Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Понятие, система и формы местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, в части муниципальных образований, в том числе городе Петергофе, добавлены следующие вопросы[18]:

  • участие в мероприятиях по охране окружающей среды;
  • разработка и реализация муниципальных социальных программ за счет средств местных бюджетов;
  • организация местных и участие в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий;
  • организация мероприятий по сохранению и развитию местных традиций и обрядов;
  • создание условий для развития на территории муниципального образования массовой физической культуры и спорта;
  • проведение работ по военно-патриотическому воспитанию граждан;
  • организация и проведение досуговых мероприятий для детей и подростков;
  • текущий ремонт и озеленение придомовых территорий и территорий дворов, включая проезды и въезды, пешеходные дорожки[18]:

- проведение мер по уширению территорий дворов в целях организации дополнительных парковочных мест;

- установка, содержание и ремонт ограждений газонов;

- установка и содержание малых архитектурных форм, уличной мебели и хозяйственно-бытового оборудования; создание зон отдыха, в том числе обустройство и содержание детских площадок;

- выполнение оформления к праздничным мероприятиям на территории муниципального образования;

- обустройство и содержание спортивных площадок;

- оборудование контейнерных площадок на территориях дворов;

- ликвидация несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора;

- уборка территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга;

  • организация учета зеленых насаждений внутриквартального озеленения на территории муниципального образования;
  • организация работ по компенсационному озеленению, проведение санитарных рубок;
  • проведение в установленном порядке минимально необходимых мероприятий по обеспечению доступности городской среды для маломобильных групп населения на территориях дворов муниципальных образований;
  • реализация мероприятий по повышению уровня защищенности жилищного фонда на территории муниципального образования, в том числе замена входных дверей с привлечением средств населения муниципального образования;
  • осуществление в порядке и формах, установленных законом Санкт-Петербурга, поддержки деятельности граждан, общественных объединений, участвующих в охране общественного порядка на территории муниципального образования;
  • создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.

Таким образом, по сравнению с другими типами муниципальных образований, сфера ведения муниципальных образований городов федерального значения является более ограниченной.

2.2 Тенденции взаимодействия местных органов власти с населением в муниципальном образовании город Петергоф

Основная тенденция взаимодействия местных органов власти РФ основана на взаимодействии её с населением. Так, население МО г. Петергоф имеет право на правотворческую инициативу по вопросам местного значения[17].

С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом. Минимальная численность инициативной группы граждан определяется в соответствии с требованиями Устава муниципального образования[18].

Подготовленные в порядке правотворческой инициативы проекты правовых актов по вопросам местного значения представляются инициативной группой граждан в муниципальный Совет, главе муниципального образования город Петергоф - главе местной администрации и подлежат обязательному рассмотрению муниципальным Советом, главой муниципального образования г.Петергоф - главой местной администрации, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, не позднее 30 дней со дня поступления от инициативной группы.

Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении представленного проекта.

В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции муниципального Совета, указанный проект подлежит обязательному рассмотрению на открытом заседании муниципального Совета МО город Петергоф с приглашением представителей инициативной группы[18].

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан и подлежит официальному опубликованию (обнародованию) [17].

Местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, место жительство которых расположено в границах муниципального образования город Петергоф, в целях принятия решений по наиболее важным вопросам местного значения[18].

Решение о назначении местного референдума принимается муниципальным Советом муниципального образования г.Петергоф в соответствии с федеральным законом и законом Санкт-Петербурга.


В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования город Петергоф. Граждане участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании[17].

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории МО г.Петергоф и не нуждается в утверждении.

Гарантии права граждан на участие в местном референдуме, порядок проведения местного референдума определяются федеральным законом и законом Санкт-Петербурга.

В результате проведенного интервью с заместителем главы Администрации МО г. Петергоф В.А. Раковой, было выяснено, что основными методами взаимодействия местных органов власти с населением города Петергоф являются[18]:

  • местные референдумы;
  • муниципальные выборы;
  • обращения в органы МСУ;
  • опросы граждан;
  • внесения правотворческих инициатив;
  • публичные слушания;
  • сходы граждан;
  • Интернет-портал «Наш Санкт-Петербург»;
  • центр обработки вызовов 004;
  • официальный веб-сайт муниципального образования;
  • официальная группа в социальной сети Вконтакте.

Также, муниципальное образование организует встречи-обсуждения, бесплатные семинары по обучению навыкам пользования ПК, бесплатные юридические консультации по вопросам ТСЖ, местные развлекательные мероприятия, концерты.

В качестве информационного обеспечения используются информационные стенды.

Соответственно, проанализируем каждый из вышеперечисленных методов.

Местные референдумы – голосования жителей муниципального образования по наиболее важным вопросам местного значения. Инициатива проведения местного референдума может принадлежать как местным органам власти, так и представителям населения или общественными объединениями (путем сбора подписей). Решение местного референдума подлежит обязательному исполнению.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Обращения в органы местного самоуправления – имеется в виду возможность личного или письменного обращения, с целью просьбы о помощи, выражения благодарности, внесения предложений и так далее. Личные обращения принимаются в приемные часы, как правило в дневное время.


Опросы граждан – опросы мнений граждан, организуемые местными органами власти.

Внесение правотворческих инициатив - предоставление жителям муниципального образования права непосредственно вносить в орган местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления проект муниципального правового акта по вопросам местного значения.

Публичные слушания – форма участия населения, подразумевающая обсуждения вопросов Устава муниципального образования, местного бюджета, проекты планов и программ развития, вопросы о преобразовании муниципальных образований.

Могут быть инициированы местными органами власти и населением, однако как правило инициируются первыми.

Сходы граждан – проводятся в целях обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного управления.

Могут быть инициированы местными органами власти и населением.

Интернет-портал «Наш Санкт-Петербург» - городской Интернет-портал, призванный облегчить коммуникацию населения с местными органами власти по вопросам местного значения. На портале каждый житель города может[18]:

  • направить сообщения о проблемах, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством и благоустройством города;
  • проинформировать городские службы об отсутствии справочной информации на информационных стендах, а также неудовлетворительном санитарном состоянии помещений в бюджетных учреждениях;
  • получить дополнительную информацию, касающуюся адресных городских программ и управляющих организаций, а также справочную информацию по интересующему объекту городского хозяйства;
  • ознакомиться с технико-экономическими паспортами многоквартирных домов Санкт-Петербурга и получить сведения об организациях, их обслуживающие.

Также, гражданам предоставляется возможность изучить другие обращения, получить информацию о ходе рассмотрения и ознакомиться с результатами каждого обращения.

Необходимо отметить, что МО город Петергоф занимает второе место среди всех муниципальных образований по активности жителей (числу обращений) на портале. Количество зарегистрированных обращений по городу Петергоф – 107, из них 57 проблем уже были решены [18]

Центр обработки вызовов 004 – городской проект, созданный для предоставления петербуржцам удобного, доступного и оперативного механизма сбора и передачи информации о происшествиях ЖКХ и различного рода нештатных ситуациях.


Удобным моментом является то, что номер является единым для большого числа вопросов, таким образом, жителям не приходится искать конкретный номер или перезванивать в большое количество инстанций – сотрудники Центра сами перенаправят звонок туда, куда нужно.

Официальный веб-сайт муниципального образования город Петергоф - на официальном сайте муниципального образования не только публикуется материалы информационного характера, но и существует форма подачи он-лайн обращения[18].

Также, сайт приводит поквартальную статистику обращений. Так, в первом квартале 2017 года гражданами Петергофа было подано 44 обращения, из них 36 письменных и 8 личных. Основная масса обращений касалась вопросов благоустройства[18].

Далее, для удобства исследования, обращения через сайт будем рассматривать вместе с методом «обращения», а сайт будем рассматривать как информационный ресурс.

В качестве информации, на сайте указаны Программы, содержащие планы муниципалитета по работам в 2017 году с указанием конкретных адресов, времени работы и стоимости проведения.

Сайт регулярно пополняется новостями, фотографиями, видеорепортажами и передачами про город Петергоф. На сайте есть отдельный раздел, посвященный мероприятиям по защите окружающей среды.

Официальная группа в социальной сети Вконтакте «Муниципальное образование город Петергоф» - информационная группа, где публикуется информация относительно официальных мероприятий в городе[17]:

В группе зарегистрировано 328 человек, что, безусловно, является маленькой частью населения (менее 1% населения). Группа была создана недавно, поэтому количество участников должно возрасти.

Наряду с официальной группой в социальной сети существуют неофициальные группы жителей Петергофа, объединяющие большее количество людей, например, группа «Мамочки и жители Петергофа» - 19 132 участника, «Петергоф» - 8 744 участника и другие[18].

Таким образом, было определено, что местное самоуправление в муниципальном образовании г.Петергоф - самостоятельное под свою ответственность решение населением МО г.Петергоф непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения и с учетом исторических и иных местных традиций.

Так, граждане осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.