Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Понятие, система и формы местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральный закон №131-ФЗ разграничивает общие принципы местного самоуправления на правовые, терри­ториальных, организационных и экономических основ. В науке муниципального права существуют разные подходы к формулированию и классификации общих принципов местного самоуправления, наиболее при­емлемым представляется классификация на основа­ния максимального обобщения законодательных норм о местном самоуправлении.

В таком контексте можно выделить принципы следующего порядка [13,с.55-56]:

- принцип самостоятельности решения населения вопросов местного значения,

-принцип орга­низационного обособления местного самоуправления в системе публичной власти,

-принцип соответствия материальных и финансовых ресурсов местного само­управления его полномочиям,

- принцип организацион­ных форм местного самоуправления,

-принцип сочета­нии представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан,

-принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления,

-принцип сочетания коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении,

-принцип государственной гарантии местного самоуправления,

-принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина при организации и осуществлении местного самоуправления,

-принцип законности в организации и осуществлении местного самоуправления,

-принцип гласности в организации и осуществлении местного самоуправления и т.д. [13,с.56].

Реализация этих принципов иногда порождает неоднозначное их истолкование. Так, Федеральным законом №131 -ФЗ установлен разный порядок приостановления действия муниципального акта нормативного характера и муниципального акта, не имеющего нормативного содержания.

В этом конкретном случае реализация принципа обязательности исполнения муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, может быть неоднозначно истолкована[4,с.114].

Отменить или приостановить действие муниципального акта нормативного характера может сам орган, его принявший, суд, а также в части, регулирующей осуществление переданных отдельных государственных полномочий - уполномоченный орган государственной власти[11,с.67].

Однако положения Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» устанавливают обязательность незамедлительного приостановления действия муниципального правового акта, не имеющего нормативного характера принявшим (издавшим) его органом местного самоуправления или должностным лицом в случае получения соответствующего предписания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.


В данном случае этот факт не будет считаться нарушением принципа обязательности исполнения на всей территории муниципального образования муниципальных правовых актов, а вместе с ним общего принципа самостоятельности местного самоуправления.

Под специальными принципами местного самоуправления (отраслевыми и функциональными) следует понимать правила, отражающие особенности института местного самоуправления и процедур его функционирования[12,с.88].

В статье 132 Конституции России установлен принцип, по которому органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями вместе с изданием соответствующего закона, обеспеченного финансированием [1].

Под частными принципами местного самоуправления (институциональные или касающиеся отдельных объектов) понимаются правила, установленные в уставах или иных муниципальных правовых актах, свойственные для организации местного самоуправления на территории конкретного муниципального образования, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных традиций[11,с.90].

Например, Федеральным законом №131-ФЗ для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя установлен принцип осуществления местного самоуправления только в рамках внутригородской территории. Это требование уже реализовано в уставах города Москвы и Санкт-Петербурга, где внутригородские территории получили наименования «муниципальные округа».

Однако это положение пока не реализовано в Севастополе, в котором наименование вида муниципального образования осталось неизменным, а именно «внутригородское муниципальное образование».

Говоря о значении принципов местного самоуправления для защиты прав муниципальных образований, хотелось бы затронуть историю этого института[5,с.74].

С момента принятия Конституции России 1993 года и закрепления самостоятельности местного самоуправления прошло 25 лет. Несмотря на все реформы, уже можно с уверенностью сказать об относительной институциональной и функциональной стабильности в сфере организации местного самоуправления в России [1]..

Система местного самоуправления работает постоянно, на основании не только норм иных отраслей права, но и собственной базы федеральных законов.

Возможность самостоятельного функционирования всех институтов местного самоуправления не вызывает сомнений и потихоньку находит новые направления для развития.

Органы местного самоуправления уже наладили свою работу по решению вопросов местного значения, однако, не без финансирования из федерального и регионального центров. Представляется, что финансовую независимость местное самоуправление не сможет реализовать в России ввиду известных объективных причин[12,с.69].


Сегодня институт местного самоуправления имеет большое количество гарантий для плодотворного функционирования, среди которых, одной из наиболее важных является судебная защита прав местного самоуправления на территории 21945 муниципальных образований.

Анализ принципов местного самоуправления, как регуляторов отношений в исследуемой сфере, дает основание для вывода, о нерегулярности их применения в судебной практике на международном и национальном уровне. Данное обстоятельство требует более активного их применения судьями при рассмотрении споров в сфере местного самоуправления.

Таким образом, в ходе написания первой главе курсовой работы было определено следующее:

- В современном государстве, где властная организация и ее осуществление основываются на принципе разделения властей, неотъемлемой частью становиться местное самоуправление.

-Принцип местного самоуправления позволяет обеспечить децентрализацию системы управления, что в конечном итоге приводит к тому, что система становится более гибкой и пригодной к обеспечению интересов общества на местах с учетом различных местных особенностей.

-На данный момент местное самоуправление не относится к государственному управлению, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

-Вопросы местного значения, выступая как публично властные предметы ведения муниципальных образований, не имеют государственной природы и не могут рассматриваться как государственные полномочия.

2 Тенденции и перспективы развития местного самоуправления на примере МО город Петергоф

2.1 Организация местного самоуправления в МО город Петергоф

Наименование муниципального образования - муниципальное образование город Петергоф. Сокращенное наименование муниципального образования - МО г. Петергоф. Наименование муниципального образования на английском языке - Peterhof. [18].

Муниципальное образование город Петергоф вправе иметь собственную символику, описание и порядок официального использования которых утверждаются нормативными правовыми актами муниципального Совета[18].

Символика муниципального образования город Петергоф подлежит государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.


Муниципальное образование город Петергоф включено в государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации. Регистрационный номер RU78118000 [18].

Представительный орган муниципального образования город Петергоф - муниципальный совет, состоящий из 20 депутатов, возглавляемый главой муниципального образования - председателем Муниципального Совета, избираемым из числа депутатов[17].

Исполнительный орган — местная администрация муниципального образования город Петергоф, возглавляемая главой местной администрации, назначаемого Муниципальным Советом на конкурсной основе.

Глава муниципального образования город Петергоф – исполняющий обязанности председателя Муниципального Совета Шифман Александр Викторович.

Глава местной администрации муниципального образования город Петергоф Егорова Татьяна Сергеевна[18].

Муниципальное образование город Петергоф – внутригородская территория города федерального значения Санкт-Петербург, на которой реализуется право жителей этой территории на местное самоуправление.

Площадь муниципального образования – 4830 га, население (данные 2014 года) – 75 267 человек. К населению муниципального образования город Петергоф относятся граждане Российской Федерации, проживающие в Санкт-Петербурге на территории муниципального образования город Петергоф[18].

Границы муниципального образования изображены на рис. 2

Рисунок 2 - Границы МО г. Петергоф[17].

Муниципальное образование город Петергоф расположено в границах муниципального образования город Петергоф.

Граница города Петергофа проходит: от пересечения ул.Крылова с урезом воды Финского залива, далее по оси границы с поселком Стрельна на юг до пересечения с границей Ломоносовского района Ленинградской области, далее на запад по границе Санкт-Петербурга с Ломоносовским районом Ленинградской области до пересечения с границей г.Ломоносова, далее вдоль границы с г.Ломоносовым до пересечения с урезом воды Финского залива и далее на восток по урезу воды Финского залива до пересечения с осью улицы Крылова[18].

Изменение границы муниципального образования город Петергоф осуществляется законами Санкт-Петербурга по инициативе населения, органов местного самоуправления муниципального образования город Петергоф, органов государственной власти Санкт-Петербурга, федеральных органов государственной власти в соответствии с федеральным законодательством с учетом мнения населения МО г.Петергоф[18].


Местное самоуправление в городе Петергоф осуществляется следующими органами [18]:

  1. Представительный орган муниципального образования город Петергоф — муниципальный совет, состоящий из 20 депутатов, возглавляемый главой муниципального образования - председателем Муниципального Совета, избираемым из числа депутатов. Глава муниципального образования город Петергоф – исполняющий обязанности председателя Муниципального Совета  Малик Светлана Васильевна.
  2. Исполнительный орган — местная администрация муниципального образования город Петергоф, возглавляемая главой местной администрации, назначаемого Муниципальным Советом на конкурсной основе. Глава местной администрации муниципального образования город Петергоф Шифман Александр Викторович.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге, к вопросам местного значения муниципальных образований относятся[18]:

  • принятие Устава муниципального образования, издание муниципальных правовых актов;
  • формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования и контроль за его исполнением;
  • владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • установление официальных символов, памятных дат и присвоение почетных званий муниципального образования;
  • принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
  • содействие в осуществлении контроля за соблюдением законодательства в сфере благоустройства, законодательства о розничной торговле;
  • согласование адресных программ размещения объектов розничной торговли;
  • организация сбора и вывоза мусора;
  • участие в проведении публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки;
  • внесение в органы исполнительной власти Санкт-Петербурга предложений по организации работы наземного городского пассажирского транспорта, установке светофорных объектов, дорожных знаков, нанесению дорожной разметки;
  • определение прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга;
  • организация информирования, консультирования и содействия жителям муниципального образования по вопросам создания товариществ собственников жилья, формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома;
  • установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;
  • осуществление защиты прав потребителей;
  • содействие развитию малого бизнеса на территории муниципального образования;
  • содержание муниципальной информационной службы;
  • учреждение печатного средства массовой информации, опубликование муниципальных правовых актов, иной информации;
  • формирование архивных фондов органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений;
  • участие в реализации мер по профилактике дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального образования;
  • участие в деятельности по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге в соответствии с законами Санкт-Петербурга;