Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Особенности развития предприятия).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты функционирования предприятий в разных стадиях жизненного цикла организации
1.1. Особенности развития предприятия на разных этапах жизненного цикла
1.2. Стратегии развития предприятия в зависимости от стадии жизненного цикла
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Определение фазы жизненного цикла исследуемого предприятия АО «Оптрон-Ставрополь»
3. Предложения по повышению эффективности функционирования фирмы на стадии возрождения
3.1. Мероприятия по повышению эффективности работы предприятия в стадии возвождения
Основная особенность развития бизнеса заключается в его гибкости, т.е. способности быстро перестраивать производственную деятельность в зависимости от ситуации. А это означает, что необходимо оперативно и наиболее правильно совершать инвестиции в инновационную деятельности предприятия.
Анализ показывает, что инвестиционная стратегия, являясь общей частью стратегии экономического развития предприятия, обеспечивает в первую очередь развитие его операционной деятельности, носит по отношению к ней подчиненный характер и поэтому согласовывается со стратегическими целями и направлениями операционной деятельности.
Базовыми стратегиями операционной деятельности предприятия, реализацию которых обеспечивает главная инвестиционная стратегия, являются: ускоренный рост, ограниченный рост, сокращение.
Рекомендуемая система видов стратегии предприятия, представлена в таблице 4.
1. На этапах зарождения и становления малому предприятию следует использовать базовую стратегию «ускоренного роста». В зависимости от видов факторов, влияющих на компанию, выделяют несколько видов стратегий.
В первую очередь выделяют рыночно-сбытовые факторы ускоренного роста. В связи с этим выделяют 4 экономические предпосылки привлечения инвестиций:
Таблица 4
Стратегии развития предприятия на разных стадиях жизненного цикла
Стадия |
Рекомендуемые стратегии |
Становление |
Базовая стратегия развития - стратегия концентрированного роста («ускоренный рост»). Могут использоваться консервативные и интенсивные инвестиционные стратегии, стратегия инвестиционной поддержки ускоренного роста предприятия. Возможными инновационными стратегиями являются стратегия сравнительных преимуществ, имитационная стратегия. |
Расширение |
Базовая стратегия – стратегия развития продукта, стратегия усиления позиций на рынке («ограниченный рост»). Интенсивная, прогрессивная инвестиционная стратегия, то есть стратегия инвестиционного обеспечения устойчивого роста предприятия. Инновационные стратегии - стратегия сравнительных преимуществ, имитационная стратегия, стратегия непрерывного совершенствования. |
Зрелость |
На данном этапе базовыми могут быть стратегия интегрированного роста, стратегия диверсификации («ограниченный рост» или «сокращение»). Инновационные стратегии выбираются либо оборонительные, селективные, либо создания нового рынка (в зависимости от выбранной базовой). Инвестиционные стратегии: экстенсивно-прогрессивная, экстенсивно-интенсивная, консервативно-интенсивная, то есть стратегия инвестиционного обеспечения устойчивого роста или антикризисная инвестиционная стратегия предприятия. Маркетинговыми стратегиями на данном этапе могут быть развития рынка, совершенствование товара (лидерство в издержках), диверсификация. |
Спад |
Базовая стратегия – стратегия «сокращения». Инвестиционная стратегия - антикризисная инвестиционная стратегия. |
1) Нужда в срочном захвате пустующих или внезапно освободившихся рынков;
2) Вывод на рынок принципиально новых инновационных продуктов;
3) Потребность в занятии более прочных позиций на остро конкурентном рынке;
4) Стремление «раз и навсегда» отпугнуть рыночных соперников от привлекательных ниш, занятых нами;
5) Потребность в переналадке или переформатировании всей системы сбыта.
Рыночно-сбытовые стимулы формируют объективный запрос на быстрое деловое развитие. Но даже если требования рынка и сбыта толкают руководителей к выбору модели ускоренного роста, они обычно не сразу решаются проводить указанную стратегию в жизнь. Ведь реализация подобной стратегии связана с риском «увязнуть» на новых рынках или с опасностью «запороть» новую товарную линейку.
Производственно-технологические стимулы ускоренного роста обычно удается вскрыть и обосновать с меньшими издержками. Следует отметить три производственно-технологических источника быстрого развития:
1) У компании есть новая, но относительно проработанная, зарекомендовавшая себя технология, которую надо запускать в производство;
2) Предприятие имеет новую и плохо (пока) отработанную технологию или модель управления, которую нужно срочно апробировать на том или ином участке производства (данный стимул роста наиболее актуален для крупных холдингов, использующих для «обкатки» технологий свои быстро растущие и полуавтономные подразделения);
3) Фирме требуется быстро загрузить пустующие (возникшие, например, в результате слияний или поглощений) производственные мощности.
С точки зрения ресурсных затрат ускоренный рост на основе производственно-технологического запроса является самым масштабным и капиталоемким. Но с другой стороны, этот вариант роста – наиболее продуктивен и легко просчитываем.
Стратегия инвестиционной поддержки ускоренного роста предприятия направлена на обеспечение высоких темпов его операционной деятельности, в первую очередь, - объемов производства и реализации продукции. В этих условиях существенно увеличивается потребность в финансовых ресурсах, направляемых на прирост оборотных и необоротных активов предприятия. Соответственно, приоритетным направлением стратегического инвестиционного развития предприятия, в наибольшей степени, обеспечивающей данный вид главной финансовой стратегии, является возрастание объема реальных инвестиций предприятия. [10]
2. На этапе расширения, а также иногда на стадии зрелости, малому предприятию рекомендуется следовать стратегии «ограниченного роста». Стратегию «ограниченного роста», как стратегию устойчивого развития, могут применять предприятия, у которых наметилась тенденция перехода от неустойчивого функционирования к устойчивому. Для осуществления стратегии стабилизации необходимо работать в следующих направлениях:
- закрепление рыночных позиций;
- выпуск продукции за счет изменения действующих на предприятии технологий и применяемых материалов;
- проведение мероприятий по сокращению расходов;
- повышение автоматизации и компьютеризации существующих производств.
Инвестиционная стратегия обеспечения устойчивого роста предприятия направлена на сбалансирование параметров ограниченного роста операционной деятельности и необходимого уровня финансовой безопасности предприятия. Стабильная поддержка таких параметров в процессе стратегического инвестиционного развития предприятия выдвигает в качестве приоритетного направления обеспечение сбалансирования портфелей реальных и финансовых инвестиций.
3. На стадии зрелости и спада малому предприятию следует использовать стратегию «сокращения». В современном мире стратегия «сокращения» становится основной стратегией для многих предприятий. В период экономической неопределенности, глобального спада производства, дефицита финансовых средств она позволяет предприятию сохраниться для лучших времен. Для осуществления данной стратегии предприятиям необходимо работать в следующих направлениях:
- снижение затрат за счет ликвидации лишних подразделений, служб, выполняющих непроизводственные функции;
- сокращение мощностей в целях подготовки условий для развития новых производств, продукция которых пользуется спросом на рынке;
- ориентация производства на удовлетворение только текущих потребностей рынка;
- проведение мероприятий по сокращению производственных затрат;
- повышение квалификации персонала и оценка эффективности его работы;
- поддержание контактов с местными органами власти. [5]
Антикризисная инвестиционная стратегия предприятия признана обеспечить финансовую стабилизацию предприятия в процессе выхода из кризиса операционной его деятельности, вызывающего необходимость сокращения объемов производства и реализации продукции (т.е. процессов выхода из отдельных рынков или их сегментов, сокращения определенных производственных его единиц и т.п.). В этих условиях приоритетным направлением стратегического инвестиционного развития становится формирование достаточного объема поддерживающих реальных инвестиций.
Системно-интеграционные представления о функционировании предприятия, обогащённые моделью жизненного цикла организации, позволяют расширить сегодняшние представления о процессе развития предприятия и прохождении различных стадий развития. Её характер и механизмы, с одной стороны, определяются индивидуальными особенностями эволюции отдельных организационных внутренних структур, а с другой — эволюцией внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность организации.
На каждом этапе жизненного цикла предприятия структурируется определенный набор элементов, который составляет комплексную стратегию предприятия. Основная задача в данном случае состоит в том, чтобы с максимальной точностью провести диагностику предприятия с целью выявления уровня развития предприятия и этапа жизненного цикла, на котором предприятие находится. Результаты данной диагностики будут являться тем базисом, на котором целесообразно далее (с учетом влияния внешних и внутренних факторов на структурные элементы стратегии) формировать стратегические приоритеты.
Таким образом, одной из актуальных задач стратегического управления является разработка стратегий управления малой организации с учётом стадии ее жизненного цикла.
2. Анализ деятельности предприятия на текущей стадии жизненного цикла развития АО «Оптрон-Ставрополь»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
АО «Оптрон-Ставрополь» - одно из старейших предприятий по производству силовых полупроводниковых приборов. Оно было создано в 1966 году при специальном конструкторско-технологическом бюро опытного завода, осуществляющего разработку и производство силовых полупроводниковых приборов.
Общество не имеет филиалов и представительств. В состав органов общества входят общее собрание акционеров, совет директоров и единоличный исполнительный орган – генеральный директор. Функции контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляет ревизионная комиссия общества. В случае принятия решения о ликвидации общества, все функции по управлению делами общества переходят к ликвидационной комиссии.
Совет директоров общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных настоящим уставом к компетенции общего собрания акционеров. Руководство всей текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества – генеральным директором. Генеральный директор без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.
Структуру управления предприятием можно представить в виде иерархичной системы, представленной ниже на рисунке 1.
Рисунок 1 - Организационная структура АО «Оптрон-Ставрополь»
Также структуру персонала общества в связи с численностью рабочих и служащих можно представить в виде таблицы 5.
Таблица 5
Численность работников предприятия, чел.
Численность |
Изменения |
||||
2014 |
2015 |
2016 |
Абс. |
Отн., % |
|
Служащие |
7 |
8 |
8 |
1 |
114,3 |
Рабочие |
24 |
27 |
29 |
5 |
120,8 |
Всего работников |
31 |
35 |
37 |
6 |
119,4 |
В связи с расширением деятельности фирмы за последние годы численность персонала возросла. Этому свидетельствует отображенная динамика численности работников в вышеуказанной таблице. Можно сделать вывод, что численность на предприятии возросла на 19,4% как за счет увеличения рабочего персонала на 20,8%, так и за счет служащего персонала, возросшего на 14,3%.
Основной целью акционерного общества является получение прибыли посредством следующих видов деятельности:
- производство полупроводниковых элементов, приборов, включая фоточувствительные и оптоэлектронные;
- производство металлоконструкций, предназначенные для производственного и бытового использования;
- оказание транспортных услуг и услуг механизмами другим предприятиям и населению;
- производство столярных изделий (деревообработка) для нужд населения;
- оказание услуг по предоставлению помещений в аренду.
Продуктами, выпускаемыми АО «Оптрон-Ставрополь», являются:
1) Силовые выпрямительные диоды являются роторными и предназначены для применения в авиационных генераторах в качестве элементов бесконтактного возбуждения при рабочей частоте до 2000 Гц и больших линейных ускорениях. Также диоды могут использоваться в электротехнической и радиоэлектронной аппаратуре общей техники.
2) Оптотиристоры типов представляют собой оптоэлектронную пару и отличаются от чисто электрических тиристоров наличием гальванической развязки между силовой и управляющей цепями, что позволяет использовать эти приборы там, где применение электрических тиристоров является неприемлемым. Основные сферы применения оптотиристоров: атомная энергетика, комплексы управления технологическими процессами, робототехника, астрономия, промышленная электроника, ядерная физика.