Файл: Теории возникновения государства (Понятие, признаки и особенности государства).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы теорий происхождения государства
1.1 Понятие, признаки и особенности государства
1.2 Общая характеристика теорий происхождения государства
2. Теории происхождения государства, связанные с материалистическим пониманием истории
2.3 Историко – материалистическая (марксистская) теория
2.4 Историко – материалистическая ( немарксистская) теория
3. Теории происхождения государства, не связанные с материалистическим пониманием истории
Стоит отметить, что процесс возникновения государства в своей основе носит постоянный характер. Так, в 90-е гг. прошлого столетия в результате распада Советского Союза, на так называемом постсоветском пространстве возникло 15 самостоятельных государств. В процессе распада бывшей Югославии, в июне 2006 года, по результатам проведенного референдума, на ее бывшей территории были образованы два новых государства – Черногория и Сербия. Практически через год данная территория снова была разделена, теперь уже на семь, теперь уже не совсем дружественных по отношению друг к другу государств, со своими территориальными, экономическими, политическими и прочими претензиями. Как показывает практика, в конечном счете, основными вариантами государственной организации жизни является два принципиальных подхода: государство для людей и люди для государства. Рассматривая вопрос о теориях происхождения государства, особенно распространенными являются следующие: теологическая (по сути объясняющая возникновение государства из божественных начал, то есть, государство, дарованное богом, представителями данной теории являются Ф. Аквинский, Ф.Лебюфф и т.п.), патриархальная (объясняющая возникновение государства результатом развития семьи из поколения в поколение, глава которой и становится главой государства. Представителями данной теории выступают Аристотель, Н. Михайловский и т.п.), органическая (объясняет процесс возникновения государства в сравнении со способностью и сторонами человеческой души, то есть в результате эволюции – от низшего к высшему, ее представителями являются Г. Спензер, Прейс и т.п.), теория насилия (возникновение государства объясняется факторами военно – политического характера, то есть в результате завоевания одного племени другим, а для порабощения покоренного племени и создается государство. Представителями данной теории являются – Е. Дюринг, Л. Гумплович и др.), психологическая (возникновение государства объясняется как сумма психических воздействий людей и их объединений. Представителями данной теории являются Л. Петражицкий, Г. Тард), договорная или теория общественного договора (по сути, объясняет возникновение государства результатом договора, то есть искусственное произведение сознательной воли людей. Ее представителями являются Т. Гоббс, Г. Гроций, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.), материалистическая или классовая теория (объясняет процесс возникновения государства как результат непримиримости, классовой борьбы, а также экономического развития при усложнении самого общества, его распорядительных и производительных сфер.
Представителями данной теории (ранее носившей название «марксистко – ленинской» являются К.Маркс, Ф.Энгельс и В.Ульянов) и др. Итак, на смену родоплеменному строю приходит государственность. Иными словами историческая первичная форма собственности и первобытное равенство изживают себя, а в обществе происходит разделение. Итак, первобытному обществу были присущи общественная власть и социальные нормы, которыми регулировалось поведение людей, но отсутствовал обособленный аппарат (лицо) как бы стоящие над обществом, который наделен был возможностью принудительного воздействия. Управление делами рода осуществляла вся родовая община – ее взрослые члены. Общее собрание разрешало все жизненно важные вопросы общины. Оно же являлось и высшей судебной инстанцией. Постепенно первобытные коллективистские отношения стали видоизменяться, в результате чего подверглись разрушению. В первобытном обществе происходит три крупных разделения труда – это, прежде всего, выделилось скотоводство, от земледелия отделилось ремесло, и обособился слой людей, занятых обменной – торговлей. Постепенно происходит совершенствование орудий труда, а также накопление избыточного продукта, в результате чего, данный избыточный продукт стал накапливаться у отдельных членов общины. Начинает появляться возможность, позволяющая содержать специальные группы людей, основным занятием которых являются общественно значимые функции, принуждение. Родоплеменная структура начинает усложняться, постепенно развивается разделение социальных функций. Все большее удаление родоплеменных структур от первоначального равенства стимулируется развитием процесса концентрации богатства, которое стало скапливаться в узком и зачастую привилегированном слое, что в конечном итоге привело к появлению частной собственности, а уже на их основе – к эксплуатации человека человеком.
Переход от первобытнообщинного строя к государственному обществу сопровождался образованием как территории общины, так и развитием общинных центров, которые в дальнейшем стали превращаться в укрепленные города. Состав территориальной общины стал определяться не родственными отношениями, а расслоением в одной местности. Важным фактором с этого момента стала территория, в процессе формирования государственности. Характеризуя государство необходимо выделить его основные признаки, к числу которых, прежде всего, относятся: Наличие публичной власти, отделенной от общества. Стоит отметить, что существование такой власти характерно и для первобытного общества, но в последнем случае она выражала всего общества, и, кроме того, она не была отделена от этого общества. В осуществлении такой власти в первобытном обществе принимали все взрослые члены общества. Если рассматривать вопрос о государстве, то в любом из них власть реально осуществляется государственным аппаратом, который от остального общества отделен.
Рассмотрев основные признаки, не стоит забывать и об основных закономерностях возникновения государства, которые характерны (являются общими) для любого региона, любой исторической эпохи. Возникновение государства признается как закономерный, объективно обусловленный результат, являющийся естественным развитием первобытного общества. Такое развитие включает в себя ряд направлений, среди которых, необходимо, прежде всего, отметить совершенствование экономики, которое связано с ростом производительности труда, а также появлением избыточного продукта, укрепление организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы. Данные направления взаимосвязаны и взаимообусловлены. Параллельно с данными процессами происходит классообразование , которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю, таких как государственной или частной. Рассматривая вопрос о возникновении государства, необходимо отметить, что оно возможно только на том уровне, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, когда возникает возможность содержания государственного аппарата. Пути возникновения государства (восточный или западный) зависит в решающей степени от того, произошло ли разложение сельской общины, что в свою очередь определяется конкретными условиями, в которых находилось общественное производство (необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю и т.п.).
Государственный аппарат формируется из аппарата управления существующего в первобытном обществе. В любом случае, при образовании государства власть оказывалась неизбежно в руках родоплеменной знати. Рассматривая вопрос об основных причинах появления государства, необходимо отметить, что основными из них были:- необходимость совершенствования управления обществом, которая связана, прежде всего, с его усложнением. Такое усложнение, в свою очередь, связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п. Аппарат управления первобытного общества уже не мог обеспечить успешного руководства данными процессами ;-необходимость организации крупных общественных работ, а также объединения в этих целях больших масс людей. Данный факт проявляется особенно в тех регионах, в которых основой производства стало поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников т.п.; -возникновение необходимости подавления сопротивления оказываемого эксплуатируемыми [18, с.90].
Процессы, происходившие при разложении первобытного общества с неизбежностью приводили к разделению общества. Стали появляться категории богатых и бедных, а вместе с ним и возникновение эксплуатации и при том, большинства меньшинством, а вместе с этим и появлению сопротивления со стороны эксплуатируемых.- необходимость поддержания общественного порядка, который обеспечивает нормальное функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. - необходимость ведения войн. В большинстве случаев рассмотренные выше причины действовали в совокупности, при том, в различных сочетаниях. В разных исторических, природных, географических, демографических и иных условиях, решающими становились различные из вышеперечисленных причин.
1.3 Проблемы эволюции роли государства в политической системе общества
При рассмотрении роли и месте государства в политической системе общества особое внимание необходимо уделять тому, что государство в любой стране и на любом этапе развития общества является наиболее массовой и всеобъемлющей организацией. В его состав входят совершенно разные слои населения.
Если обратиться к различным конституциям, то можно отметить, что государство позиционирует себя, как сообщество всего народа, объединение, действующее ради всеобщего блага. Данное стремление было впервые представлено в Конституции СССР 1977г. и в последующих конституциях, включая современную.
Если обратиться к ситуации, которая сложилась в других странах по данному опросу, то можно отметить, что она аналогична. В качестве примера можно привести Конституцию США.
Вышесказанное не говорит о том, что государство в качестве ограничения социальной базы использует лишь непосредственно стоящими у власти правящими кругами. В действительности, все совершенно иначе, ведь государство стремится к расширению социальной базы, которая способствует его стабильности. На самом деле, каждое существующее государство нацелено на то, чтобы его социальная основа, заложенная конституцией, была реализована в реальной жизни. Для того чтобы в полной мере реализовать свои функции государству необходимо, чтобы у него было как можно больше убежденных сторонников его внутренней и внешней политики.
Важной ролью государства в политической системе общества можно также указать то, что в его руках находятся огромные материальные и финансовые ресурсы. Возможны ситуации, когда государство выступает в качестве монопольного собственника основных средств и орудий производства. В качестве примера можно привести социалистические страны, а именно Советский Союз.
В частности, в СССР государство владело землями, различными банками и различными средствами производства в промышленности, иным имуществом, которые было необходимо для того, чтобы обеспечивать решение поставленных задач.
С учетом практических исследований можно констатировать, что дл нормального функционирования государства необходимо, чтобы государственная форм собственности была хорошо развита. При этом, по мнению некоторых общественных правоведов, в качестве важного условия стабильности общества и политической системы в целом также выступает сосуществование на равных правах самых различных форм собственности. Государство в данном случае не должно оказывать влияние на прочие составляющие общественной системы.
Если сравнивать государство с иными политическими институтами общества, то можно сказать, то в качестве основного различие можно указать наличие наивысшей политический власти в обществе. Его властная сила признана универсальной, так как она:
- распространяется на все население и общественные партии данной страны;
- держится на прерогативах - полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которые не имеются в наличии ни у одной общественной организации. К данной категории можно отнести законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.
В действительности, политические партии и массовые общественные организации также могут иметь свои постоянно действующие аппараты, которые способствуют обеспечению их функционирования. Тем не менее, если сравнивать их с государственным аппаратом, в их состав не входят органы, которые должны охранять существующую правовую систему- органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п., функционирующих в интересах всех членов общества.
Помимо этого, в качестве отличительной черты государства также можно указать то, что она имеет в наличии различные юридические средства, которые позволяют управлять многими отраслями экономики и оказывать влияние на все общественные отношения. Имея в наличии определенный арсенал полномочий государственные органы не только могут создавать нормативно-правовые акты, но и обеспечивать их последующую реализацию. Для достижения поставленных целей используются различные способы: воспитание, поощрение и убеждение, осуществление регулярного контроля за тем, чтобы нормы прописаны в законодательных актах, соблюдались в полном объеме.
Хотелось бы сказать, что во многих государствах общественные организации имеют возможности оказывать воздействие, которое изначально им не присуще. Хотя, несомненно, указанные средства воздействия носят в некоторой степени ограниченный характер. Их возникновение связано не с особенностями природы указанных явлений, а по той причине, что именного государство наделило их возможностью издавать законодательные акты.