Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования. Анализ налоговой системы РФ.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
К сожалению, следует констатировать, что и в самих налоговых органах также существуют проблемы, которые необходимо решать в самом ближайшем будущем: отсутствие единого адресного пространства; множественность информационных ресурсов ФНС России, содержащих сведения об объектах имущества и налогоплательщиках; несогласованность данных, содержащихся в информационных ресурсах ФНС Российской Федерации. Первоочередной задачей налоговой политики является повышения налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации, поскольку уровень собираемости налогов и сборов недостаточно высок, особенно в региональных и местных бюджетах.
Плательщики налогов и сборов стремятся снизить налоговое бремя, что сокращает показатель собираемости. Иногда субъекты налогообложения, истолковывают двусмысленные нормы закона в свою пользу и тем самым снижают налоговую нагрузку. Хотя неправильное истолкование налогового законодательства может привести в конечном итоге к уплате штрафов и санкций. Важно учесть, что меры налоговой политики сводятся к улучшению налогового администрирования, а также к эффективности контрольной работы налоговых органов. Налоговый контроль является необходимым условием результативного функционирования налоговой системы страны.
С помощью проведения и организации грамотного налогового контроля зависит своевременное и полное поступление налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации.
Отметим, что налоговый контроль представляет собой комплекс мероприятий по проверке соблюдения законности, целесообразности и эффективности системы налоговых органов в формировании денежных фондов всех уровней государственной власти в части налоговых доходов, по выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджеты, улучшению налоговой дисциплины среди налогоплательщиков, соблюдению ими налогового законодательства. В целях повышения роли федеральных налогов и сборов разумно проводить мероприятия в области налогового администрирования, что обеспечит более высокий уровень исполнения бюджетных показателей федеральных налогов и сборов. В последние годы сводится к минимуму спектр предоставления налоговых льгот.
Данное обстоятельство провоцирует налогоплательщиков на осуществление коррупционных мер. И, как следствие, к уклонению от уплаты налогов и сборов. Практика подтверждает, что неопределенность федеральных налогов, сборов и несправедливое налогообложение наиболее часто становятся основными причинами налоговых нарушений.
Проблема преодоления и ликвидации налоговых правонарушений во многом связана с усовершенствованием деятельности самих налоговых органов. Более того, чрезвычайно важным становится эффективное взаимодействие между налоговыми органами. Повысить налоговые поступления от федеральных налогов и сборов представляется возможным с использованием таких инструментов, как способы расчета налоговой базы, определение продолжительности налогового периода, налоговая ставка и налоговые льготы. Действительно, повышение налоговых ставок может кардинально решить проблему. С одной стороны, это хорошо для государства. Поскольку, чем выше ставка, тем больший объем поступает от налога в казну государства. С другой стороны, разумно учитывать интересы налогоплательщика, у которого и без того налоговая нагрузка ощутимая. Поэтому к данному вопросу следует подходить осторожно и рационально.
Между тем налоговые поступления федеральных налогов и сборов можно регулировать с помощью такого инструмента как налоговые льготы. Опять-таки при внедрении в практическую деятельность любой льготы надо учитывать потерю доходов бюджета, и обоснованность получения налогоплательщиком налоговой выгоды. Стратегия действующей налоговой политики направлена на проведение анализа применения налоговых льгот по всем налогам. Целесообразно эффективно применять налоговые льготы в экономической системе общества с учетом интересов обоих сторон – государства и отечественной системе имущественных налогов.
Для решения указанных проблем, прежде всего, следует изменить порядок формирования и учета недвижимости и практику налогового администрирования. К сожалению, на сегодняшний день четкий и понятный механизм оспаривания результатов кадастровой оценки недвижимости не выработан. Еще одной проблемой, которая также не может быть решена в самые ближайшие сроки, является отсутствие на сегодняшний день качественного электронного документооборота между всеми участниками процесса налогового администрирования.
Качественное администрирование является достаточно дорогим и сложным. Для правильного исчисления налога необходимо собирать, обрабатывать и периодически актуализировать значительный объем информации налогоплательщика. Сегодня нет достоверных данных, которые позволяли бы принимать объективное решение при использовании налоговых льгот. В этой связи в перспективе предлагаем получать сведения о количестве налоговых льгот, контингенте и категории налогоплательщиков, их применяющих, о выпадающих налоговых доходах бюджета из анализа отчетности Федеральной налоговой службы Российской Федерации, формируемой по налоговым декларациям. Но поскольку на сегодняшний день полная информация по налогу в налоговой декларации не отражается, представляется целесообразным уточнить содержание и структуру налоговых деклараций, чтобы отразить в них все данные налогоплательщика, путем введения новых строк. Вызывает вопросы, в целом связанные с поиском путей устранения недостатков, присущих отечественной системе имущественных налогов.
Для решения указанных проблем, прежде всего, следует изменить порядок формирования и учета недвижимости и практику налогового администрирования. К сожалению, на сегодняшний день четкий и понятный механизм оспаривания результатов кадастровой оценки недвижимости не выработан. Еще одной проблемой, которая также не может быть решена в самые ближайшие сроки, является отсутствие на сегодняшний день качественного электронного документооборота между всеми участниками процесса налогового администрирования. Качественное администрирование является достаточно дорогим и сложным. Для правильного исчисления налога необходимо собирать, обрабатывать и периодически актуализировать значительный объем информации.
С учетом существующих проблем налоговой системы России и уже осуществляемых мер по их устранению можно выдвинуть следующие предложения по дальнейшему совершенствованию налоговой системы:
1)Облегчение общей налоговой нагрузки. Сокращение налогового бремени без ущерба для доходов бюджета в целом может быть получено путем отмены целого ряда льгот, негативно сказывающихся на перспективах развития налоговой системы страны. Количество льгот по разным налогам в настоящее время превышает разумные пределы. На практике часто происходит получение льгот в результате продвижения интересов отдельных групп хозяйствующих субъектов, что противоречит принципу равенства налогоплательщиков.
2) Упрощение налоговой системы. Закрепление исчерпывающего списка налогов и сборов при уменьшении их общего числа и максимально возможном объединении уже функционирующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов.
3)Повышение качества работы налоговых органов. Существует необходимость осуществления тщательного контроля за качеством работы налоговых органов, а также за компетентностью их работников.
4) Установление прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. В большинстве развитых стран налогоплательщики с более высокими доходами платят в бюджет налоги по более высокой ставке, а слои населения, нуждающиеся в социальной защите, от них освобождаются. Введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц оказало бы положительное влияние на налоговые поступления в бюджет, учитывая, что налог на доходы физических лиц занимает одно из ведущих мест в структуре налоговых поступлений. Налоговые рычаги регулирования экономики совместно с другими экономическими рычагами способствуют созданию единого целостного рынка, который в свою очередь способствует развитию рыночных отношений.
Заключение
Эффективное функционирование экономики страны, зависит от того на сколько правильно построена налоговая система. В условиях рыночных отношений система налогообложения является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма регулирования экономики.
Налоговая система – это предназначенная для обеспечения поступлений законно установленных, экономически обоснованных налогов совокупность элементов, основными из которых являются плательщики налогов, налоговые агенты и налоговые органы с соответствующими законодательству взаимосвязями и властными полномочиями.
Важно выявить и оценить структуру и принципы построения современной налоговой системы РФ, которая обусловлена инновационным развитием экономики, а также стимулированием налоговых изменений с точки зрения экономической привлекательности. Это и являлось целью данной работы.
Стимулирование позитивных структурных изменений в экономике, последовательное снижение налоговой нагрузки, качественное улучшение налогового администрирования и повышение собираемости налогов являются основными приоритетами налоговой политики нашей страны, которые определил Президент Российской Федерации на 2018-2020 гг.
В современных условиях государством должны быть созданы условия для налогоплательщиков, которые позволят ему добросовестно исполнять обязанности по уплате налогов и сборов, уменьшить количество фактов уклонения от уплаты налогов.
С учетом существующих проблем налоговой системы России и уже осуществляемых мер по их устранению можно выдвинуть следующие предложения по дальнейшему совершенствованию налоговой системы:
1)Облегчение общей налоговой нагрузки. Сокращение налогового бремени без ущерба для доходов бюджета в целом может быть получено путем отмены целого ряда льгот, негативно сказывающихся на перспективах развития налоговой системы страны. Количество льгот по разным налогам в настоящее время превышает разумные пределы. На практике часто происходит получение льгот в результате продвижения интересов отдельных групп хозяйствующих субъектов, что противоречит принципу равенства налогоплательщиков.
2) Упрощение налоговой системы. Закрепление исчерпывающего списка налогов и сборов при уменьшении их общего числа и максимально возможном объединении уже функционирующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов.
3)Повышение качества работы налоговых органов. Существует необходимость осуществления тщательного контроля за качеством работы налоговых органов, а также за компетентностью их работников.
4) Установление прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. В большинстве развитых стран налогоплательщики с более высокими доходами платят в бюджет налоги по более высокой ставке, а слои населения, нуждающиеся в социальной защите, от них освобождаются. Введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц оказало бы положительное влияние на налоговые поступления в бюджет, учитывая, что налог на доходы физических лиц занимает одно из ведущих мест в структуре налоговых поступлений. Налоговые рычаги регулирования экономики совместно с другими экономическими рычагами способствуют созданию единого целостного рынка, который в свою очередь способствует развитию рыночных отношений.
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340,
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823,
- Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».
- Абдулхаева Л.Б. Сложные вопросы исчисления НДС и перспективы совершенствования законодательства // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 4. № 7. -С. 76-80.
- Алиев Б. Х. Налоги и налоговая система РФ: учебное пособие / Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаева - М.: изд-во Юнити-Дана, 2014. – 439с.
- Акимова Н.Н. Налог на добавленную стоимость: учебное пособие/ Гринкевич А.М. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2016. 200 с.
- Ахметзянова И. С., Краснова Л. Н. Роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. Конф. - СПб.: Свое издательство, 2016. С. 20.
- Баймакова, И. А. Налог на добавленную стоимость. Сложные вопросы исчисления и уплаты / И.А. Баймакова. - М.: 1С, 2016. 100 c.
- Воробьева Е.В., Тарасова И.В. Повышение ставки НДС: последствия для российской экономики // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2019. № 1. С. 12-15.
- Вылкова Е.С. Совершенствование НДС в странах ОЭСР и России // Вестник Волгоградского государственного университета. 2018. № 4. С. 126-136.
- Давлетшин Т.Г. Реформирование НДС: переход на налог на товары и услуги (НТУ) и изменения в понятийном аппарате // Финансы и кредит. 2018. Т. 24. № 6 (774). С. 1432-1446.
- Куликов Н.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н.И. Куликов, М.А. Куликова – М.: изд-во ТГТУ, 2015. – 388с.
- Ларионова, А.А. Сравнительный анализ налоговых систем России и Германии / А.А. Ларионова // Международный бухгалтерский учет. – 2015. – № 17. – С. 2 - 16.
- Налоги и налогообложение : учеб. пособие / А.Н. Романов, С.П. Колчин. – М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. – 391 с.
- Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Е.Ю Сапожникова. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2017. – 162 с.
- Налоговая система: Учебное пособие / А.У. Альбеков, И.С. Вазарханов, Н.Г. Кузнецов [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.Г. Кузнецова. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. - 583с.