Файл: Теории возникновения государства (Понятие, признаки и особенности государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ранние религиозно – мифические представления о происхождении государства весьма разнообразны. Данное многообразие в значительной степени обусловлено специфичными историческими условиями возникновения и существования религий ранних государственных образований. Позднее, данные воззрения многократно перерабатывались в соответствии с течениями христианства в определенную теологическую доктрину, ввиду чего выделись доктрины мусульманства, иудаизма, буддизма и многих других [23, с.279].

Учение Фомы Аквинского в теологической теории рассматривается аналогично сотворения мира богом. Религия, согласно учениям Ф.Аквинского обосновывает возникновение и существование государства от Бога. В свою очередь, государство призвано защищать религию. Освящение государственно власти божественным ореолом придавало данной власти безусловный авторитет и обеспечивало неограниченную власть монарха.

Также представителем теологической теории являлся Платон, потомок Солона, который создал школу в пригороде Афин. В данной школе указывалось, что в качестве источника происхождения государства выступает божество. Также сторонником данной теории можно назвать Аристотеля, который считал, что одновременно с законами, которые изданы людьми, существуют божии законы, которые вложены в сердца людей высшим разумом. Основу данных законов составляет божественный порядок, который заложен в основе мироздания. Также мыслители указывали, что наряду с промыслом божьим, созданию государства активно способствовали развивающаяся алчность, жажда денег и наживы.

В эпоху средневековья теологическая теория достигла своего апогея и именовалась также теорией « двух мечей». Смысл данной теории заключался в верховенстве церковной власти над светской, так как, по мнению представителей теории, государство создано по воле бога.

3.2 Патриархальная теория

Патриархальная теория основана на теории теологии. В период античности, Аристотель и Платон выдвинули идею, согласно которой, человеческое общество было патриархальным изначально. Более подробно данную точку зрения развивал Аристотель, который утверждал, что государство есть не только продукт развития, но и высшая форма развития человечества.

В XVII веке на данных началах объяснялось зарождение абсолютизма в Англии, которое обосновывал в своих трудах известный социолог Р.Фильмер. наиболее известными трудами данного исследователя выступают такие произведения как « Патриархия или защита естественного права королей», « патриарх» и другие.


К патриархальной теории прибегали и средневековые феодалы, которые именно данной теорией обосновывали неограниченную власть монарха.

Позднее, анализируемая теория нашла свое отражение в трудах одного теоретика нашей страны – социолога Н.К.Михайловского, а также историка из Англии Г.Мэна.

По мнению представителей патриархальной теории, государственная власть это прямое продолжение отцовской власти. Власть государя – это патриархальная власть главы семейства. В средневековье, именно данная теория оправдывала абсолютную власть монарха, который, как и глава семейства, не выбирается.

Стоит отметить, что на сегодняшний день не существует ни одного достоверного свидетельства о данном способе возникновения государства. Более того, считается, что патриархальная семья возникает в процессе разложения первобытного строя и государства соответственно.

3.3 Договорная теория

Указанная теория характеризуется наличием достаточно большого количества аспектов и противоречий, которые проявлялись в различные этапы исторического развития общества. Данные теории соединили в себе различные точки зрения известных мыслителей всех времен, несмотря на то, что они придерживались различных позиций относительно политико – правовых предпосылок возникновения государства.

Некоторые авторы выделяли договорную теорию в качестве теории происхождения государства, а естественно – правовую торию – как теорию происхождения права.

Государство возникло и основано на общественном договоре лиц, уставших от борьбы с природой и друг с другом. Государство и право представляются продуктом разума и воли (людей и Бога). Решив выйти из «естественного» (догосударственного) состояния, люди объединились в государство на определенных условиях, и они добровольно передают государству часть своих врожденных (естественных) прав и свобод. А государство обеспечивает охрану частной собственности и личной безопасности, лиц, заключивших договор.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изложенный материал позволяет сделать ряд выводов относительно темы исследования.

На сегодняшний день в юридической литературе существует достаточно большое количество теорий о происхождении государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловливает исторические особенности развития общества, региональное своеобразие мира, идеологические приверженности авторов, задачи, которые перед собой они ставят и т.п.


Проблема происхождения государства является очень древней и отражена в трудах мыслителей всех эпох. Уже древние мыслители Сократ, Платон и Аристотель размышляли не только о самих причинах и предпосылках образования, но также и о справедливом государстве, о том, на каких принципах это справедливое государство строится.
Появление тех или иных теорий происхождения государства было связан о с социальными и политическими реалиями эпохи. К примеру, появление сугубо консервативных теорий происхождения государства (Ж. де Мэстр) связано с с феодально-аристократической реакцией на события Великой французской революции. Этим возможно объяснить и ярко выраженный антибуржуазный характер как самого консерватизма, так и теорий, созданных на его основе. 

Само государство характеризуется рядом специфических, только ему свойственных признаков, которые возникали и возникают в определенных исторических условиях, при определенных ситуациях, к числу которых относятся: необходимость в совершенствовании управления обществом, проведение крупных общественных работ и объединение больших групп населения в этих целях, необходимость подавления сопротивления эксплуатируемого класса, необходимость поддержания порядка в обществе, а также, ведение войн.

В настоящее время существует достаточно большое количество самых разнообразных определений государства. Вместе с тем, всеми исследователями главным в нем усматривается именно проведение социальной политики. Основополагающие признаки социального государства, при этом, вытекают непосредственно из самого определения социального государства. 
Для изучения происхождения государства характерен не только академический (познавательный) характер, но и политико-практический. Именно изучение данного процесса позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты. Изучение дает возможность анализа причин и условий возникновения и развития государств. Оно позволяет четче определить функции, свойственные государству, то есть, основные направления деятельности государства, с установлением их роли и места в жизни общества и в политической системе.

Естественно-правовая теория начала формироваться ещё в античную эпоху, особенно ярко многие идеи, последовательно развитые представителями школы естественного права в более позднюю эпоху, ярко звучали в философском наследии Платона и Аристотеля. Затем к проблеме естественного права обращались и древнеримские философы и юристы. Однако они в большей мере, чем мыслители Древней Греции, обращали внимание на то, каким образом естественное право соотносится с божественным. Весьма широко рассматривалась проблема противоречий между естественным правом и положительным правом. 


Материалистическая теория имеет ярко выраженную социалистическую направленность. Появление социалистических политико-правовых идеологий также было обусловлено исторической обстановкой. Промышленный капитализм активно развивался, что привело к росту численности и организованности класса наемных рабочих. Соответственно, появились теоретики, склонные к защите интересов этого класса. Более того, у социалистических идеологий появилось много приверженцев.

Теологическая теория происхождения государства заслуживает особого упоминания, так как она является одной из наиболее древних. Теологическая теория во многом базируется на принципах патриархальной теории происхождения государства, восходящей к самому Аристотелю. Наибольшее распространение теологическая теория получила в эпоху Средневековья, чему способствовал тот факт, что религия в средневековом обществе играла очень значимую роль, определяла уклад социальной жизни.

Вместе с тем, стоит отметить, что идея божественного происхождения государства не нова, она появилась задолго до Средневековья, о чём свидетельствуют многие памятники Древнего мира. Важно заметить, что теологическая теория происхождения государства не ушла в прошлое, а имеет продолжение в настоящем времени, поскольку идея божественного происхождения государства отстаивается представителями современной католической церкви.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Афанасьев С.Ф., Правовая жизнь общества. Проблемы теории и практики. [Текст] Монография., « Проспект» : 2016 – 423 с. // https://www.labirint.ru/books/512325/

2. Власенко Н.А. Теория государства[Текст] - М.: 2014. - 416 с.

3. Гавриков В.П., Теория государственно – правового регулирования.[Текст ] Монография., « Проспект»: 2016 – 321 с.

4. Дерябина Е.М., Марченко М.Н. Теория государства. Схемы с комментариями. [Текст]Проспект, 2016. - 200 с.

5. Зубанова С.Г. Шпаргалка по теории государства.[Текст] - М.: Аллель, 2010. - 64 с.

6. Капустин М.Н. Теория права. Общая догматика.[Текст] 2014. - 390 с.// https://freedocs.xyz/pdf-437084036

7. Малько А.В. Теория государства. [Текст] Кнорус, 2015. - 400 с.

8. Марченко М. Н., Дерябина Е. Основы государства.[Текст] Проспект, 2015. - 359 с.

9. Морозова Л.А. Теория государства.[Текст] - М.: Российское юридическое образование: 2010. - 384 с.

10. Оксамытный В.В. Общая теория государства: учебник. [Текст] ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 511 с. // http://www.alleng.ru/d/jur/jur907.htm