Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования. Анализ налоговой системы РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государство может получить денежные средства, которые необходимы для совершения своей деятельности, посредством принудительного изъятия части доходов, сформированных в рамках индивидуальных хозяйств. Уплата налогов обозначает перераспределение созданного в рамках индивидуальных хозяйств ВВП в пользу государства. В процессе перераспределения ВВП у каждой стороны налоговых взаимоотношений образуется свой экономический интерес. Налоги со стороны государства выступают в форме дохода. Этот доход нужен государству для осуществления им публичных функций, объём которых непрерывно возрастает по мере развития общества. В связи с этим интерес государства состоит в увеличении своего дохода, следовательно, и в росте налогов.

С точки зрения отдельного налогоплательщика, налог – это изъятие части его дохода, нерациональный для хозяйства расход. Каждый хозяйствующий субъект заинтересован в увеличении не просто объёма дохода, но и в первую очередь части, остающейся в его распоряжении. Экономический интерес налогоплательщика состоит в уменьшении налогов.

Налоговые отношения порождают противоречие экономических интересов их участников. Каждая сторона объективно стремится защитить свой экономический интерес и прилагает для этого большие усилия. В современных условиях и государство, и налогоплательщик создают собственную систему защиты своего экономического интереса. Желание налогоплательщика уменьшить величину налогов, которую он выплачивает, объяснимо и объективно. Нореализация этого стремления на практике нарушает экономический интерес государства. Для защиты своего экономического интереса государство должно в первую очередь организовать строгий налоговый контроль.

В Российской Федерации, согласно налоговому законодательству, налоговый контроль проводят налоговые органы. Они осуществляют контроль «за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей» (ст. 30 НК РФ). Осуществление контроля без применения наказания к тем, кто нарушает налоговое законодательство, было бы совершенно бесполезным.

В следствие этого, система защиты экономического интереса государства должна включать также и систему ответственности для нарушителей налогового законодательства. В связи с этим в Налоговый Кодекс РФ включен специальный раздел «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение».


Налогоплательщик постоянно подвержен соблазну утаить или занизить свой доход. Сокрытие и занижение дохода, нарушение норм налогового законодательства рассматриваются как уклонение от налогов и строго наказываются государством. При этом трудность современного налогового законодательства, широта трактовки его отдельных мер дают возможность налогоплательщику разрабатывать легитимные способы снижения величины своих налоговых обязательств перед государством. Снижение налогоплательщиком величины налоговых обязательств без нарушения норм законодательства получило сегодня название налогового планирования. Справедливо заметить то, что налоговое планирование является системой защиты экономического интереса налогоплательщика.

На сегодняшний день российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, прямую, централизованную, нейтральную.

2.2 Механизм управления налоговой системой РФ

Под управлением налоговой системой понимают совокупность приемов и методов планомерного воздействия на налоговую систему в целях формирования государственных доходов и эффективного воздействия на экономические процессы. В управлении налоговой системой выделяют два функциональных элемента: общее управление и оперативное управление (контроль). Общее и оперативное управление налоговой системой РФ осуществляются на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Общее управление на федеральном уровне осуществляется высшими органами государственной власти: Федеральным Собранием, Президентом РФ, Правительством РФ. Федеральное Собрание РФ обеспечивает законодательно-правовое закрепление и детализацию основных направлений налоговой политики (перечень налогов и сборов, порядок их взимания, бюджетную принадлежность) с учетом вносимых Правительством РФ предложений об изменениях в налоговой системе.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.


Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Система налоговых органов построена по принципу централизации и состоит из федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов, наделенных полномочиями по контролю и надзору в области налогов и сборов. В настоящее время система налоговых органов состоит из двух уровней.

Первый уровень – Федеральная налоговая служба (ФСН) Российской Федерации. Второй – территориальные налоговые органы. Элементами системы налоговых органов считаются структуры Федеральной налоговой службы различного уровня, в совокупности образующие определенную иерархию.

Структура первого уровня системы налоговых органов – Федеральной налоговой службы – включает в себя руководство (руководителя и его заместителей) ФНС России, помощников (советников) руководителя и структурные подразделения по основным направлениям деятельности – управления центрального аппарата ФНС России, в которых, в свою очередь, образуются отделы. В штатное расписание управлений центрального аппарата ФНС России включаются должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

К территориальным налоговым органам относятся:

1) управления ФНС РФ по субъектам Федерации;

2) межрегиональные инспекции ФНС России.

В структуру межрегиональных инспекций в зависимости от направления деятельности входят:

а) межрегиональная инспекция ФНС России по центральной обработке данных;

б) межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (9 инспекций); в) межрайонные инспекции по федеральным округам;

г) межрайонная инспекция ФНС России по ценообразованию для целей налогообложения;

д)инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня.

Необходимо выделение проблематики, связанной с управлением налогообложением, а также формированием методологических и методических основ этого процесса в виде единого целостного процесса. Такой подход диктуется тем, что в силу разобщенности, разноведомственности органов власти, занимающихся управлением налоговыми процессами, возникают противоречия в нормативно-правовом обеспечении процессов налогообложения между экономическими, социальными и политическими целями государства и возможностями финансового обеспечения их достижения. Причины обособления управления налогообложением имеют более объективный и долговременный характер, чем временная несогласованность действий структур, образующих систему управления налоговыми процессами.


Налоговое администрирование — это деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля.

Таким образом, налоговое администрирование — это определяющая часть управления налоговой системы, внутренний фактор ее развития. Налоговое администрирование осуществляется исполнительными органами власти и налоговыми органами. Текущий и последующий мониторинг позволяет принимать управленческие решения, направленные на поддержание и развитие налоговой системы в целом и налоговых органов как ее части.

Глава 3. Проблемы и перспективы реформирования налоговой системы РФ

3.1 Основные направления совершенствования налоговой системы РФ

В российской науке на сегодняшний день не сформировалось единого мнения понятия налоговой системы, поскольку задачи налоговой системы меняются с учетом политических, экономических и социальных условий. Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Однозначно и простой, в первую очередь, должно быть законодательство по налогам и сборам.

В действующей налоговой системе Российской Федерации продолжает оставаться ряд актуальных проблем, требующих непременного решения. Рассмотрим наиболее важные из них. Самой актуальной проблемой в современной налоговой системе является проблема противоречивого, нестабильного и двусмысленного истолкования норм налогового законодательства в России. Имеет место быть недостаточно проработанные нормы налогового законодательства, нечеткости его отдельных положений, частые изменения.

Требуется обработка экономико-правовой и законодательной базы по налогам и сборам, которая в настоящее время не является четкой и стабильной. Данная задача встает по той причине, что при исчислении налогов и сборов обязательным условием является соблюдение норм налогового законодательства, которые часто меняются. Более того, планируется введение совершенно новых налогов, что опять-таки подтверждает нестабильную законодательную основу страны в части налогообложения. В свою очередь, несоблюдение, незнание налогового законодательства, а также его недостаточно правовая проработка и экономическая обоснованность повышает налоговые риски, причем как государства, так и налогоплательщиков. Вместе с тем внесение кардинальных изменений в структуру налоговой системы нецелесообразны сегодня, поэтому следует находить другие резервы, способствующие росту налоговых поступлений, например, выявление недекларируемых объектов налогообложения. От уплаты налогов и сборов пытаются уйти практически все, и позиция такая вполне объяснима, поскольку высокий уровень налогового гнета не дает возможности выйти на рыночную плоскость.


Одним из основных критериев, характеризующих состояние налоговой системы и ее отдельных субъектов, является уровень собираемости налогов. Показатель собираемости налогов отражает эффективность функционирования налоговой системы и, в частности, налоговых органов и других органов власти и управления в сфере налогообложения. Показатель собираемости рассчитывается, как соотношение фактически зачисленных и планируемых налоговых доходов за вычетом задолженности по налогам и сборам. В последние годы все меньше предоставляется налоговых льгот по налогам и сборам. Имеет некоторые противоречия установление сроков уплаты налогов. Частью первой Налогового кодекса достаточно четко и подробно установлены формы изменения сроков уплаты конкретных налогов, а также порядок и условия их применения.

В случае если налогоплательщик не может уплатить налог или сбор по определенным причинам, налоговым законодательством предусмотрена возможность отсрочки или рассрочки. Для этого следует обратиться в налоговый орган с заявлением. Отметим, что отсрочка отличается от рассрочки тем, что в первом случае, предполагается уплата налога по истечении срока его действия, во втором случае предлагается возможность постепенной уплаты суммы налога или сбора в соответствии с графиком.

Для получения отсрочки или рассрочки необходимо обоснование и пакет документов для предоставления. Заслуживает особого внимания порядок распределения федеральных налогов и сборов между звеньями бюджетной системы Российской Федерации.

На сегодняшний день большинство субъектов Российской Федерации дотационные. И это не удивительно, так как бюджетообразующие виды налогов сосредотачиваются в федеральном бюджете. А все трудно собираемые налоги остаются в регионах, например, имущественные налоги. Поэтому в большинстве регионов Российской Федерации плановые показатели бюджетов выполняется не в полном объеме. Хотя, в целом, несмотря на рост поступлений федеральных налогов и сборов плановые показатели федерального бюджета Российской Федерации по отдельным видам налогов также не всегда выполняются.

Таким образом, наиболее острой проблемой федеральных налогов и сборов является налоговое законодательство. Плательщики налогов и сборов не всегда в курсе всех изменений в области налогообложения. Незнание законодательства приводит к налоговым правонарушениям. Разумно проводить мероприятия в области налогового администрирования, что обеспечит более высокий уровень исполнения бюджетных показателей федеральных налогов и сборов.