Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования. Анализ налоговой системы РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Налоговая система является важным элементом регулирования экономики, так как она способствует экономическому росту и социальной стабильности. Налоги в свою очередь выступают главным источником дохода государственного бюджета, включая все три уровня бюджетной системы, а также является фактором для создания финансовой базы, необходимой для стабильного функционирования экономики государства и решения различных социально-экономических задач страны. Следовательно, налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов и иных платежей, взимаемых в установленном порядке государством.

Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов потребления, увеличение капиталовложений. Некоторые из эффектов видны сразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки приведет к увеличению цены и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другие эффекты проявляют себя лишь в долгосрочном периоде, например, доказано, что снижение налоговой нагрузки на население приведет к увеличению налоговых поступлений лишь через определенный промежуток времени, когда у граждан появятся различные накопления и они смогут их потратить на улучшение своего уровня жизни. Вместе с тем, помимо экономического эффекта от воздействия налоговой системы на хозяйствующие субъекты, государство получает также и иные результаты, прямой измеримый эффект от которых отсутствует, но имеет место решение социально-политических задач.

Налоговая система — это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Естественно, что идеальную налоговую систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданный научный и производственный потенциал.

Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.


Целью работы является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации и её анализ.

К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.

Предметом изучения в работе являются такие институты финансового права, как налог, а так же система налогов и сборов в Российской Федерации.

Объект исследования налоговая система РФ.

Методология исследования, в качестве методов исследования послужили: сравнительный, методы экономико-статистического анализа, методы теории экономического моделирования, системный подход, абстрагирование.

Основой для написания курсовой работы послужили: Налоговый кодекс РФ, законодательные акты, интернет ресурсы, учебные пособия, работы экономистов, таких как, А.М. Гринкевич, Т.А. Туренко, И.Л. Юрзинова, Н.Н. Акимова, Филина Ф.Н. и др.

Глава 1. Экономические основы и принципы построения налоговой системы

1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства

Как известно, налоги - одно из древнейших изобретений человечества. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения функций этих органов. С одной стороны, ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, с другой стороны, налоги - это один из признаков государства [11,с.87].

К примеру, в Киевской Руси единицей обложения данью являлся дым, в качестве объекта налога учитывалось количество печей и труб в каждой усадьбе, что побуждало хозяина сокращать их число и, таким образом, уменьшить размер дани. В период феодальной «суверенизации» на Руси распространилась практика сборов (пошлин) за провоз товаров по (суверенным) землям (владениям) удельных князей.

Пошлина взималась за каждую повозку (единица налога), поэтому в целях экономии на сборах возы старались грузить доверху и сверх того, поэтому случалось, что часть поклажи сваливалась с повозок. Упавшее на землю феодала имущество переходило в его собственность, который таким образом пресекал уклонение от уплаты пошлины.


Отсюда родилась и дошла до нас поговорка: «Что с воза упало, то пропало». Появление налогов в качестве самостоятельной формы мобилизации ресурсов обусловлено большой совокупностью факторов, действовавших на протяжении длительного периода истории. Среди этих факторов наиболее важными являются общественное разделение труда, разложение первобытной общины, появление семьи и института частной собственности, разделение общества на классы, становление и развитие государства. В целом появление налогов связано с определенной ступенью развития общества, где, во-первых, формируются его социально-экономические потребности, во-вторых, появляется возможность удовлетворения этих потребностей путем слаженного функционирования государственных институтов. По мере развития общества категория налога обретает институциональный характер. Государство придает налоговым отношениям нормативно-правовую форму, учреждает налоговые органы, наделяя их особыми полномочиями, развивает институциональную налоговую среду[13,с.180].

Понятия «налог», «налоговые платежи» в отечественном законодательстве последних десятилетий проделали достаточно сложную эволюцию от широкого понимания к дифференцированному. Речь идет, в первую очередь, о налоговых платежах в широком и узком смысле. До принятия части первой Налогового кодекса РФ фактически все обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды объединялись законодателем понятием налоговая система[15,с.122].

В литературе налог подчас определялся как общеобязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц. Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ налог определяется как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Сущность налога состоит именно в отчуждении принадлежащих частным лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств. Речь идет о законном изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.

При этом часть собственности налогоплательщиков - физических лиц и организаций - в денежной форме переходит в собственность государства. Смысл налогов и иных обязательных платежей в философском понимании заключается в проникновении в сущность явлений и процессов налогообложения. Налоги опосредуют процессы обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов (богатств) и олицетворяют необходимость сложения имуществ, богатств участников хозяйственного гражданского оборота для производства общественно значимых работ и затрат. Социальная потребность объединять усилия по производству социально-значимых потребностей объясняет первопричину возникновения налогов как общественно необходимого и полезного явления.


Таким образом, налоги являются важнейшей экономической категорией, выражающей отношения, возникающие в процессе перераспределения общественного богатства. Абзац 3 п. 5 ст. 3 Налогового кодекса РФ устанавливает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом. В этой связи особое значение приобретают признаки налогов, к которым относятся[2]:

1.Императивно-обязательный характер. Это признак означает, что уплата налога является конституционной обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления, предусмотренные ст. 41 Бюджетного кодекса РФ[3].

2. Индивидуальная безвозмездность. Это признак означает, что уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу налогоплательщика какие–либо конкретные действия. Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений. Разумеется, косвенная польза от уплаты налога для субъекта хозяйствования всегда присутствует. Деятельность государства направлена на реализацию общей стратегии экономической политики, достижению максимальных макроэкономических показателей, а также общих и стратегических интересов населения и государства в целом. Налогоплательщик как часть этого целого получает некоторую часть благ от выполнения государством своих функций. Указанный признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер. Уплата сбора предполагает встречные действия государства в интересах налогоплательщика.

3. Денежная форма налога. Налоговый кодекс РФ определяет налог как исключительно денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа - валюта Российской Федерации. В качестве исключения согласно п. 3 ст. 45 Налогового кодекса РФ иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

4. Публичный и нецелевой характер налогов. Налоговые платежи - безусловный атрибут государства, без которого оно не может экономически существовать. Налоги и сборы составляют подавляющую часть доходов бюджетов государства и муниципальных образований (в некоторых странах иногда до 90 %). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики.


1.2 Понятие и основные характеристики налоговых систем

Налоговая система считается значимым элементом финансовой и экономической политики государства. Она подразумевает собой совокупность налогов, баз, конфигураций и методов их нахождения, осуществление налогового контроля, в связи с неуплатой, применение мер и привлечение к ответственности за неисполнение налогового законодательства.

В свою очередь, Н.В. Иванова, Д.Г. Черник, Т.Ф. Юткина предлагают избегать чрезмерной дифференциации в классификации налоговых функций, выделяя шесть основных (с учетом их взаимопроникновения): фискальную, распределительную (перераспределительную), регулирующую, стимулирующую, социальную и контрольную [13,с.50].

Понятно, что суть фискальной функции налога заключается в обеспечении поступлений определенной части средств в разноуровневые бюджеты для покрытия обоснованных государственных расходов, благодаря значительная часть полученных теоретических исследований подтверждает данную концепцию, как утверждают многие авторы, автор полностью разделяет данное утверждение, как более крупные так и менее значимые исследования, уровень фактического материала коррелирует с теоретическими изысканиями, конечно, можно с этим согласиться, но не всегда, многие факторы, как отмечается в литературе, оказывают существенное влияние на финальный результат деятельности, большая часть литературных источников подвтерждает это.

Следует отметить, что, в отличие от развитых экономик мира, в переходных обществах механизмы эффективного государственного влияния на экономические процессы находятся в состоянии формирования. Самой главной проблемой является отсутствие устоявшейся системы консолидации интересов, которая в развитых странах существует в виде « симбиоза » промышленного, торгового и финансового капиталов, развитой системы рынков, кредита финансовых, бюджетно - налоговых и других отношений, развитой нормативно- правовой базы.

Этому способствовали значительные изменения на я государственной политики и ее отдельных составляющих, реформирование структуры органов государственной власти, формирование ежегодных государственных бюджетов и планов социально-экономического развития, реформирование го управления прежде оказываются при реализации стратегических решений, касающихся проблем государственного уровня, в частности при разработке стратегии развития государства, нормативно-правового, программно-целевого и организационного кадровый отбор; оценки результатов политики (в том числе определение ее последствий).