать вывод, что управление торговой деятельностью оптового предприятия «Фуд Фреш» имеет ряд недостатков:

  • отсутствие специалиста в сфере формирования ассортимента;
  • отсутствие системы управления ассортиментом, ассортиментной политики;
  • малая эффективность отдела морепродуктов.

Все эти недостатки привели к снижению уровня товарооборота предприятия, а также нашли свое отражение в его финансовых показателях.

2.3. Рекомендации по совершенствованию торговой деятельности

Поскольку в предыдущем разделе нами были выявлены недостатки в торговой деятельности компании «Фуд Фреш», нами были разработаны ряд рекомендаций, направленные на их устранение.

Прежде всего, необходимо перенести обязанности по формированию ассортимента товаров компании «Фуд Фреш» с директора на более специализированную должность. Директор занимается общим руководством, в связи с чем уделять достаточно внимания вопросам формирования ассортимента товаров возможности не имеет.

Введение специальной должности по ассортименту считаем экономически не оправданным, в связи с этим рекомендуем на заместителя директора возложить обязанности продукт-менеджера. Продукт-менеджер осуществляет взаимодействие со всеми отделами магазина и формирует ассортимент по каждому отделу [11, с. 232].

К основным обязанностям продукт-менеджера такой компании относятся:

  1. Управление ассортиментом
  2. Управление товарным запасом
  3. Организация сбора, обработки и хранения маркетинговой информации
  4. Постановка задач для проведения маркетинговых исследований.
  5. Постановка маркетинговых задач менеджеру по рекламе.
  6. Осуществление маркетинговой и технической поддержки сотрудников отделов сбыта.
  7. Анализ действующих и потенциальных клиентов, выявление потенциала увеличения объёма продаж и реализация этого потенциала.
  8. Организация планирования и прогнозирования
  9. Выбор поставщиков, работа с поставщиками по улучшению условий поставки и оплаты.

10.Участие в разработке стратегии ценообразования, положений о ценообразовании, скидках и формах оплаты. Разработка и коррекция прайс-листов [24, с. 75].

На наш взгляд, профессиональный подход к формированию ассортимента позволит управлять данным процессом более эффективно.

Еще одним недостатком, выявленным нами в процессе исследования, является низкая экономическая эффективность отдела морепродуктов. В связи с этим, предлагаем упразднить данный отдел как самостоятельный, сократить ассортимент данного отдела до того, который имеет потребительский спрос и оставшийся ассортимент перенести для продажи в мясной отдел, поскольку он также как и рыбный имеет необходимое оборудование для хранения рыбной продукции. Такие изменения позволят осуществлять продажу только того товара, который имеет спрос, что позволит избежать издержек на хранение неликвидного товара, а также на его закупку. В итоге будут сокращены расходы.

Еще одной важной проблемой, выявленной в ходе исследования, было отсутствие системы управления товаром. Формирование ассортимента товаров в компании «Фуд Фреш» осуществляется бессистемно, хаотично, что существенно снижает уровень эффективности данного управленческого процесса.

В связи с этим, считаем необходимым подойти к этому вопросу более организованно, то есть, необходимо формирование ассортимента осуществлять в соответствии с определенным алгоритмом, основанным на достижения научной и аналитической мысли, а также практических рекомендаций специалистов. С этой целью нами предлагается использование алгоритма формирования товарного ассортимента, схема которого представлена на рисунке 6.

Данный механизм в полной мере соответствует параметрам деятельности компании «Фуд Фреш» и может быть применен в его практической деятельности с целью повышения эффективности ассортиментной политики.

Рис. 6 – Алгоритм формирования ассортимента товаров для компании «Фуд Фреш»

Источник: [Основано на данных [18]

Использование данного алгоритма позволит осуществлять процесс формирования ассортимента товаров не по наитию, стихийно, а с учетом особенностей товара, его продаваемости, потребительских свойств и предпочтений, что позволит избежать хранения на складе неликвидного товара, а в то же время увеличить продажи товара, в котором потребители заинтересованы в большей степени, что приведет к увеличению товарооборота, а значит, прибыли торгового предприятия.


Такое управление ассортиментом оптового предприятия позволит: избежать нежелательного расширения матрицы и вымывания ассортимента; равномерно удерживать постоянную наценку в категории и избежать повышения розничных цен; держать сбалансированный ассортимент, аргументированный спросом, а не поставщиком [6, с. 3].

Таким образом, совокупность предлагаемых нами мероприятий представлена на рисунке 7.

Рекомендации по совершенствованию торговой де-

ятельности компании «Фуд Фреш»

Расформирование отдела

морепро-

дуктов и перенос ликвидной про-

дукции в мясной отдел и отдел за-

морозки

Возложение обязанностей про-

дукт

-

менеджера на заместителя

директора

Использование для формирования

ассортимента специально разрабо-

танного алгоритма

Рис. 7 – Рекомендации по совершенствованию торговой деятельности ком-

пании «Фуд Фреш»

Источник: [Основано на проведенном анализе]

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что в процессе управления торговой деятельностью компании «Фуд Фреш» был выявлен ряд недостатков, которые снижали эффективность управления ассортиментом. Для устранения данных недостатков нами рекомендуется:

  • расформирование отдела морепродуктов и перенос ликвидной продукции в мясной отдел;

–– возложение обязанностей продукт-менеджера на заместителя директора;

  • использование для формирования ассортимента специально разработанного алгоритма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

  1. Под оптовой торговлей необходимо понимать деятельность по продаже товаров, которые предназначены для дальнейшей перепродажи посредством розничной торговли до конечного потребителя. Оптовая торговля по своему экономическому смыслу является отраслью экономики и видом предпринимательской деятельности. Важнейшей функцией оптовой торговли в рыночной экономике является обеспечение товарами и продукцией предприятий розничной сети. Кроме того, оптовые предприятия осуществляют взаимодействие с производителями товаров, чем оказывают влияние на развитие также и производственной деятельности.
  2. На микроуровне оптовая торговля выполняет такие функции, как: по отношению к клиентам-покупателям, по отношению к клиентам-поставщикам; а на макроуровне: интегрирующую, оценочную, организующую, регулирующие функции.
  3. Существует несколько оснований для классификации оптовых торговых предприятий. По выполняемым функциями оптовые предприятия бывают таких видов, как: дистрибьютор; дилер; посыл-торговец; агент; принципал, комиссионер, брокер, комитент. Еще одним основанием для классификации видов оптовых предприятий является тип подчиненности данных предприятий. Согласно данному основанию выделяют такие виды оптовых предприятий: независимые посредники, формально независимые посредники; зависимые посредники. По уровню функционирования выделяют оптовые предприятия первого (федерального) и второго (регионального) уровней.
  4. Компания «Фуд Фреш» является юридическим лицом, действующим на основании Устава. Предприятие осуществляет деятельность в сфере оптовой торговли (продовольственные продукты) и реализует товары розничным компаниям с собственного склада. Компания имеет смешанную организационную структуру. Влияние внешних факторов на деятельность оптового предприятия невысокое. В целом, предприятие функционирует на рынке более 14 лет и деятельностью свою будет продолжать.
  5. Управление торговой деятельностью оптового предприятия «Фуд Фреш» имеет ряд недостатков: