Файл: Теории возникновения государства (Понятие, признаки и особенности государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве наиболее важного отличительного признака государства также можно указать обладание суверенитетом, который также является характерным признаком государственности. Его содержание заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене [12, с.77].

В заключении хотелось бы выделить следующие основные моменты. В первую очередь необходимо понимать, что государство и общественные объединения являются самостоятельными части политической системы. Они имеют внутреннюю самостоятельность и независимость в принятии решений как на внешнем, так и на внутреннем уровне.

Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Действие различных организационных структур осуществляется на основании законов, которые выступают в качестве правового фундамента государственной и общественной жизни. Нельзя говорить о том, что указанные особенности описывают всю специфику государства как элемента политической системы общества. Но при этом они позволяют понять сущность государства, рассмотреть факторы, которые указывают роль государства в политической системе общества.

2. Теории происхождения государства, связанные с материалистическим пониманием истории

2.1 Органическая теория

Дарвинизм, материалистическая теория, эволюции органического мира, который появился в XIX веке, породил попытки осуществить перенос биологических закономерностей на социальные процессы. Под биологическими процессами в данном случае понимается естественный отбор, биологическая эволюция, борьба за выживание и подобные, перечисленными, процессы. В науке социологии данное направление получило название социального дарвинизма.

Ключевое место в данном направлении занимает органическая теория происхождения государства, которая берет свое начало из аналогии общества с развивающимся биологическим организмом. Истоки данной теории находятся в сочинениях мыслителей древней Греции, в частности Платона, который сравнивал государство и живой организм, а государственные законы с процессами, происходящими в психике человека [28, с.190].


Представителями органической теории происхождения государства являлись английский социолог и философ Г.Спенсер, Прейс, Вормс и многие другие. Согласно точке зрения представителей данной теории, государство является произведением природы, а образуется оно в ходе эволюции человека и аналогично человеческому организму. Государственная власть, согласно положениям рассматриваемой теории, проявляется в господстве организма над его отдельными частями. Согласно данной теории, государство – это организм, отношениями между структурными частями которого, полностью аналогичны отношениям между частями какого – либо живого существа. Следовательно, государство выступает в качестве продукта социальной эволюции, являющееся одной из разновидностей биологической эволюции. Являясь одной из разновидностей биологического организма, государство имеет правителей и поданных соответственно.

Исходя из вышеизложенного, проведем аналогию, которая указывает, что если среди биологических организмов выживают наиболее приспособленные, то в социальных организмах, в результате войн и политической борьбы, складываются определенные государства и формируются целые правительства.

Однако, механическое распространение закономерностей, присутствующих в биологической эволюции, недопустимо, так как юридическая наука вполне обоснованно доказывает не совпадение биологических и социальных процессов.

2.2 Теория насилия

В XIX веке на Западе широкое распространение получила теория насилия. Представителями данной теории выступали немецкий экономист и философ Е.Дюринг, австрийский социолог Л. Гумплович, а также известный теоретик и исследователь К.Каутский.

Истоки данной теории можно увидеть в сочинениях софистов Древней Греции, а в качестве подтверждения целесообразно рассматривать войны в Древнем Риме и в Древней Спарте.

Социолог из Австрии Л. Гумплович внес значительный вклад в формирование окончательных положений рассматриваемой теории. В своих сочинениях он делал упор на эволюционную теорию Спенсера, а также разделял позиции социального дарвинизма. Стоит отметить, что биологический подход к социальной эволюции находился в сочетании с психологизацией жизни общества. Фундаментальным трудом Л. Гумпловича можно назвать « Общее учение о государстве», в котором социолог писал, что история не предъявляет примеров, согласно которым государство возникло не путем насилия, а в какой – либо иной форме.


В конечном счете, теория насилия сводится к следующим выводам:

  1. Государство возникает посредством « естественного отбора», вследствие завоевания сильными племенами более слабых, при этом, победившее племя образует правящий класс, а побежденные становятся представителями класса побежденных и служащих. Ввиду подчинения одного народа другому образуется государство.
  2. Ввиду того, что в буржуазном обществе рабочий заключает договор с капиталистом на добровольной основе, буржуазное государство не принуждает трудящихся и рабочих продавать рабочую силу, следовательно, такое государство можно считать свободным и демократическим.

Анализируя теорию насилия, многие исследователи приходили к выводу, что цель данной теории заключается для обоснования причин и условий создания государства. Стоит отметить, что нацистская Германия приняла данную теорию в качестве основной государственно – правовой идеологии [31, с.290].

Следовательно, изучая захватнические войны, стоит учитывать, что они возможны после того, как общество способно обеспечить государственный аппарат в экономическом плане.

2.3 Историко – материалистическая (марксистская) теория

Вопросы относительно происхождения государства затронуты в широко известном произведении марксизма – труде Ф.Энгельса « происхождение семьи, частной собственности и государства». В качестве основы, данный труд использовался при написании известной лекции В.И.Ленина « О государстве», которая была прочитана в 1919 году. Данная лекция содержит высказывания о том, что государство не является силы, навязанной обществу извне, а является продуктом общества на известной ступени его развития.

Возникая ввиду потребностей общества, государство проявляет стремление по обеспечению общественных интересов, а также защиту от внешней угрозы.

Марксистская теория о происхождении государства содержит следующие положения:

  1. Государство и право имеются исключительно в классовом обществе, так как сами классовые явления;
  2. Государство и право возникают одновременно с делением общества на классы, в качестве необходимого результата их борьбы и разделения труда.

В конечном итоге, развитие государства обусловлено производственными отношениями, так как государство и право оказывают обратное воздействие на все сферы общественной жизни.


Таким образом, согласно марксисткой теории, непосредственным основанием для появления государства выступает социально – классовая структура общества, в частности существующие классы и отношения между ними.

2.4 Историко – материалистическая ( немарксистская) теория

Данная теория имеет под собой определенные научные основы. Во второй половине восьмидесятых и девяностых годов, отечественная наука проявляет существенный сдвиг в изучении вопросов относительно происхождения государства. В существующей историко – материалистической концепции сформировались два подхода: марксистский и немарксистский. Последний подход исходил из того, что предпосылками возникновения государства выступают потребности совершенствования управления обществом первобытных людей, а также необходимость разрешать общие дела.

Если внимательно сопоставить два подхода можно прийти к выводу, что второй подход (немарксистский) существенно отличается от марксистского. Отличие заключается в том, что критерии марксистского подхода преувеличивают роль классов и классовой борьбы в становлении и развитии государства [27, с.68].

Так, А.Б. Венгеров, достаточно критически оценивал ряд положений работы Ф.Энгельса , но утверждал, что данный труд сыграл значительную роль в понимании происхождения государства и в духовной жизни 19 века в целом. Более того, ряд автором называют книгу Ф.Энгельса « классовой теорией происхождения государства», отдельно подчеркивая, что рассматриваемая теория выделила те черты происхождения государства, которые не были указаны в любых других теориях , либо сознательно в них не упоминались.

Таким образом, немарксистский подход материалистической концепции основан на том, что к возникновению государства приводят потребности по совершенствованию управления первобытным обществом.

2.5 Ирригационная теория

Ирригационную теорию по - другому также называют концепцией о гидравлическом происхождении и развитии государственности в странах Древнего Востока. Ее появление связывают с именем немецкого ученого К.А. Витфогеля. Его работа, которая носит название « Восточный деспотизм» связывает возникновение государства с необходимостью строительства огромных ирригационных сооружений в аграрных областях востока.


В соответствии с данной концепцией, определенная необходимость и приводит в конечном итоге к возникновению класса, порабощающего общество.

В действительности, процесс создания и поддержания огромных ирригационных систем осуществлялся в регионах первичных государств: Индии, Египте , Китае и других крупных городах. Стоит отметить, что данные регионы были весьма неблагоприятны для ведения сельского хозяйства, что обуславливало необходимость проведения централизованной политики, согласно которой, государство выступает в роли собственника и эксплуататора одновременно.

В данной ситуации, государство не только подчиняло, но и распределяло и учитывало. Данные факторы олицетворяли государство как крайне деспотичную форму общественного устройства. Следовательно, климатические и территориальные условия можно считать одним из важных условия становления и развития государственности. Более того, становится очевидной связь данных процессов с формированием класса чиновничества, которые достигали работоспособность ирригационных систем посредством эксплуатации других граждан.

В целом же, целесообразно согласиться с наблюдениями о том, что на сегодняшний день со времен появления государства не существует « чисто классовых» или « чисто человеческих» государственно – правовых институтов. Определяя понятия и закономерности происхождения государства, стоит учитывать классовые и внеклассовые признаки и характерные черты.

Таким образом, в процессе разложения родового общества на антагонистические слои бедных и богатых людей, необходимость в государстве неизбежна, так как именно она способна предотвратить столкновение двух, диаметрально противоположных слоев общества.

3. Теории происхождения государства, не связанные с материалистическим пониманием истории

3.1 Теологическая теория

Теологическая теория происхождения государства не является научной теорией, так как в ее основу заложены не базовые знания, а вера в бога. Данную теорию нельзя доказать или опровергнуть без окончательного решения о существовании бога.