Файл: Профессионально- личностные деформации субъекта труда.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
В качестве профилактики и предотвращения синдрома профессионально-личностной деформации рекомендуется также заниматься искусством. При этом сосем не обязательно заниматься им профессионально. Во многих психологических и медицинских исследованиях показано, что занятия музыкой, рисованием, другими видами искусства позитивно влияют на мозг, эмоциональную и личностную сферу человека. Эти занятия высвобождают и активизируют творческие способности человека, а любое творчество, как известно, снимает эмоциональное напряжение, является барьером для стрессов.
Также важно высыпаться и иметь хобби. Хобби отвлекает от работы, привносит в жизнь увлекающегося человека позитивные эмоции.
Важно не стоять в своем развитии на месте, не думать негативно и не воспринимать работу, как что-то негативное. Вокруг человека всегда много позитивных, приятных моментов. Это могут быть люди, с которыми можно пообщаться, новые интересы, новая деятельность и т.д. Причины профессиональной деформации часто кроются в рутине. Человек, вынужденный по роду деятельности ежедневно перекладывать бумажки, делать однообразные отчеты или проверять тетради, со временем устает и доходит до стадии, когда начинает ненавидеть свои обязанности. Не стоит отказываться от командировки или курсов повышения квалификации, особенно, если предстоит поездка в другой город. Новые места подарят массу впечатлений, а возможность общения с коллегами и опытными наставниками поможет взбодриться и окончательно не потерять уверенность в своих силах и компетентности.Чтобы не развилась профессиональная деформация личности, человеку социальной или любой другой сферы деятельности нужны достижимые цели и постоянное развитие.
Как утверждают специалисты, профессионально-личностную деформацию можно смягчить, если вовремя обратить внимание на свое эмоциональное и физическое состояние.
Приведем небольшую анкету, которую можно использовать как инструмент самодиагностики с целью оценки своей профессиональной деформации.
Инструкция к выполнению. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Обратите внимание: если в формулировках вопросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете [5].
№ |
Вопросы |
1 |
Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться |
2 |
Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры |
3 |
Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место) |
4 |
Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее) |
5 |
Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого |
6 |
От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров |
7 |
Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа два-три) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался |
8 |
Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие) |
9 |
Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам то, чего требует профессиональный долг |
10 |
Моя работа притупляет эмоции |
11 |
Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе |
12 |
Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой |
13 |
Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения |
14 |
Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения |
15 |
Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность |
16 |
Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь |
17 |
Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты |
18 |
Меня огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером |
19 |
Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше |
20 |
Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю партнеру внимания меньше, чем положено |
21 |
Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение |
22 |
Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров |
23 |
Общение с партнерами побудило меня сторониться людей |
24 |
При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение |
25 |
Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций |
26 |
Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами |
27 |
Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной |
28 |
У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли меня и т.п. |
29 |
Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или уделять ему меньше внимания |
30 |
В общении на работе я придерживаюсь принципа «не делая людям добра, не получишь зла» |
31 |
Я охотно рассказываю домашним о своей работе |
32 |
Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты) |
33 |
Порой я чувствую, что надо быть более отзывчивым к партнеру, но не могу |
34 |
Я очень переживаю за свою работу |
35 |
Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности |
36 |
При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль |
37 |
У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем |
38 |
Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям |
39 |
Последнее время (или всегда) меня преследуют неудачи в работе |
40 |
Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние |
41 |
Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно |
42 |
Я учитываю особенности деловых партнеров хуже, чем обычно |
43 |
Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми |
44 |
Я обычно проявляю интерес к личности партнера не только в связи с работой |
45 |
Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении |
46 |
Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами без души |
47 |
По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им плохого |
48 |
После общения с неприятными партнерами у меня ухудшается физическое или психическое самочувствие |
49 |
На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки |
50 |
Успехи в работе вдохновляют меня |
51 |
Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной) |
52 |
Я потерял покой из-за работы |
53 |
На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов) |
54 |
Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу |
55 |
Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции |
56 |
Я часто работаю через силу |
57 |
Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь |
58 |
В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье |
59 |
Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать |
60 |
После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание |
61 |
Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный |
62 |
Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю |
63 |
Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив |
64 |
Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы |
65 |
Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной |
66 |
Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание |
67 |
Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами |
68 |
Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился |
69 |
Состояние, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют |
70 |
Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций |
71 |
Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня |
72 |
Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства |
73 |
Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко |
74 |
Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств |
75 |
Моя карьера сложилась удачно |
76 |
Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой |
77 |
Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать |
78 |
Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах |
79 |
Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями |
80 |
Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил |
81 |
Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе |
82 |
Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство |
83 |
Работа с людьми плохо повлияла на меня как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции |
84 |
Работа с людьми явно подрывает мое здоровье |
Ключ:
«Напряжение»
Переживание психотравмирующих обстоятельств:
+1 (2), +13 (3), +25 (2), –37 (3), +49 (10), +61 (5), –73 (5)
Неудовлетворенность собой:
—2 (3), +14 (2), +26 (2), –38 (10), –50 (5), +62 (5), +74 (3)
«Загнанность в клетку»:
+3 (10), +15 (5), +27 (2), +39 (2), +51 (5), +63 (1), –75 (5)
Тревога и депрессия:
+4 (2), +16 (3), +28 (5), +40 (5), +52 (10), +64 (2), +76 (3)
«Резистенция»
Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование:
+5 (5), –17 (3), +29 (10), +41 (2), +53 (2), +65 (3), +77 (5)
Эмоционально-нравственная дезориентация:
+6 (10), –18 (3), +30 (3), +42 (5), +54 (2), +66 (2), –78 (5)
Расширение сферы экономии эмоций:
+7 (2), +19 (10), –31 (20), +43 (5), +55 (3), +67 (3), – 79( 5)
Редукция профессиональных обязанностей:
+8 (5), +20 (5), +32 (2), — 44 (2), +56 (3), +68 (3), +80 (10)
«Истощение»
Эмоциональный дефицит:
+9 (3), +21 (2), +33(5), — 45 (5), +57 (3), — 69 (10), +81 (2)
Эмоциональная отстраненность:
+10 (2), +22(3), –34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)
Личностная отстраненность (деперсонализация):
+11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5),+72(2), +83(10)
Психосоматические и психовегетативные нарушения:
+12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
Обработка данных
В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:
1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов выгорания с учетом коэффициента, указанного в скобках. Так, например, по первому симптому (переживание психотравмирующих обстоятельств) положительный ответ на вопрос № 13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос № 73 оценивается в 5 баллов и т.д. Количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.
2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования выгорания.
3. Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания — сумма показателей всех 12 симптомов.
Интерпретация результатов:
Методика дает подробную картину синдрома профессионального выгорания. Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов — несложившийся симптом;
10–15 баллов — складывающийся симптом;
16–19 баллов — сложившийся симптом;
20 и более баллов — симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» или «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо измеряемые в них явления существенно различны: это реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
36 и менее баллов — фаза не сформировалась;
37–60 баллов — фаза в стадии формирования;
61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.
Как известно, профессионально-личностная деформация не возникает сразу. Ее предшественниками обычно является профессиональное выгорание. Практикующие психологи приводят следующие рекомендации для профилактики профессиональной деформации и уменьшения профессионального выгорания.
Что нужно делать, если заметили первые признаки профессионального выгорания [1,5,10].
Прежде всего, признать, что они есть.
Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них — рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.
Люди часто оценивают эти проявления неверно — как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность, они стараются не думать о них и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим действительно на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами.
Блокирование своих чувств и активность, выраженная сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления.
Во-первых, ваше состояние может облегчить физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.
Для профессионала при этом уместна и полезна работа с супервизором — профессионально более опытным человеком, который при необходимости помогает менее опытному коллеге в профессионально-личностном совершенствовании. В запланированный период времени профессионал и супервизор регулярно совместно обсуждают проделанную работу. В ходе такого обсуждения совершается обучение и развитие, которые помогают выйти из выгорания.
Во-вторых, в нерабочее время вам нужно уединение. Для того чтобы справиться со своими чувствами, вам необходимо найти возможность побыть одному, без семьи и близких друзей.
Что рекомендуется и нерекомендуется делать при профессиональном выгорании и профессионально-личностной деформации.
-
- НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
- НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
- НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
- НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
- НЕ забывайте расслабляться, отдыхать.
- НЕ держите негатив в себе, «выпускайте пар».
Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
-
- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
- Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
- Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
- Постарайтесь снизить уровень эмоциональных затрат в своей работе.
- Участвуйте в нестандартных проектах на работе.
- Активизируйте свою социальную жизнь, заводите новых знакомых, общайтесь с друзьями, путешествуйте.
- Разносторонне развивайтесь, работайте с представителями других профессий.
Если у вас есть понимание, что выгорание происходит и достигло глубоких стадий,
Необходима специальная работа по отреагированию травматического опыта и возрождению чувств. И не пытайтесь провести эту работу сами с собой — такую сложную (и болезненную) работу можно выполнить только вместе с профессиональным психологом-консультантом [1,5].
Настоящее мужество состоит в том, чтобы признать: мне необходима профессиональная помощь. Потому, что основа «психологического лечения» — помочь человеку «ожить» и «заново собрать себя».
Сначала идет трудная работа, цель которой — «снять панцирь бесчувствия» и разрешить своим чувствам выйти наружу. Это не ведет к утрате самоконтроля, но подавление этих чувств может вести к неврозам и физическим проблемам. При этом важна специальная работа с разрушительными «ядовитыми» чувствами (в частности, агрессивными). Результатом этой подготовительной работы становится «расчистка» внутреннего пространства, высвобождающая место для прихода нового, возрождение чувств [1].
Следующий этап профессиональной работы — пересмотр своих жизненных мифов, целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе. Здесь важно принять и укрепить свое «Я», осознать ценность своей жизни; принять ответственность за свою жизнь и здоровье и занять профессиональную позицию в работе.