Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования. Анализ налоговой системы РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Успех на каждом отдельном этапе не означает автоматически переход к следующему этапу, поскольку мы являемся свидетелями постоянного изменения политических взглядов, чему, собственно, и создаются необходимые материальные условия и возможности для жизнедеятельности государства. В свою очередь, обобществление части ВВП посредством налогов создает объективные предпосылки для реализации государством регулирующих функций. Поэтому сама фискальная функция налога в значительной мере связана с реализацией двух других базовых функций - регулирующей и стимулирующей, тесно между собой связанных, поскольку они реализуют единую цель - смягчение цикличности производства, обеспечение его равномерного и поступательного развития.

Формируя налоговую систему нужно исходить из ряда принципов. В законодательном порядке утверждаются все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов. Это позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента политики государства, имеющий силу закона, с одной стороны. А с другой стороны, защитить права налогоплательщика.

Приоритетность той или иной базовой функции налога требует доминирования той или иной системы принципов. Так, если приоритетной на данный момент является фискальная функция, ее выполнение должно удовлетворять следующему ряду критериев:

1) всеобщность;

2) справедливость (вертикальная и горизонтальная);

3) легкость в администрировании налога, унифицированность порядка взимания, при этом налоговые ставки должны быть определенны, достаточно стабильны, легко вычисляемы при относительной несложности исчисления налоговой базы;

4) налог должен не допускать резких колебаний доходной части бюджета, причем нежелательны как бюджетный дефицит, так и чрезмерные сборы за счет налога;

5) прозрачность, достаточная осведомленность в том, на какие цели расходуются эти средства, с тем, чтобы соглашаться с их целесообразностью. Динамику сферы услуг определяет ряд долговременных факторов, в частности: влияние научно - технического прогресса, формирует новые виды услуг; масштабная структурно - технологическая перестройка материального производства в развитых странах в 70 -80 -е годы, связана с экономическим кризисом; урбанизация, порождает дополнительные потребности в услугах, прежде бытовых и социальных; массовая автомобилизация и компьютеризация, сформировали специальный сектор экономики услуг, увеличение расходов на услуги, связанные с формированием и развитием человеческого капитала (образование, здравоохранение, социальное обслуживание ) ; благоприятное ресурсное обеспечение, связанное с высокой нормой прибыли, быстрой окупаемостью, обеспечением рабочей силой.


По мнению автора, для придания целостности и полноты системе принципов налогообложения в нее должны быть включены с учетом современных реалий еще несколько важных принципов, а именно:

- принцип равнозначности всех налогов и сборов, согласно которому должна сохраняться эффективность каждого налогового канала, то есть доли поступлений по конкретному налогу в общей сумме налоговых доходов бюджета должны быть соизмеримы между собой;

- принцип невмешательства во внутренние дела налогоплательщиков, т.е. установление той грани, когда действия должностных лиц налоговых органов наносят ущерб налогоплательщику;

Названные принципы налогообложения учитывают основные проблемы построения налоговых систем в историческом разрезе, обобщают положительный опыт РФ и зарубежных стран. Совершенствование налогового законодательства в соответствии с этими принципами позволит создать устойчивую систему налогов и сборов, отвечающую объективной цели существования государства в целом и системы налогообложения в частности - построение социально благополучного общества.

В налоговой системе должна быть определена ответственность за уклонение от уплаты налогов. И, наконец, налоги должны быть разделены по уровням изъятия: федеральный, муниципальный (местный) и т.п.

В рационально построенной системе налогообложения соблюдение этих принципов становится очевидным. В настоящее время налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенной экономической ситуации.

В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны налоговые системы можно подразделить следующим образом:

- либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинство стран Латинской Америки;

- умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;

- жестко-фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40% ВВП; такой уровень изъятий обеспечивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции.

В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы можно подразделить так:


- подоходные, делающие основной акцент на обложении доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран — США, Канады, Великобритании, Австралии;

- умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых доля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы — Германии, Франции, Италии и др.;

- косвенные, делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран — Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана.

В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы классифицируются на:

- централизованные, наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;

- умеренно централизованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;

- децентрализованные, наделяющие- нижестоящие уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.

В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системы можно разделить так:

- прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;

- регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем нам неизвестны.

- нейтральные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России.


Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли.

В целом же налоговая система - это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения.

Существенными условиями налогообложения, характеризующими налоговую систему, являются:

- принципы налогообложения;

- порядок установления и введения налогов;

- система налогов; - порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней;

- права и обязанности участников налоговых отношений;

- формы и методы налогового контроля;

- ответственность участников налоговых отношений;

- способы защиты прав и интересов участников налоговых отношений. Система налогов - это совокупность отдельных налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством [18, с.36].

К налоговой системе, как и к иной другой системе, предъявляется ряд требований, которым она должна удовлетворять [10,с.96].

Требования, предъявляемые к налоговой системе, являются признаками (критериями), Научные направления в области финансов, налогов и кредита характеризующими ее оптимальность и эффективность функционирования. К основным требованиям, характеризующим налоговую систему, можно отнести следующие:

- рациональность;

- оптимальность;

- минимизацию количества элементов, составляющих налоговую систему;

- справедливость, в том числе социальную справедливость распределения налогового бремени;

- простоту начисления налогов;

- доступность и понимаемость налогообложения налогоплательщиками;

- экономичность;

- эффективность.

Налоговая система должна быть рациональной системой с единой законодательной базой налогообложения в пределах всего экономического пространства государства, с правовым механизмом регулирования всех ее элементов и минимальным количеством нормативных документов, регулирующих и определяющих порядок взимания (изъятия, уплаты) платежей (налогов, сборов, пошлин) и контроля за их уплатой в соответствующие бюджеты: федеральный, региональный и местный. Рациональность означает разумную обоснованность с точки зрения целесообразности налоговой системы для данного государства. Независимо от различных подходов к определению налогов и его функций, можно выделить важнейшие принципы налогообложения, определяющие эффективность налоговой политики.


Глава 2. Анализ налоговой системы РФ

2.1 Анализ структуры построения налоговой системы РФ

Построение налоговой системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между ее элементами. Каковы эти взаимосвязи? Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере. Было бы ошибочным считать, что влияния, а также взаимосвязи ориентированы преимущественно от законодательства к налогам и далее к налогоплательщикам. В реальной действительности, налогоплательщики будут манипулировать своими обязанностями без включения ресурсов системы налогового администрирования, которое, в свою очередь, должно функционировать строго в соответствии с нормами и правилами, формируемыми нормативно-правовой базой, т.е. объектными элементами налоговой системы, иначе велика вероятность трансформации ее в систему налогового произвола. Таким образом, в налоговой системе должна проявляться определенная подчиненность субъектных элементов (налоговых администраций и налогоплательщиков) объектным элементам (законодательству, налогам).

Налоговая система Российской Федерации – это совокупность налогов, которые установлены законодательной властью, взимаются исполнительной властью, принципов и методов их построения, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их оплаты, реализации налогового контроля, и, кроме того, привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.

В основе построения налоговой системы Российской Федерации находится группа фундаментальных принципов налогообложения (статья 3 Налогового Кодекса РФ):

1) всеобщности и равенства налогообложения;

2) недискриминации налогоплательщиков;

3) экономического приоритета;

4) презумпции правоты собственника при истолковании налогового законодательства;

5) ясности и доступности представления порядка налогообложения [2, с. 13, 16]. Налоги как экономическая категория представляют собой отношения, складывающиеся между государством и налогоплательщиками по поводу перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП) с целью образования доходной части бюджета. Совокупный доход общества создаётся в рамках индивидуальных хозяйств, ведущихся экономически обособленными субъектами. Именно в процессе производства товаров, работ и услуг, а также в ходе действия механизма рыночной цены образовываются доходы хозяйствующих субъектов.